О состоянии израильско-египетских отношений

Египет, как и все остальные арабские государства, не признал права еврейского народа на национальную государственность в Палестине/Эрец-Исраэль. Он находился в состоянии войны с Государством Израиль на протяжении 30 лет — с момента провозглашения его независимости в мае 1948 года и до подписания Менахемом Бегиным и Анваром Садатом кемп-дэвидских соглашений о мире в 1978 году. За эти 30 лет Египет четыре раза воевал с Израилем и каждый раз терпел поражение.

После этого наступила эпоха «холодного мира». Отношения между Израилем и Египтом, характеризующиеся в таком качестве, были в целом стабильными вплоть до свержения президента Хосни Мубарака в начале 2011 года. Мирный договор Египта с Израилем выдержал испытания Первой ливанской войной 1982 года и Второй ливанской войной 2006 года, а также двумя интифадами. Начиная с июня 2007 года, Египет сотрудничал с Израилем в блокаде сектора Газа, оказавшегося под контролем исламистского движения ХАМАС. Можно назвать и некоторые позитивные моменты египетско-израильских отношениях:

  1. Израильские туристы продолжали массами прибывать на расположенные вдоль восточного побережья Эйлатского (Акабского) залива курорты, построенные в тот период, когда Синай находился под израильским контролем: Невиот (Нуэйба), Ди-Захав (Дахаб) и Офиру (Шарм а-Шейх).
  2. В 2005 году был подписан договор о поставке египетского природного газа в Израиль.

Однако на демонстрациях египетской оппозиции против президента Хосни Мубарака раздавались антиизраильские лозунги и призывы разорвать дипломатические отношения с еврейским государством. Несколько раз исламские экстремисты подрывали газопровод, поставлявший египетский газ Израилю. Поэтому пришедший к власти в 2011 году новый египетский режим попытался понравиться вышедшим на улицу  массам, демонстрируя, что его отношение к Израилю, в отличие от отношения режима президента Хосни Мубарака, однозначно отрицательное. В связи с этим 28 мая 2011 года египтяне открыли КПП Рафах на границе с сектором Газа, который был закрыт с начала блокады Сектора Израилем и Египтом в 2007 году. Египтяне также разорвали в одностороннем порядке договор о поставке природного газа Израилю.

В июне того же года египетские спецслужбы арестовали в Каире израильтянина Илана Гарфеля, которого обвинили в шпионаже. Израиль решительно отверг эти обвинения.

18 августа 2011 года египетские террористы пересекли границу с Израилем к северу от Эйлата и совершили серию террористических актов, в результате которых были убиты 6 и ранены 40 израильских граждан. Египетские солдаты не воспрепятствовали террористам в пересечении границы. В ходе последовавшего за этим преследования террористов семеро из них были убиты израильскими военнослужащими. В ходе перестрелки были убиты также пятеро египетских и двое израильских солдат. Вслед за этим инцидентом в Каире начались массовые антиизраильские демонстрации. Демонстранты сорвали израильский флаг со здания посольства. Высший военный совет Египта, управлявший страной после переворота, рассматривал возможность отозвать египетского посла из Израиля, однако в итоге не сделал этого. Израильтяне принесли извинения за гибель египетских солдат, хотя, по сути, им не за что было извиняться, однако Египет заявил, что извинений недостаточно. Дипломатические отношения между двумя государствами разорваны не были, однако в целом отношения между Египтом и Израилем стали открыто враждебными, а граница между ними стала границей военного противостояния из-за активизации террористических организаций на Синайском полуострове и фактического бездействия египетских силовых структур, которые почти не препятствовали действиям террористов против Израиля.

На фоне этих событий 20 августа 2011 года доктор Абд эль-Мунаем эль-Футух , представитель движения «Братья-мусульмане», намеревавшийся выдвинуть свою кандидатуру на предстоявших президентских выборах, обрушился с самой резкой критикой на мирный договор между Египтом и Израилем. По его словам, кемп-дэвидские соглашения «фактически уже не существуют в реальности». Абд эль-Мунаем эль-Футух также обвинил режим президента Хосни Мубарака в том, «что он был агентом сионистов», и заявил, что «египетский народ с самого начала не видел в этих соглашениях ничего, кроме куска бумаги».

9 сентября 2011 года толпы египтян напали на посольство Израиля в Каире и захватили часть его помещений. Остававшиеся в здании израильские охранники удержали часть его, а затем были эвакуированы египетской армией. Следует отметить, что египетские власти вмешались в происходящее только после сильнейшего давления со стороны администрации США. В связи с этим событиями почти все израильские дипломаты во главе с послом и члены их семей покинули Египет. В Каире остался только заместитель посла в качестве единственного израильского дипломатического представителя.

