О системе религиозного образования в современном Пакистане

На момент появления в 1947 г. на политической карте мира независимого государства Пакистан на его территории находилось крайне незначительное число религиозных учебных заведений (РУЗ) — 245. Их большинство, как отмечается, включая крупные (в частности, высшие теологические учебные заведения — «дар-уль-улумы», вполне сопоставимые по значимости и влиянию со светскими университетами), отошло после раздела к Индии.

В первые годы существования страны, на фоне не прекращавшихся споров относительно «подлинной» идентичности молодого государства (исламское или все же светское), лишь в 1973 г. закрепленной в конституции ИРП, основной рост числа учебных заведений наблюдался в области светского образования, которое, даже несмотря на непростые периоды в своей истории (например, во время кампании по национализации целого ряда частных школ и колледжей при правительстве З.А. Бхутто в 1972-1977 гг.), в целом сумело весьма своевременно и успешно соответствовать изменявшимся требованиям времени, не в последнюю очередь благодаря должному вниманию со стороны властей (регулярный пересмотр финансирования в сторону увеличения и т.п.), постепенно охватывая все новые и новые направления подготовки дипломированных специалистов.

Соответственно, как отмечается, РУЗ Пакистана (и в первую очередь их наиболее многочисленная составляющая – медресе(1), представляющие собой школы низовой ступени при суннитских мечетях и шиитских молельных домах)(3) подобной особой или по крайней мере официально декларируемой поддержкой правящих режимов фактически никогда не пользовались. Редким исключением стал период правления Зия-уль-Хака (1977-1988 гг.), когда в упомянутой области наблюдался своеобразный «бум» – если на конец 1960-х гг. в стране насчитывалось в общей сложности не более 500 РУЗ, то к 1988 г. «стараниями» властей их число, по данным министерства по делам религии, а также министерства образования Пакистана, выросло более чем до 2800(2).

В организационном плане подавляющее большинство пакистанских медресе (по данным на 2000 г., 4108 из 6761; язык преподавания – урду) подотчетно пяти основным специализированным Советам (Board of Madrassah), каждый из которых в свою очередь отвечает за разработку учебных программ, а также за прием экзаменов у последователей соответствующих течений и направлений в исламе. Значительная часть упомянутых медресе финансируется (хотя, как очевидно, недостаточно) государством – так, в бюджете на 2004/2005 фин. год на эти цели выделено более полутора миллиардов пакистанских рупий (порядка 24 млн долл. США)(4). Общее число обучающихся в РУЗ составляет (по данным на 2000 г.) немногим более 1 млн человек(5) (цифра, впрочем, оспаривается независимыми обозревателями, говорящими о значительно меньшем показателе). Их большинство (по данным на 2000 г., порядка 930 тыс.) составляют юноши, число девушек весьма невелико – около 130 тыс.

В настоящий момент в Пакистане действуют следующие специализированные Советы:

1. «Вафак-аль-Мадарис аль-Арабиа». Основан в 1959 г. Центральный офис находится в г. Мултане. Контролирует часть суннитских медресе, функционирующих в рамках как деобандской, так и барелвитской теологических школ (по данным на 2000 г., 1947).

2. «Танзим-аль-Мадарис». Основан в 1960 г. Центральный офис находится в г. Лахоре. Контролирует часть суннитских медресе, функционирующих в рамках как деобандской, так и барелвитской теологических школ (по данным на 2000 г., 1363).

3. «Вафак-аль-Мадарис ас-Салафиа». Основан в 1955 г. Центральный офис находится в г. Фейсалабаде. Контролирует часть суннитских медресе, функционирующих в рамках теологической школы «ахль-и-хадис» (по данным на 2000 г., 310).

4. «Вафак-аль-Мадарис аш-Шиа’а». Основан в 1959 г. Центральный офис находится в Лахоре. Контролирует основную часть шиитских медресе (по данным на 2000 г., 297).

