Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (9 — 15 октября 2017 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Ираном, Ираком и Палестинской национальной администрацией (ПНА). Президент США Д. Трамп 13 октября объявил основные положения новой американской стратегии в отношении Ирана и международного соглашения по ядерной программе ИРИ, достигнутого в 2015г. В Ираке обостряется противостояние между центральным правительством и властями иракской курдской автономии. Ведущие палестинские движения ФАТХ и ХАМАС подписали 12 октября в Каире соглашение о примирении.

По имеющейся информации, ключевые положения новой стратегии США по Ирану направлены «на нейтрализацию дестабилизирующего влияния правительства Ирана и сдерживание его агрессии, в особенности это касается поддержки терроризма и боевиков». С этой целью США оживят свои «традиционные альянсы и региональные партнерства в качестве оплотов против подрывной деятельности Ирана, а также для восстановления баланса сил в регионе». Будет оказываться противодействие иранскому Корпусу стражей исламской революции (КСИР), «финансированию его злонамеренных действий», а также «противостояние деятельности КСИР, которая направлена на вымогательство богатства у иранского народа». Кроме того, Вашингтон будет противодействовать угрозе США и их союзникам со стороны иранских «баллистических ракет и другого асимметричного оружия», а также пресекать «иранскому режиму любые пути к [разработке] ядерного оружия».

Президент США Д. Трамп считает, что соглашение по ядерной программе Ирана (Совместный всеобъемлющий план действий, СВПД), не мешает Тегерану «прокладывать путь к ядерному оружию и заодно извлекать материальную пользу». В своем выступлении 13 октября он подчеркнул, что США примут все возможные меры для того, чтобы не позволить Ирану заполучить ядерное оружие. Д. Трамп поручил своей администрации вместе с Конгрессом проработать возможность исправления «недоработок» в СВПД. Тем не менее, разрывать ядерную сделку с ИРИ Вашингтон пока не будет, но оставляет за собой право не сертифицировать её. То есть не выполнять некоторые условия соглашения, поскольку, по словам Д. Трампа, не выполняет их и сам Тегеран. Напомним, что Конгресс США регулярно требует от президента подписи под документом, удостоверяющим, что Иран выполняет свои обязательства по СВПД. Д.Трамп дважды уже подписывал такой документ, но отказался сделать это в третий раз, когда 14 октября истек срок для этого. В итоге Конгресс должен в течение 60 дней рассмотреть вопрос о прекращении США участия в СВПД путем введения ранее отмененных санкций. Тем самым президент передал решение вопроса о выходе из соглашения Конгрессу.

В своем выступлении Д. Трамп также заявил, что «иранский режим остается главным спонсором терроризма и продолжает оказывать содействие «Аль-Каиде» (запрещена в России – авт.), движению «Талибан», «Хизбалле», ХАМАСу и другим террористическим сетям». В этой связи США будут вводить дополнительные санкции против правительства Ирана, чтобы пресечь финансирование им терроризма. Так, Минфин США ввел 13 октября санкции против четырех иранских организаций (компаний, связанных с машиностроением, а также экспортом и импортом). Новые американские санкции планируется распространить и на «весь» КСИР.

Мировые державы, включая важнейших союзников США, подтвердили свою поддержку договоренности по ядерной программе Ирана, которую Д.Трамп пригрозил аннулировать. ФРГ, Франция и Великобритания не намерены выходить из соглашения по иранской ядерной программе, и призывают США согласовывать с ними возможное введение санкций против Тегерана, говорится в совместном заявлении лидеров трех стран, распространенном 13 октября. В то же время эти страны разделяют обеспокоенность США относительно политики Ирана в регионе и готовы координировать свою политику по этому направлению. В защиту соглашения по иранскому атому выступила глава дипломатии Евросоюза Ф. Могерини. В МИД РФ заявили, что «с сожалением восприняли решение президента США не подтвердить Конгрессу добросовестное выполнение Тегераном СВПД. Россия исходит из того, что возврат к ситуации вокруг иранской ядерной программы до принятия СВПД и возобновление санкций по линии СБ ООН невозможны». Иран выполняет обязательства, который он взял на себя в рамках СВПД, заявил гендиректор МАГАТЭ Ю. Амано. Эксперты подчеркивают: «Важно, что все союзники США выступили за сохранение СВПД. Япония, Южная Корея и Китай очень заинтересованы в развитии торгово-экономических связей с Тегераном, и поэтому им совершенно невыгодна новая антииранская кампания, которая предполагает введение новых санкций». Тем не менее, «политика США в отношении Ирана все равно будет ужесточаться».

Новую стратегию США в отношении Ирана поддержали Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Бахрейн.

Соглашение по иранскому атому не подлежит пересмотру, заявил президент Ирана Х. Роухани. При этом ИРИ продолжит сотрудничество с МАГАТЭ. Вместе с тем, Тегеран может рассмотреть вариант выхода из СВПД, если США попытается восстановить санкции против республики, ослабление которых предусмотрено достигнутым в 2015 г. соглашением.

Госсекретарь США Р. Тиллерсон заявил 15 октября, что Вашингтон намерен продолжать работу с партнёрами и Ираном по СВПД.

