Алжирские источники об инициативе Ф.Сараджа по проведению выборов в Ливии

Алжирские источники отмечают наличие пораженческих настроений у «креатуры» АНДР в Ливии – председателя правительства в Триполи Файеза Сараджа, действующего с фактического одобрения значительной части мирового сообщества.

Речь идет прежде всего о сделанном 16 июля Ф.Сараджем заявлении, в котором он указал, что «сделал все, что было в его силах, чтобы примирить ливийцев и объединить страну, но столкнулся с отсутствием к этому интереса среди участников межливийского политического соглашения 2015 года, которые сделали все, чтобы подорвать его усилия».

Впрочем, данное заявление не следует считать его капитуляцией, поскольку одновременно глава правительства национального согласия (ПНС) предложил еще одно средство прекращения войны –проведение выборов в законодательные органы и на пост президента страны в марте 2018 года.

Тем самым он пытается поставить в неудобное положение своих оппонентов, бросивших ему вызов и прежде всего фельдмаршала Халифу Хафтара, постепенно подминающего под себя Ливию, поскольку на предвыборное время все боевые операции (если речь не идет о джихадистах) должны быть прекращены.

Дополнительно для выхода страны из «спирали насилия и политического тупика» Ф.Сарадж выступает также в поддержку создания комитета, состоящего из членов парламента и правительства, чьей миссией было бы устранение дуализма в управлении и впоследствии «защита здания государственной власти от политических разногласий и посягательств».

Тем самым, как указывают алжирские источники, он пытается мирными средствами устранить «правительственный» раскол страны, в которой в настоящее время действуют фактически как минимум три кабинета, так или иначе оспаривающих власть в Ливии, не считая местечковых «кабинетов» вроде тех, которые имеются у представителей национальных меньшинств, включая тубу и берберов.

Речь в данном случае идет о самом ПНС, «правительстве» Тобрука и еще более опереточном «правительстве» Халифы аль-Гвейли, которое также, по данным алжирских источников, не оставляет своих попыток перехватить власть у конкурентов из Мисураты.

Кроме того, Файез Сарадж выступил за создание «верховного совета по национальному примирению для поддержания отправления правосудия в переходный период, который бы определил все механизмы и процессы, как судебные, так и внесудебные, направленные на помощь ливийскому обществу, чтобы справиться с его прошлым, и восстановить, таким образом, правовое государство».

И, наконец, глава ПНС считает, что впоследствии, для укрепления власти и правопорядка, «было бы также полезно создавать комитеты по примирению между городами», предназначенные для прекращения и недопущения в будущем межплеменной вражды.

По его словам, этот замысел нацелен на «поиск реального решения, чтобы никто не был исключен из строительства новой Ливии».

Иными словами, это заявление открыто свидетельствует о фактическом прекращении действия межливийского декабрьского соглашения 2015 года о примирении и создании единой власти в стране, по которому все остальные носители силы в Ливии должны были признать главенство кабинета Ф.Сараджа.

Соответственно, обнародование им нового «миротворческого» плана, разработанного при участии Алжира и Италии, служит попыткой не допустить все более очевидного надвигающегося поражения в противостоянии с Х.Хафтаром и прочими носителями силы, бросившими ему вызов.

И в этом отношении его план лишь отчасти развивает вышеупомянутые декабрьские соглашения 2015 года, по которым все «местечковые» правительства должны были ее лишиться, получив посты и доходы по воле ПНС.

Между тем, для Х.Хафтара данное предложение выглядит малопривлекательным, поскольку оно, в случае его исполнения, автоматически «оттирает» его от власти в тот самый момент, когда он набирает силу после захвата осенью 2016 года нефтяных месторождений на востоке страны и взятия Бенгази в текущем году.

Следовательно, под предлогом необходимости завершения антитеррористической операции в стране он будет если не явно, то косвенно и тайно, срывать реализацию предложения Ф.Сараджа.

И такое его поведение изначально оправдывается наличием до сих пор незачищенных оплотов джихадизма вроде той же Дерны, поскольку в противном случае проводить выборы в стране было бы делом преждевременным и нелегитимным.

Говоря о причине появления подобного заявления Ф.Сараджа, следует указать, что его неспособность объединить Ливию определяется тем, что ему за полтора года так и не удалось создать боеспособные и гарантированно лояльные силы, которые бы могли навести порядок даже в самом Триполи, где находится его правительство.

Во всяком случае, создаваемая им «президентская гвардия» в целом неизменно демонстрирует неспособность противостоять племенным ополчениям и полубандитским группировкам на западе страны, не говоря уже о более серьезных противниках вроде того же Х.Хафтара.

Этот же момент обусловливает его неспособность склонить на свою сторону Мисурату, представители которой взаимодействует с ним лишь при осуществлении действий против запрещенного в России «Исламского государства», тогда как в отношении совместного полноценного сопротивления последовательно усиливающемуся Х.Хафтару они договориться пока не в состоянии.

И по сути, заявление Ф.Сараджа преследует цель лишь выиграть время и привлечь к нему «колеблющихся», особенно из числа иностранных государств. Например – заручиться поддержкой США, которые при новой президентской администрации Дональда Трампа до сих пор четко не обозначили свою позицию по отношению к сторонам межливийского конфликта.

Как представляется, именно изменение позиции Вашингтона способно самым серьезным образом повлиять на дальнейший ход борьбы за власть в Ливии.

52.09MB | MySQL:103 | 0,514sec