Тем не менее, уже в октябре 2011 года Египет выступил в роли посредника между Израилем и ХАМАСом в заключении сделки по освобождению находившегося с 2006 года в плену у ХАМАСа в секторе Газа израильского военнослужащего Гилада Шалита (в обмен на его освобождение израильтяне освободили 1027 арабских террористов, находившихся в израильских тюрьмах). Одновременно с этим Египет и Израиль достигли соглашения об освобождении арестованного в Египте по обвинению в шпионаже израильского гражданина Илана Гарфеля. Он был возвращен в Израиль. В обмен на него израильтяне освободили и выслали в Египет 25 египетских уголовных преступников, содержавшихся в израильских тюрьмах.

Враждебные отношения между Египтом и Израилем сохранились и после того, как на прошедших в июне 2012 года в Египте выборах президентом был избран Мухаммед Мурси, лидер Партии свободы и справедливости, представлявшей собой фактически филиал движения «Братья-мусульмане». Однако, несмотря на то, что президент Мухаммед Мурси не скрывал своей враждебности к еврейскому государству, он не решился расторгнуть мирный договор с ним.

3 июля 2013 года Мухаммед Мурси был свергнут в результате военного переворота. Пришедший после переходного периода (в июне 2014 года) к власти в Египте президент Абдель-Фаттах Халил ас-Сиси фактически заново восстановил отношения с Израилем. В настоящее время отношения между двумя странами можно охарактеризовать как «холодный мир плюс». Для понимания характера этих отношений показательная история работы в Египте нынешнего израильского посла Давида Гуврина.

Давид Гуврин вступил в должность посла в Египте в августе 2016 года, однако менее, чем через полгода после вручения своих верительных грамот новый израильский посол был вынужден покинуть Каир в связи с предостережениями о непосредственной террористической угрозе, представлявшейся весьма реальной на фоне тогдашней волны террора в Египте. С декабря 2016 года посольство Израиля в Каире не функционировало. Израильский посол Давид Гуврин вернулся на родину вместе со всеми дипломатическими сотрудниками. В здании посольства осталась лишь постоянная охрана.

Тем не менее, обе стороны, как израильское, так и египетское политическое руководство, старались не привлекать внимания к фактическому прекращению функционированию израильского посольства в Египте. Посол Давид Гуврин не стал делать никаких публичных заявлений в связи со своим отъездом на родину. Он просто отменил встречи, назначенные ему с различными египетскими официальными лицами и свое участие в разного рода публичных мероприятиях. Однако при этом в каждом конкретном случае он представлял различные объяснения по поводу отмены встреч и своего отсутствия на публичных мероприятиях. Отбытие израильского посла из Каира на родину никоим образом не свидетельствовало об ухудшении египетско-израильских отношений. В этой связи уместно напомнить о том, что посол Египта в Израиле Хазам Хайрат оставался в Тель-Авиве весь тот период времени, когда в Каире фактически не было израильского посла.

Необходимо отметить, что Давид Гуврин в течение своего сравнительно короткого пребывания в Каире сумел завязать весьма серьезные связи с высокопоставленными должностными лицами Египта. Популярный израильский новостной интернет-сайт NRG сообщал в этой связи со ссылкой на пожелавшие остаться анонимными египетские источники, что профессиональная деятельность посла Давида Гуврина вызывает большое уважение администрации президента Абдель-Фаттаха Халила ас-Сиси, и что он во многом способствовал улучшению отношений между Египтом и Израилем и развитию двусторонним связей между странами в различных сферах деятельности.

Давид Гуврин родился в Иерусалиме в 1963 году в семье дипломата Йосефа Гуврина, который был в свое время послом Израиля в Румынии, а затем – в Австрии. Он служил в ВВС, а затем учился в Еврейской университете в Иерусалиме со специализацией по востоковедению и получил степень доктора наук по истории Ближнего Востока. Он свободно владеет арабским языком, что, естественно, во многом способствовало его дипломатической деятельности в Египте. В Египет Давид Гуврин впервые прибыл в 1989 году. Тогда он был первым секретарем посольства Израиля. Позднее он работал в израильской делегации в ООН и начальником отдела Иордании в израильском МИДе.

