Об оценке референдума о независимости Иракского Курдистане представителями шиитского духовенства Ирака

Высший религиозный совет Ирака выразил сожаление по поводу попыток «расколоть страну» и отделения ее северной части. Он призвал все заинтересованные стороны решить проблему путем переговоров, а также полагает, что Верховный федеральный суд должен стать арбитром в споре с Иракским Курдистаном. Представителям властей региона было рекомендовано «вернуться на конституционные рельсы», а иракскому правительству —  соблюдать конституционные права курдского народа.

Ахмед ас-Сафи, представитель Совета заявил в Кербеле, во время пятничной проповеди, что «иракскому народу, который терпеливо превозмог зло террора ИГ («Исламское государство», запрещено в России – авт.), благодаря стойкости героев вооруженных сил и ополчения, к большому сожалению, приходится столкнуться с новой угрозой, представленной попыткой расколоть нашу страну…».

А.ас-Сафи добавил: «Совет подтвердил необходимость сохранения целостности территории и народа Ирака и заявляет о своем стремлении искоренить всякую ересь и сепаратизм, к достижению равенства между всеми иракцами и призывает всех к соблюдению духа и буквы конституции страны. Считаем необходимым подключение к урегулированию Верховного федерального суда и обязательности его решений к исполнению и федеральным правительством и властями региона».

Клирик призвал власти Иракского Курдистана придерживаться здравого подхода в решениях и «вернуться на конституционные рельсы», предупредив о тяжести возможных последствий их противных действий, могущих радикально изменить отношение к курдам, и, даже, означить «вещи гораздо более негативные и куда как более далеко идущие». Такое развитие обстановки по мнению богослова может «открыть двери для вмешательства третьих сил извне региона, которые будут пытаться решить свои вопросы за счет интересов иракского и курдского народов». Вместе с этим, по мнению А.ас-Сафи необходимо в полном объеме «соблюдать, все, что предписано основным законом страны для курдского населения». «Никакие последние события не должны оказать негативного воздействия на судьбу и жизнь арабов, туркоман, курдов, всех сыновей Ирака, на их единство и братство» — убежден представитель высшего органа богословов страны.

Выступление А.ас-Сафи подтверждает прежнюю, неоднократно озвученную позицию ВРС Ирака (так же, как и официальные выступления иранских богословов), который последовательно призывал к сохранению целостности страны и пунктов конституции. Проблема заключается в том, что за весь прошедший год, когда стороны медленно, но верно «подогревали градус» вокруг референдума, тот самый, упоминаемый дух конституции изменялся, словно на деле являлся газообразной субстанцией, а не строками вполне конкретного содержания. Абсолютно по-разному и в своих собственных интересах трактуемых и Эрбилем и Багдадом.

Нюансы межфракционной борьбы в ВРС к июню плавно сошли «на нет», по мере того, как А.аль-Хаким, позиционировавший себя в качестве медиатора и посредника между Эрбилем и федеральным центром окончательно обозначил свою позицию, негативно отозвавшись о перспективе независимого Курдистана, хотя еще весной, если не поддерживал эту идею, то призывал прислушаться к мнению курдов настолько максимально, насколько это возможно.  Вовремя сманеврировав и, заодно, переформатировав свое общественно-политическое движение под грядущие выборы, А.аль-Хаким и сохранил свое реноме, и открестился от поддержки курдского референдума.  К слову, он до сих пор не сделал официального заявления о своем отношении к произошедшему. Все остальные, включая известного шейха Муктаду ас-Садра, изначально были против инициативы М.Барзани, к слову, М.ас-Садр, в апреле уже отправил отряды, подчиняющихся ему «Рот мира» («Сарайя ас-Салям») под Киркук, где противостояние между арабами, туркоманами и пешмерга набирало свою силу.  Часть отправленных отрядов тогда так и осталась на занятых рубежах, так, что было бы неверно представлять себе всю провинцию как занятую курдами, они контролируют лишь некоторые районы, плюс, примерно половину города Киркук. Значительные территории находятся под контролем отрядов туркоманского ополчения, присягнувшего на верность центральной власти, суннитских племенных формирований, не вступивших в коллаброционистский сговор с Эрбилем (а есть и такие), отрядов Народного ополчения и частей федеральной полиции.

Примечательной является оценка событий генеральным секретарем движения «Хизбалла», шейхом Хасаном Насраллой, который в субботу, 30 сентября назвал произошедшее «сменой Израилем и еще кое-какой глобальной силой, провалившегося проекта ИГ на более безопасной проект – независимого Курдистана, который, точно так же преследует цель разделения региона». При этом, лидер «Хизбаллы» провел аналогии между событиями в Иракском Курдистане и попытками некоторых сил проводить точно такую же политику во внутренних делах Ливана, словно стремясь вернуть ситуацию на двадцать лет назад и, в очередной раз, перессорить все конфессии между собой.

«Ливан является более безопасной страной, чем те же США (массовый расстрел  в Лас-Вегасе подтверждают это- авт. ), — заявил политик, отметив, что среди региональных держав, которые были бы не прочь ввергнуть страну в пучину гражданской войны на первом месте стоит Саудовская Аравия. Что касается референдума, то, по мнению Х. Насраллы, «дело не в референдуме, как таковом, и не в праве на самоопределение, а в попытке развала региона».

Таким образом, позиция религиозных шиитских деятелей по отношению к референдуму солидарна и не питает особых иллюзий насчет глобальных планов его вдохновителей. То же Хасан Насралла и Али ас-Систани полагают, что за всем происходящим усматривается интерес США и Израиля, первые контакты которого с курдами датируются самое позднее еще 1968 годом, когда израильская разведка активно работала с неарабскими меньшинствами, готовясь использовать их в качестве «пятой колонны» в будущих войнах. Следовательно, к экономической. политической, административной блокаде региона, добавится серьезный консолидирующий религиозный подтекст в виде единогласной оппозиции шиитских богословов референдуму о независимости Курдистана.

К этому можно добавить, что все происходящее в Иракском Курдистане и вокруг него наложилось на дни традиционных шиитских поминовений, т. н. «Ашуры», сорока дней траура по имаму Али и его сыну Хусейну, когда большая часть шиитов занята исключительно своими религиозными делами и совершает паломничество в Неджеф и Кербелу. Это особые, праздничные, по-своему светлые и тихие дни в Ираке, и только это обстоятельство объясняет отсутствие куда как более определенных и громких заявлений со стороны богословов и политиков религиозной ориентации. По всей видимости, они могут последовать после окончания религиозных мероприятий, в случае если курды продолжать настаивать на своем, или тем паче, попробуют расширить зоны своего присутствия в Киркуке или устроить стычки с федералами на пограничных пунктах. Тогда дело может дойти и до более решительно сформулированных фетв.

60.87MB | MySQL:101 | 0,644sec