О ситуации вокруг иранской ядерной программы

Министерская встреча «шестерки» (Россия, Великобритания, Китай, США, Франция и Германия) и Ирана по реализации соглашения о ядерной программе Тегерана пройдет 20 сентября в Нью-Йорке на полях Генассамблеи ООН. Об этом говорится в заявлении внешнеполитической службы Евросоюза, распространенном 18 сентября в Брюсселе. «Встреча пройдет под председательством верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини», — отмечается в нем. «Министерской встрече будет предшествовать встреча политдиректоров «шестерки» и Ирана 19 сентября под председательством генсека внешнеполитической службы Хельги Шмидт от имени верховного представителя ЕС», — говорится в заявлении. Иран и «шестерка» мировых держав достигли в 2015 году соглашения об урегулировании проблемы иранского атома и приняли Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Этот план предусматривает отмену санкций, наложенных на Иран в связи с его ядерной программой Советом Безопасности ООН, США и Евросоюзом. Взамен Тегеран обязался ограничить свою ядерную деятельность, поставив ее под международный контроль. Сделка вступила в стадию реализации в январе 2016 года. Основную интригу этому событию придают попытки Белого дома выработать новую стратегию на иранском направлении, о чем уже неоднократно допускались официальные и неофициальные утечки в СМИ, конечной целью которой должен де стать пересмотр условий по ИЯП в пользу продолжения санкций.  При этом предстоящее событие в виде упомянутого совещания относится к тому числу мировых событий, информацию об итогах которого можно сделать еще до его начала. Стороны, если грубо говорить, разойдутся «при своих». И позволяет  такой вывод сделать прежде всего позиции основных сторон сделки по ИЯП. За исключением наверное Тегерана, который в данном случае продолжает в лучших традициях восточной риторики пугать Вашингтон тем, что «США дорого заплатят за отказ от ИЯП». Вот собственно сами иранцы ничем на это процесс повлиять по большому счету не в состоянии, им остается только наблюдать и делать грозные заявления.

В этой связи более важны позиции стран «большой шестерки». Про Россию и КНР в данном случае говорить излишне, а вот о позиции европейцев стоит упомянуть отдельно. Соглашение по иранской ядерной программе работает, и Тегеран выполняет свои обязательства. Об этом в понедельник заявила журналистам в Нью-Йорке верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, передает корр. ТАСС с места событий. «Я много раз говорила о том, что соглашение работает, МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) семь раз подтвердило, что Иран выполняет свои обязательства», — сказала глава европейской дипломатии. Комментируя возможный выход США из сделки, Могерини подчеркнула, что эти договоренности не были заключены «с какой-то одной страной». «Эта сделка принадлежит международному сообществу», — сказала она. Как заявила верховный представитель, она видит свою задачу и задачу Евросоюза в том, чтобы «убедиться в полном выполнении сделки всеми ее участниками». Это очень жесткое заявление совсем не в духе осторожной дипломатии свидетельствует от том, что Брюссель (читай: ФРГ, Франция, Италия и другие европейские «гранды») окончательно определились со своей позицией. И это совсем не совпадает с американским видением ситуации. Другими словами, таким заявлением  Вашингтону послан очень ясный сигнал перед встречей «шестерки», и основная интрига заключается в том, рискнет ли Белый дом бросить «перчатку» фактически всем основным мировым центрам силы, включая и ООН.

Смеем предположить, что не рискнет. По нескольким причинам. И дело даже не в том, что Вашингтон традиционно очень не любит действовать вне коалиций, США их сколачивают (пусть зачатую и формально) по любому поводу. США просто не может продемонстрировать  тот факт, что их мнение не совпадает с мнением остального мира. За исключением, пожалуй, только  Израиля и КСА. Но это не принципиальные игроки в данном случае. Принципиальным фактором является позиция ЕС, и она определена. Наверное впервые ЕС открыто вошел в конфронтацию с США.  В этой связи обратим внимание и на выводы, которые делают американские аналитики, которые считаются аффилированными с нынешней администрацией США. По их оценкам, Вашингтон в настоящее время не пойдет на выход из ИЯП, но при этом предпримет ряд ограничительных мер. Прежде всего в рамках «противодействия»  развитию ракетной программы Ирана, чем собственно и будет мотивированно введение дальнейших санкций. Ровно на этом направлении будут сконцентрированы  основные положения новой стратегии США на иранском направлении, которая по заявлениям президента Дональда Трампа, сейчас уже фактически находится «на выходе». В этой связи не следует ожидать каких-то жестких мер в отношении западных финансовых кругов и компаний, с ними будут работать в рамках выдачи «рекомендаций». И этим, скорее всего, нажим в отношении европейцев и ограничится. Другой вопрос, что сами США пролонгируют замораживание иранских авуаров в своих банках. То есть основной упор в рамках новой стратегии будет сделан на работе по сохранению эмбарго в финансовом секторе с попыткой блокирования Ирана  в рамках мировой финансовой системы. Кстати, недавние обвинения американской юстиции экс-министру экономики Турции под предлогом как раз нарушения им в бытность его министром финансовых ограничений, которые были наложены на Иран, это ясный сигнал  в первую очередь европейским и азиатским банкирам. Это не только антитурецкий выпад или происки сторонников Ф.Гюлена, как утверждает Анкара, хотя и это тоже имеет место. Особенно в рамках ответной реакции Вашингтона на имитацию Анкарой планов по покупке российской ЗРК С-400.  Это апробирование основного пункта новой стратегии Вашингтона по ограничению развития иранской экономики, поскольку никаких иных рычагов воздействия на Тегеран у американцев просто нет. Мы имеем ввиду какие-то варианты силового воздействия на Иран, о которых тоже якобы говорится в новой стратегии. Но в данном случае достаточно посмотреть на реальные действия Вашингтона на северокорейском направлении, чтобы понять, что в этом аспекте каких-то резких шагов от Белого дома ожидать не приходится.

56.14MB | MySQL:116 | 0,541sec