Прекрасно понимая тонкости и слабые места египетско-израильских отношений, Давид Гуврин, став послом еврейского государства в Каире, отнюдь не игнорировал мрачные страницы в истории египетско-израильских отношений. В частности — жестокие гонения, которым подвергалось еврейское меньшинство в Египте с середины прошлого века. Стоит отметить, что в сентябре 2016 года, практически сразу же после вступления в должность Давид Гуврин совершил поездку в Александрию, где, как сообщалось, встретился с местной еврейской общиной. Сам по себе факт официальной встречи местных евреев с послом еврейского государства был неординарным событием в свете того, обстоятельства, что сам создание еврейского государства в свое время автоматически превратило всех египетских евреев в его агентов в глазах египетских властей.

В прошлом, на протяжении тысячелетий в Египте существовала крупная еврейская община. Сразу же после провозглашение независимости Государства Израиль в 1948 году в Египте, войска которого вместе с армиями других арабских государств вторглись на территорию еврейского государства с целью «сбросить евреев в море», начались жестокие преследования местного еврейского населения, численность которого составляла в то время 80 тысяч человек. Это привело к массовому исходу египетских евреев. Численность еврейских беженцев из Египта достигла тогда 30 тысяч. Египетское правительство конфисковало их имущество.

Новая волна еще более жестоких преследований обрушилась на египетских евреев в 1956 году, накануне и в ходе Синайской войны (в советских источниках она именовалась «Англо-франко-израильской агрессией против Египта»). Евреев массово увольняли с работы, их движимая и недвижимая частная собственность конфисковалась, еврейские организации были объявлены вне закона. В результате этого началу 1957 года в Египте оставалось только 3 тысячи евреев. Подавляющее большинство еврейского населения Египта эмигрировало во Францию и Италию или репатриировалось в Израиль.

Эмиграция евреев из Египта продолжалась и в последующие годы. Согласно одной из оценок, в сентябре 2014 года в Египте оставалось только 12 евреев, не перешедших в ислам или в христианство. Согласно сообщению возглавлявшей остатки еврейской общины Египта Магды Тани Харун, в 2016 году в Египте осталось только 6 евреев, сохранивших свое вероисповедание. Все это были женщины в возрасте старше 65 лет. Однако в реальности число египетских евреев больше, если принять в расчет детей от смешанных браков и лиц, номинально перешедших в ислам (реже в христианство), которые сохраняют в той или иной степени еврейскую идентичность.

Несмотря на то, что в последние годы в Израиле началось обсуждение проблемы еврейских беженцев из арабских стран и оставленной ими в странах исхода собственности, израильское правительство воздерживается от выдвижения каких либо претензий к Египту по поводу присвоенного египетскими властями во времена короля Фарука и президента Гамаля Абдель Насера еврейского имущества. Израильтяне однозначно предпочитают не ставить нынешнее египетское руководство в сложное положение на внутриполитической арене. Даже если предположить сугубо гипотетически, что президент Абдель-Фаттах Халил ас-Сиси и его администрация были бы готовы обсуждать с израильтянами претензии такого рода, массы рядовых египтян восприняли бы такую готовность крайне враждебно, и это неизбежно привело бы к антиправительственным выступлениям.

Во вторник на этой неделе израильский посол в Египте Давид Гуврин вернулся в Каир после восьмимесячного отсутствия, вызванного соображениями безопасности. Он прибыл в международный каирский аэропорт в сопровождении большой группы охранников и восьми дипломатических сотрудников.

Ни для кого в Израиле не секрет, что мирные договоры между еврейским государством и арабскими государствами способны в лучшем случае обеспечить мир и даже сотрудничество на уровне правительств, однако общественное мнение арабских государств, установивших дипломатические отношения с Израилем, продолжает оставаться в состоянии войны с ним. Именно этим обусловлена специфика работы израильских посольств в Каире и в Аммане. В данном контексте уместно напомнить, что уже месяц, как посол Израиля в Иордании Эйнат Шлаин покинула Амман вместе со всеми сотрудниками посольства. Это произошло после инцидента, в ходе которого начальник охраны посольства был ранен, а двое иорданцев убиты. Израильская дипломатическая миссия покинула Амман на неопределенный срок, как это произошло в 8 месяцев назад с израильскими дипломатами в Каире. И, как и в случае Египта, причиной стало давление крайне враждебной к еврейскому государству арабской улицы, с которой вынуждены считаться и президент ас-Сиси, и король Абдалла II. Что же касается иорданского посла в Израиле Валида Убейдата, то он остается в Тель-Авиве.

52.32MB | MySQL:103 | 0,504sec