Усиливается напряженность между центральным правительством Ирака и властями иракской курдской автономии. Эпицентром напряженности стала богатая нефтью северная провинция Киркук, являющаяся спорной территорией, на которую претендуют и Багдад, и Эрбиль. В настоящее время большая часть региона контролируется курдскими вооруженными формированиями пешмерга. Их командование заявляет, что курды не уйдут из спорных районов, которые они в свое время освободили от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) и будут оборонять их от вооруженных нападений. На минувшей неделе курдские власти неоднократно заявляли, что иракские правительственные войска и шиитские ополченцы «Аль-Хашед аш-Шааби» «готовят серьезную атаку» на силы пешмерга в районе Киркука. В Багдаде эти заявления опровергают. Премьер-министр Ирака Х. аль-Абади предупредил пешмерга против любой конфронтации с иракскими силами, в том числе «Аль-Хашед аш-Шааби». В Багдаде подчеркивают, что правительственная армия никогда не будет задействована против иракских граждан, включая жителей Иракского Курдистана (ИК). Тем не менее, руководство ИК направило в район Киркука дополнительные силы пешмерга для защиты от «вероятного нападения» иракской армии. Глава МВД Ирака Х. аль-Араджи заявил, что в Киркуке «проходит передислокация федеральных сил после уничтожения ИГ (в районе Эль-Хувейджа, операция в основном завершена 11 октября – авт.)». Речь идет о возвращении иракских военных на позиции, которые они занимали до наступления боевиков ИГ летом 2014 г. и в соответствии с мандатом, выданным Х. аль-Абади на размещение войск в спорных районах. Тем временем поступает противоречивая информация о продвижении иракских правительственных сил, особенно шиитских ополченцев, на подступах к Киркуку. Глава Пентагона Дж. Мэттис заявил 13 октября «о самом пристальном отслеживании» американцами ситуации в провинции Киркук.

Продолжается и политическое противостояние между Багдадом и Эрбилем. Власти Ирака заявляют: «Любой диалог должен базироваться на следующих основах — это единство Ирака, выполнение конституции Ирака и отказ от результатов референдума (о независимости ИК – авт.), эта позиция не нуждается ни в переговорах, ни в инициативах, ни в посредничестве». В ответ курдское руководство заявляет о готовности к диалогу без каких-либо предварительных условий и призывает Багдад к переговорам об отмене введенных против ИК санкций. При этом Эрбиль готов обсудить вопросы, касающиеся пограничных пунктов, управления аэропортами в ИК, работу банков.

12 октября в Каире соперничающие палестинские движения ФАТХ и ХАМАС подписали «окончательное соглашение о прекращении разногласий». Документ предусматривает, что палестинское правительство, официально признанное на международном уровне, возьмет на себя всю полноту полномочий на всех палестинских территориях — на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) и в секторе Газа — не позднее 1 декабря. Кроме того, стороны договорились о передаче единственного на границе Египта и Газы погрантерминала в Рафахе Президентской гвардии, подчиняющейся Палестинской национальной администрации на ЗБРИ. Израиль не приемлет палестинского примирения без разоружения ХАМАС и признания Израиля, а также настаивает, чтобы соглашение о примирении ФАТХа и ХАМАСа соответствовало международным договорам, включало признание Государства Израиль, разоружение и роспуск боевого крыла ХАМАСа. Москва приветствовала договоренности между ФАТХом и ХАМАСом по восстановлению палестинского единства, достигнутые 12 октября.

В Сирии при активном содействии ВКС РФ правительственные войска и союзные им силы продолжают боевые действия против боевиков ИГ и других экстремистских группировок. 14 октября армия САР завершила операцию по уничтожению джихадистов в городе Эль-Маядин, который представлял собой «наиболее мощный укрепленный район террористов на востоке Сирии». ВС САР расширяют плацдарм на восточном берегу Евфрата. По информации Минобороны РФ, под контролем ИГ в Сирии остается менее 8% территории. В то же время происходит переход крупных сил джихадистов из Ирака на территорию САР для поддержки экстремистов в этой стране.

Поддерживаемые США формирования преимущественно курдских «Сил демократической Сирии» (СДС) 15 октября начали завершающий этап операции по освобождению города Ракка от джихадистов. Кроме того, силы СДС расширяют зону своего контроля на восточном берегу Евфрата.

Турция приступила к проведению операции в северной сирийской провинции Идлиб для установления безопасности в этой зоне деэскалации. Турецкие военные будут присутствовать в Сирии до тех пор, пока оттуда исходит угроза для национальной безопасности Турции, заявил 10 октября министр обороны республики Н. Джаникли. В то же время Дамаск потребовал от Анкары немедленно вывести свои войска из провинции Идлиб.

Российские военные отмечают передвижение боевиков ИГ через подконтрольную США территорию в южной зоне деэскалации в САР. Москва рассчитывает получить от Вашингтона конкретный ответ по поводу действий возглавляемой США коалиции в районе сирийского города Эт-Танф и иракско-сирийской границы, заявил 12 октября глава МИД РФ С. Лавров.

