О позиции Турции в отношении курдского референдума

Министр иностранных дел Турции Мавлют Чавушоглу, находившийся 23 августа с визитом в Иракском Курдистане, встретился в Эрбиле с президентом М.Барзани. В ходе переговоров он коснулся вопроса референдума о независимости региона, назначенного на 25 сентября, и высказал точку зрения, что «на данном этапе это порождает проблемы и угрожает безопасности региону, в целом».

Пресс-релиз администрации Иракского Курдистана в свою очередь сообщает, что «министр иностранных дел Турции обсуждал вопрос референдума и пояснил, что его страна привержена к обеспечению интересов курдского народа, но также видит, что проведение референдума в данное время приводит к проблемам, ставит регион перед лицом различных вызовов,… а также выразил готовность турецкой стороны участвовать в изучении этих проблем (между Багдадом и Эрбилем – авт.) и в их устранении».

В свою очередь, касаясь вопроса о референдуме, М.Барзани, напомнил о причинах, побудивших курдский народ к его проведению. По его мнению, «горькая история курдов и отношения к ним со стороны иракского государства, изобиловавшая примерами угнетения и унижения, побудили их открыть новую страницу в своей истории, и, начиная, с 2003 г. курды приложили все свои усилия для построения нового Ирака на основе участия и конституции».

«Тем не менее, реальность оказалась такова, что мы не хотим повторения предыдущих горьких уроков, и не курдский народ несет ответственность за сложившуюся ситуацию, а причина проблем кроется в ошибочной политике, проводимой иракским правительством», — делает вывод курдский лидер.

Далее, пресс-релиз ссылается на слова М.Барзани о том, что «решения народа Курдистана является его естественным, демократическим правом и будет неподвластно угрозам войны и попыткам сорвать референдум, и если мы и не преуспели жить как добрые соседи с иракцами, то, по крайней мере, за последние годы, всем стало ясно – Курдистан представляет собой зону стабильности, а вопросы безопасности и мира в регионе являются приоритетными для нас (курдского народа- авт.)».

Оставим эти демагогические рассуждения М.Барзани на его совести. Мы приводим их для того, чтобы показать: никакой серьезной аргументации в пользу выхода из Ирака у курдского лидера не было, и нет.  Им столько и всего уже было сказано в обоснование идеи референдума, что возвращаться к этому нет необходимости, если бы не контекст и формат в котором это было сказано. Последние две недели Эрбиль посетили десятки различных миссий, эмиссаров, представителей Евросоюза, ООН, американского посольства в Ираке и Центрального военного командования, новый посол Германии в Ираке, все они старались, так или иначе, повлиять на ситуацию, или попытаться сориентироваться в ней. Визит главы турецкого МИДа и его позиция в этом списке занимают особое место и вот почему.

Позиция Турции в отношении Иракского Курдистана до 2005 года всегда выстраивалась на принципе «красной черты». В том смысле, что Анкара жестко противостояла любым попыткам сепаратистского толка, исходившим из Эрбиля. Контакты с регионом предпринимались, главным образом, посредством официальных структур иракского МИДа. Однако последние полтора-два года ознаменовались радикальной сменой турецкого курса: турецкие войска вошли под формальным предлогом на север Ирака, представители официальных ведомств стали ездить напрямую в Эрбиль, Турция предоставила гражданство беглому вице-президенту Ирака Тарику аль-Хашеми, словом, стала делать все, чтобы максимально ослабить влияние федеральных властей Ирака на ситуацию в Иракском Курдистане. То есть, решила сделать ставку на ослабление единого Ирака и его последующий раскол.

Возникает закономерный вопрос. Чего на самом деле добивается Анкара? Турция является одним из основных участников курдской интриги. Растили-растили, кормили-кормили курдский сепаратизм и вдруг, на тебе: М.Чавушоглу высказался вполне ясно: Турция возражает против проведения референдума. Так же, как высказались «против» Иран, США, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн и, разумеется, официальный Багдад.