5. «Рабита-аль-Мадарис аль-Исламийя». Основан в 1983 г. как «находящийся вне рамок каких-либо толков» (признает правильность всех направлений ислама). Центральный офис находится в г. Лахоре (по данным на 2000 г., ему подконтрольно 191 медресе).

Основа учебного плана, используемого в РУЗ Пакистана, носит название «дарс-и-Низами» («учение Низами») – по имени ее «разработчика», муллы Низамуддина Сихалви (скончался в 1748 г.), который внес принципиальные изменения в «учебные программы» медресе той эпохи (ему покровительствовал лично Великий Могол Аурангзеб)(6). Важнейшим его компонентом является преподавание доктринальных положений ислама и исламской культуры («исламиййят»), что, впрочем, обязательно для всех школ в Пакистане, вне зависимости от их принадлежности.

Общая продолжительность обучения в пакистанских РУЗ составляет 16 лет. Учебный процесс делится на следующие шесть ступеней(7).

1. «Ибтидаи» («начальная»). Продолжительность — 5 лет. Соответствует начальной (primary) общеобразовательной пакистанской школе (1-5 классы). Обучающиеся усваивают основы («назра») исламского вероучения.

2. «Мутавассит» («средняя»). Продолжительность — 3 года. Соответствует так называемой неполной средней (middle) общеобразовательной пакистанской школе (6-8 классы). Первостепенное внимание уделяется заучиванию («хифз») Корана.

3. «Саниа А’ама» («общая второй ступени»). Продолжительность — 2 года. Соответствует средней (matriculation) общеобразовательной пакистанской школе (9-10 классы). Отрабатываются, в частности, навыки чтения Корана вслух («кира’т»).

4. «Саниа хаса» («специализированная второй ступени»). Продолжительность — 2 года. Соответствует так называемой высшей средней (intermediate) общеобразовательной пакистанской школе (11-12 классы). Обучающиеся осваивают нормы мусульманского права («маукуф-’алейх»).

5. «Аалиа» («высшая»). Продолжительность — 2 года. Соответствует курсу обучения в колледже. Как считается, приравнивается к степени бакалавра наук.

6. «Аламиа» («научная»). Продолжительность — 2 года. Соответствует курсу обучения в пакистанском университете. Как считается, приравнивается к степени магистра наук. Основное внимание уделяется изучению преданий о жизни пророка Мухаммада – хадисов («даура-и-хадис»).

Столь продолжительный срок обучения в РУЗ Пакистана создает вполне определенные проблемы для их выпускников, в первую очередь с учетом заведомой некотируемости полученных ими дипломов на современном рынке труда. Кроме того, с «громким» приходом в 2002 г. по итогам всеобщих парламентских выборов пакистанских религиозных деятелей в политику (представляющий их альянс партий «Муттахида Маджлис-и-Амаль» сформировал правительство в Северо-Западной пограничной провинции и вошел в состав коалиционного кабинета министров в Белуджистане, а также располагает значительным числом депутатов в нижней палате парламента – Нацассамблее) уже неоднократно поднимался вопрос о соответствии их духовных степеней светским и в целом — полученных ими документов общепринятым дипломам о высшем образовании.


*Имея в виду комплексность упомянутой темы, автор посчитал возможным осветить в своей статье некоторые из ее, как представляется, наиболее интересных аспектов.

(1) Урду — «дини мадарис» (прим. автора).

(2) Maqsood Ruqayyah Waris A Basic Dictionary of Islam, Lahore, 2001, c. 135.

(3) Pakistan Religious Education Institutions. An Overview, Institute of Policy Studies, Islamabad, 2002, c. 25.

(4) The Nation. Islamabad, 08.03.2005.

(5) Dawn. Islamabad, 27.03.2005.

(6) Pakistan Religious Education Institutions. An Overview, Institute of Policy Studies, Islamabad, 2002, c. 20.

(7) Там же, с. 22.

62.94MB | MySQL:102 | 0,522sec