О наступлении иракских правительственных сил на Эль-Хувейджу

ВВС Ирака сбросили на Эль-Хувейджу тысячи листовок в преддверии операции правительственных сил против террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) в этом городе. Об этом сообщил в пятницу телеканал «Ас-Сумария». Согласно опубликованным фотографиям, на листовках по-английски и по-арабски власти «предупреждают ИГ, что час расплаты близок» и, что им известно, где находятся боевики. Аналогичная тактика психологической атаки применялась ранее перед кампаниями против экстремистов в иракских Мосуле и Талль-Афаре и сирийской Ракке. Как передает телеканал «Аль-Маядин», иракская авиация нанесла серию ударов по позициям террористов в Эль-Хувейдже и на подступах к нему. Ранее арабские СМИ со ссылкой на иракское командование сообщали, что в наземной фазе операции примут участие более 40 тыс. военных, сотни БМП и танков американского производства. С воздуха армию будут поддерживать ВВС международной контртеррористической коалиции, ведомой США. Отмечалось, что наступление будет вестись с четырех направлений. О дате начала операции пока официально объявлено не было, согласно утверждениям шиитского ополчения («Аль-Хашд аш-Шааби»), правительственные силы начнут штурм 23 сентября. Кстати, первоначально наступать планировала на два дня раньше. Эль-Хувейджа расположена в 55 км от северной нефтяной столицы Ирака Киркука (центр одноименной провинции) и в настоящее время является наиболее крупным на севере страны пунктом, в котором сосредоточены террористы. По данным западной коалиции, в городе находится около 1 тыс. боевиков. Американцы уже провозгласили это наступление «новым генеральным направлением» наступления иракской армии в провинции Анбар. Для этой цели Багдад и американцы сколотил очень приличный кулак, фактически перебросив из-под Мосула все основные силы, которые участвовали до этого в операции по взятию этой иракской «столицы» ИГ. Это 9-я дивизия иракской армии, семь бригад шиитской милиции, две бригады местного временного ополчения, и все силы спецназа иракцев. При этом силы курдской пешмерга в непосредственно наступлении не участвуют, а стоят на всякий случай вторым эшелоном.  Этот момент, кстати, свидетельствует о  том, что между Багдадом,  американцами и суннитскими шейхами в Мосуле достигнута договоренность о нейтралитете, как минимум. Мы это к тому, что отряды ИГ в период штурма Мосула пострадали не так кардинально, как об этом неоднократно говорили в Багдаде, и совершенно точно они не ушли в своей массе в Сирию, как это говорили в Москве. Они остались в провинции и затем вернулись в определенном количестве обратно Мосул вместе с суннитскими беженцами.

Наступление на Эль-Хувейджу планируется осуществлять в два этапа.

Сначала штурмующие должны захватить Шаркат, севернее Тикрита. На второй стадии они должны уже приступить к штурму самой  Эль-Хувейджы. При этом иракские силы предварительно договорились с шейхами двадцати населенных пунктом в окрестностях для того, чтобы те вынудили сторонников ИГ отойти из них и разместились в окрестностях. В этой связи в Багдаде и американском командовании рассчитывают, что наступление на Эль-Хувейджу будет очень быстрым. И во главу угла в данных соображениях опять же ставятся уже достигнутые договоренности с местными суннитами. При этом сами американцы в частных беседах признают, что о кардинальном разгроме  ИГ в данном контексте речь не идет. Как и в других случаях, пожалуй кроме Мосула, речь идет о установлении контроля над суннитскими районами в большей степени де-юре, нежели чем де-факто. Таким образом, а не фактически с кровопролитными боями иракской армии сейчас официально подконтрольно порядка 40 процентов территории провинции Анбар. И связывается это прежде всего с тем, что новым министром обороны Ирака менее года назад назначен уроженец именно этой провинции и бывший высокопоставленный офицер армии С.Хусейна, который, как полагают, эксперты до сих пор поддерживает отношения с высокопоставленными баасистами.

В этой связи многие эксперты полагают, что основными причинами активности Багдада на нынешнем направлении является в большей степени вопрос о проведении курдского референдума и возможные последствия по его результатам. И вопрос в данном случае снова о разделе Киркука, вернее нефтяных месторождений в этой провинции. Эта тема, повторим, на сегодня наиболее актуальных для будущих возможных переговоров между Багдадом и Эрбилем. При этом отметим, что сами курды обострения ситуации в этом районе не желают. Ровно по этой причине    согласно подписанному договору, отряды пешмерга открывают проходы для частей иракской армии в районах южнее города Киркук, которые контролируются курдскими подразделениями, а также организуют в этом регионе «коридоры безопасности» для местного населения, выходящего из Эль-Хувейджи. И, несмотря на всю воинственную риторику Багдада в связи с проходящим плебисцитом, эксперты отмечают, что это соглашение будет выполняться. В данном случае они учитывают, что Эрбиль будет всячески избегать каких-либо военных столкновений с иракской армией. Как и в Багдаде совершенно не настроены на какое-то затяжное противостояние с курдами именно сейчас. Отсюда принципиальным моментом в поведении сторон будет последовательное отстаивание в публичной сфере своего суверенитета и право на самоопределение соответственно. Естественно, что курды проигнорируют требование Багдада передать под контроль федеральной армии все КПП и аэропорт в Иракском Курдистане Но и Багдад соответственно решать эту проблему военным путем не будет. Каких-либо более резких действий ожидать сейчас не приходится. И не в последнюю очередь это связано с недостаточным военным и материальным потенциалом сторон для затяжного конфликта, а также тем обстоятельством, что Сторонники ИГ в общем и целом пока не разгромлены окончательно, а основной спонсор Иракского Курдистана и Багдада в лице США такой сценарий не приветствуют.

52.19MB | MySQL:103 | 5,790sec