По нашему мнению, все турецкая политика в отношении Иракского Курдистана, зиждившаяся на двух, плохо уживающихся составляющих: страхе и жадности, (страхе перед «большим» независимым Курдистаном, куда может войти четверть Турции, и жадностью к нефтяным деньгам, поступающим от бизнеса с Эрбилем) была противоречива, непоследовательна и, в итоге, привела Анкару к своеобразному цейтноту.  Скорее всего, в том, или ином виде, референдум состоится, другое дело, каким будет реальное воплощение его результатов для Турции, в свете ее «курдского вопроса». Для Турции, с учетом количества этнических курдов, проживающих на ее территории и особых отношений с Рабочей партией Курдистана (РПК), возникновение полноценного независимого курдского государства на своих южных границах являлось и является вопросом национальной безопасности. Это и именно это всегда определяло отношения Турции с тремя другими членами «курдской тройки», то есть, странами, где проживает курдское меньшинство, Сирией, Ираном и Ираком.

И поэтому парадигма была одна: никакой независимости, и даже никакой автономии курдам не должно быть дано. Никогда и нигде, у соседей, из этого все четверо и исходили до падения режима Саддама Хусейна. Вторжение США в Ирак в 2003 г. и последовавшая затем трансформация страны все изменила.

Приход шиитов в Ираке во власть и ослабление суннитов, пользовавшихся поддержкой Турции, приход в самой Турции к власти Партии справедливости и развития – все это превратило прежнюю политику «красной черты» в политику «красных зигзагов». Последовали попытки укрепления туркоманской общины, заигрывания с суннитскими племенами, выстраивание балансов с противоборствующими курдскими группировками, что на каком-то этапе привело турецкое руководство к ощущению, что оно не контролируют процесс, плюс, стало совершенно понятным серьезное, почти доминирующее влияние Ирана. В том числе и на курдские дела.

И вот с курдами, с правительством М.Барзани, было решено сблизиться. С 2005 года в регион хлынули турецкие товары, инвесторы, на сегодня занимающие первое место среди всех, иностранцев, вложивших деньги в регион. Понятен и не вызывает вопросов экономический интерес Анкары к Иракскому Курдистану, с учетом поставок нефти, идущей на турецкий порт Джейхан.  Понятен и политический интерес – противопоставить курдское влияние шиитскому федеральному правительству в Багдаде, Тем не менее, осознание того, что без центральных властей Ирака вопрос с курдами решен быть не может, привел Анкару к позиции, схожей (и вполне возможно, согласованной с Ираном) с прежней «красной чертой» – время для независимости Курдистана еще не пришло.

Слишком силен может оказаться этот импульс для курдского вопроса, настолько силен, что может и не устоять турецкая перемычка у курдского анклава Африн, поэтому в данный момент времени вводные для той или иной редакции, в которой будет проходить злополучный, но неизбежный референдум, формируются сейчас не в Анкаре и не в Вашингтоне. Они формируются сегодня в сирийской пустыне под Дейр эз-Зором, снятие блокады с которого, будет иметь определяющий эффект на весь региональный расклад. В том числе, и курдский. Поэтому, министр МЧавушоглу присоединился к общей на сегодня позиции всех внешних сил, поэтому,  ничего другого он и не мог сказать, исходя из динамики турецкой политики в Курдистане и ограниченных возможностей Анкары, умудрившейся так далеко уйти в своих неоосманских амбициях, что ей придется иметь дело вместо одной «старой доброй» РПК, с которой все было просто – война и все, с курдами афринского анклава, а там развернуты посты военной полиции РФ, с курдами «демократической направленности», вооружаемыми и поддерживаемыми США,  с курдами М.Барзани, которые сегодня союзники, а завтра, если «рванет» у них с идеей Великого Курдистана, и реши они договориться с курдам Д.Талабани, и  перестанут сдавать РПК, а объединятся с ней, став для турок врагами, с обиженными на Анкару иракскими туркоманами Киркука, которых она бросила, начав заигрывать с Эрбилем, и которых прибрал к рукам Багдад, с шиитским Народным ополчением Ирака, официальной силовой структурой, поклявшейся не отдать Киркук и не допустить раскола страны. Слишком велик может оказаться этот список для Р.Т.Эрдогана.

Ну а что до курдов, так это же турки думали, что использовали их, а на самом деле, наоборот, правда, те, взяли и слили в последний момент тему поддержки референдума. Ну и ладно.  Референдуму быть. А Анкаре это в Эрбиле припомнят, можете не сомневаться.

52.22MB | MySQL:103 | 0,472sec