К итогам визита главы МИД ИРИ М.Д.Зарифа в Оман и Катар

2-3 октября министр иностранных дел ИРИ Мохаммад  Джавад Зариф совершил визиты в Оман и Катар, где провел двусторонние консультации со своими коллегами, а также встретился с другими высокопоставленными лицами этих арабских государств Персидского залива.

Мохаммад Джавад Зариф обсудил двусторонние и региональные вопросы с султаном Омана Кабусом бен Саидом. Во время встречи, состоявшейся в понедельник, М.Д.Зариф и султан Кабус подчеркнули необходимость всестороннего развития отношений между Тегераном и Маскатом. Глава МИД ИРИ приветствовал «прочные» связи между двумя соседними государствами и высоко оценил «конструктивную роль Омана и благоразумие султана Кабуса по региональным вопросам», передает пресс-служба МИД ИРИ.

За последние четыре года контакты между Ираном и Оманом были настолько активными, что зачастую визиты завершались без каких-либо конкретных заявлений. Оман является одной из немногих стран, которые поддерживали свое экономическое, финансовое и банковское сотрудничество с Ираном в ходе санкций со стороны Соединенных Штатов и международного сообщества. Маскат стремится дистанцироваться от кризисных центров, а именно ирано-саудовского противостояния и конфликта между Катаром и ССАГПЗ, и развивать двусторонние отношения с союзниками самостоятельно.

Бахрам Касеми, официальный представитель министерства иностранных дел Ирана, в интервью газете «Этемад» о визите Мохаммада Джавада Зарифа в Маскат заявил: «Отношения Ирана с Оманом рациональны и сбалансированы. Обе страны всегда были в тесном контакте друг с другом с точки зрения регионального сотрудничества, и мы надеемся, что в будущем эти отношения будут продолжать расширяться». По словам пресс-секретаря МИДа,  Иран стремится к доброжелательным отношениям со странами региона, и в данной ситуации любая ненависть и беспокойство может привести к серьезному конфликту.

Оман неоднократно выступал в качестве посредника между Ираном и его противниками, а именно США и Саудовской Аравией. В связи с этим, ряд иранских экспертов считают, что и в данном конфликте между странами Залива, Катаром и Ираном Оман может выступить посредником. Официальных заявлений о посредничестве не прозвучало, однако, в отсутствии непосредственного контакта между сторонами, Маскат наиболее подходящая кандидатура для установления диалога.

Больший интерес представлял визит в Катар, т.к. политический вектор этой арабской страны на сегодняшний день направлен в сторону сближения с Ираном. В Дохе глава внешнеполитического ведомства Ирана встретился с эмиром Катара шейхом Тамимом бен Хамадом Аль Тани. Во время встречи М.Д.Зариф и шейх Тамим приветствовали двусторонние отношения между Тегераном и Дохой, а также обсудили региональные проблемы. М.Д.Зариф подчеркнул принципиальную политику Исламской Республики Иран по установлению «лучших отношений со всеми своими соседями» и выразил надежду, что связи между Ираном и Катаром будут расширяться во всех областях.

М.Д.Зариф также призвал иранские и катарские официальные органы обеспечить возможности для расширения взаимодействия между народами двух стран и частным сектором, чтобы задействовать существующие бизнес и экономические возможности.

Министр подчеркнул, что нет никакого военного решения для любого из региональных кризисов, отметив пагубные последствия конфликтов на Ближнем Востоке. По его мнению, все страны региона должны уделять приоритетное внимание инициативам, направленным на установление коллективной стабильности и безопасности.

Со своей стороны, эмир Катара выразил удовлетворение развитием отношений между Тегераном и Дохой и подчеркнул, что его правительство и нация всегда стремились к лучшим отношениям со своими северными соседями. Выражая готовность и далее развивать двусторонние отношения, шейх Тамим приветствовал позицию Тегерана по региональным вопросам и необходимость поиска мирных решений продолжающихся кризисов и сказал: «Непрерывные консультации с региональными странами, включая Иран, являются неоспоримой необходимостью».

После разрыва отношений с большинством стран Персидского залива Катар впервые принимает иранского чиновника такого высокого уровня. Ранее Доху посетил заместитель министра иностранных дел по вопросам арабских стран и Африки Хосейн Джабери Ансари, доставивший послание президента ИРИ Хасана Роухани эмиру Катара. М.Д.Зариф посетил Доху сразу после двухнедельного визита в Нью-Йорк, где он занимался урегулированием проблемы ядерной сделки, оказавшейся под угрозой срыва из-за политики президента США Дональда Трампа. Этот визит находился в центре внимания арабских стран – геополитических противников Катара и Ирана.

М.Д.Зариф заявил, что улучшение отношений с соседями является одним из главных приоритетов иранского правительства и задач его министерства, в частности. О добрососедских отношениях, как приоритете правительства, заявлял Хасан Роухани после победы на президентских выборах 2013 года, однако, по итогам первого срока правления 11-го правительства стало очевидно, что задача полностью не выполнена. Отношения с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами лишь ухудшились, а с Бахрейном — остались на том же низком уровне. Как пишет газета «Этемад», КСА в свою очередь предприняло действия, чтобы приобрести союзников против ИРИ, в результате в регионе сформировалось два лагеря, условно названных,  саудовский фронт и иранский фронт.

В интервью агентству ANA, сам глава МИД ИРИ заявил, что визит состоялся в рамках приоритетной для 12-го правительства политики дружеских отношений с соседними странами с целью расширения экономических связей. В экономической сфере, после давления со стороны соседних стран, началось хорошее сотрудничество с Катаром, и открылись новые возможности, отвечающие интересам Дохи и Тегерана. Об этом министр говорил с эмиром и министрами иностранных дел и экономики, оценив переговоры, как успешные. В Дохе иранский министр обсудил возможность предоставления большего количества виз для подданных Катара.

М.Д.Зариф в интервью сообщил, что с эмиром Катара и султаном Омана он обсудил региональные конфликты. Страны подтвердили необходимость сохранения территориальной целостности Сирии и Ирака, поддержав принципиальную позицию Тегерана.

Что касается Йемена, то глава МИД ИРИ заявил, что страны сошлись на необходимости как можно быстрее положить конец кризису и прекратить воздушные удары против йеменского народа, а также достижении политического решения. По его словам, мнения сторон были очень близки, и эти консультации будут нести продолжительный характер. «Что касается ситуации в Сирии, учитывая, что в прошлом у нас были разногласия с Катаром, нам нужно больше переговариваться, но есть политическое желание наладить более широкий диалог со всеми странами о прекращении бед сирийского народа», — сказал М.Д.Зариф.

Катар до сих пор имеет влияние на некоторые террористические группы в Сирии. Доха была спонсором группы салафитов «Ахрар аш-Шам», которая сотрудничала с «Хаят аль-Тахрир аш-Шам» (ранее «Джебхат ан-Нусра», запрещена в РФ), союзника «Аль-Каиды» (запрещена в России) в Сирии. «Хаят аль-Тахрир аш-Шам» в настоящее время ведет бои в Идлибе. В сложившейся геополитической ситуации Иран имеет рычаги воздействия на блокированный Катар и использует эту возможность для достижения своих целей в Сирии.

Данный визит представлял собой некое послание не только со стороны Ирана, но и со стороны Катара аравийским монархиям, пытающимся «наказать» Доху за сближение с Ираном. Катар же дал понять, что продолжит укреплять свои отношения в сфере безопасности и политических связей с Исламской Республикой, пишет агентство donya-e-eqtesad.

Турне М.Д.Зарифа состоялось после того, как министр иностранных дел Катара заявил, что у страны есть союзники, способные противостоять в случае военный угрозы. Он рассматривал блокаду как попытку навязать свою антииранскую политику и утверждал, что эти конфликты являются политическими и не связаны с отношениями между суннитами и шиитами. В связи с этим, donya-e-eqtesad считает, что посещение Омана и Катара не только не поможет разрешить региональный кризис между арабскими странами, но и еще более углубит его. Оно повлечет за собой негативную реакцию Саудовский Аравии и союзников, особенно в свете того, что Катар укрепляет свои отношения с Ираном и Турцией — двумя странами, находящихся в напряженных отношениях с КСА и ОАЭ.

Противостояние Ирана с КСА и его союзниками имеет многолетнюю историю, и разрешение этого конфликта на сегодняшний день не имеет даже перспектив. В таких условиях приобретение союзника в лице Катара, имеющего возможность влиять на ситуацию в таком важном для ИРИ конфликте, как сирийский кризис, дает Тегерану новые возможности в переговорном процессе.

Кроме того создаются и новые экономические возможности, ведь в условиях блокады Катара Иран является главным транзитным путем. Очевидно, что следует ожидать новых инвестиций, соглашений и договоров в различных сферах. И решительность обеих стран является заделом дальнейшего взаимодействия.

Роль Омана иранские СМИ и эксперты определили неслучайно. Контакты между противоборствующими сторонами будут неизбежны. Оман уже зарекомендовал себя как беспристрастного посредника, и в случае с США это посредничество давало свои результаты при президентстве Барака Обамы.

52.27MB | MySQL:103 | 0,402sec