Президент России В. Путин заявил 14 октября, что мировому сообществу нужно задуматься о восстановлении Сирии.

Анкара и Вашингтон приостановили выдачу виз своим гражданам, желающим поехать в Турцию и США соответственно. Данные меры были приняты после того как 4 октября гражданин Турции, работавший в консульстве США в Стамбуле, был арестован по обвинению в участии в попытке государственного переворота в июле 2016 г. В то же время обе стороны склоняются к скорейшему урегулированию возникшего конфликта. Об этом свидетельствуют заявления, прозвучавшие на минувшей неделе как в Анкаре, так и в Вашингтоне.

На прошедшей неделе председатель правительства России Д. Медведев посетил с рабочим визитом Алжир и Марокко. В рамках визита был подписан ряд документов о сотрудничестве России с двумя североафриканскими странами о взаимодействии в экономике, образовании, культуре, здравоохранении, взаимной правовой помощи и др.

Совбез ООН 10 октября одобрил «план действий ООН по возобновлению осуществляемого самими ливийцами всеобъемлющего политического процесса при содействии и под руководством ООН», предусматривающий пересмотр политического соглашения 2015 г., которое служит основной для усилий по примирению враждующих сторон. В принятом заявлении члены Совбеза подчеркнули, что у ливийского кризиса не может быть военного решения, и призвали все стороны воздерживаться от любых актов насилия или действий, которые могут подорвать процесс мирного урегулирования.

Приложение

О президенте Республики Кипр Никосе Анастасиадисе

Никос Анастасиадис родился 27 сентября 1946 г. в деревушке Пера Педи в 26 км от Лимасола на юге Кипра. По вероисповеданию принадлежит к православной церкви Кипра. Его отец был полицейским, мать — домохозяйкой.

По профессии Н. Анастасиадис – юрист. Окончил юридический факультет Афинского университета (Греция), а затем изучал судоходное право в Великобритании в Университетском колледже Лондона (в составе Лондонского университета). Политическую деятельность начал в студенческие годы во время учебы в Афинах, вступив в объединение либеральных партий «Союз центра», которое возглавлял видный греческий государственный деятель Г. Папандреу.

После учебы прошел службу в армии (Национальной гвардии Кипра). В 1972 г. основал в Лимасоле юридическую фирму «Никос Анастасиадис и партнеры».

В 1976 г. стал одним из учредителей правоцентристской партии «Демократический сбор» (ДИСИ) и ее молодежной организации. В 1997-2013 гг. являлся председателем ДИСИ.

В 1981 г. Анастасиадис впервые избирается депутатом Палаты представителей (однопалатного парламента Республики Кипр). Являлся депутатом до 2013 г., а в 1993-1997 гг. был лидером парламентской фракции ДИСИ. В разные годы возглавлял кипрские парламентские делегации в Межпарламентском союзе, Ассоциации парламентов Азии за мир, Парламентской ассамблее стран Средиземноморья и в Евро-Средиземноморской парламентской ассамблее. Возглавлял различные парламентские комитеты, в том числе по иностранным делам (2001-2006 гг.). В 1996-2001 гг. был заместителем председателя парламента. На парламентских выборах в 2011 г. возглавляемая Анастасиадисом ДИСИ получила 20 мест, больше чем любая другая партия, но менее половины от общего количества мест (56) в кипрском парламенте.

В 1995-2013 гг. — член Национального совета (высший консультативный орган при президенте республики).

В 2012 г. Анастасиадис выдвинул свою кандидатуру от партии «Демократический сбор» для участия в выборах президента Кипра в 2013 г. На партийных выборах он набрал 673 голоса (86,73%).

С 28 февраля 2013 г. — президент Республики Кипр (избран 24 февраля 2013 г. во втором туре голосования, получив 57,48% голосов). Никос Анастасиадис стали седьмым по счету президентом страны после провозглашение независимости в 1960 г.

Вскоре после занятия поста главы государства Н. Анастасиадис принял самое деятельное участие в разрешении долгового, финансового, бюджетного и экономического кризиса, поразившего Кипр в начале 2013 г. и приведшего к параличу банковской системы республики, а также ввергшего ее экономику в преддефолтное состояние. В результате трудных переговоров с представителями международных финансовых организаций президент смог добиться права введения единовременного сбора лишь с вкладов, превышающих 100 тыс. евро, снизив, таким образом, напряженность внутри страны и, как следствие, риск политического кризиса. 3 апреля 2013 г. МВФ принял программу помощи Кипру на общую сумму 10 млрд евро сроком на 20 лет. Таким образом, было положено начало выходу страны из кризиса.

Находясь на посту главы республики, Анастасиадис в практической деятельности подтвердил свою приверженность правоцентристской линии в кипрской политике. Так, в экономической области он придерживается неолиберальных взглядов, является сторонником сокращения влияния профсоюзов, частичной приватизации и акционировании прибыльных госпредприятий, приглашения стратегического инвестора для участия в этом процессе, высказывается против повышения налогов.

Анастасиадис является давним сторонником отказа от призыва в армию молодых людей для прохождения срочной службы, выступает за превращение Национальной гвардии Кипра в профессиональные вооруженные силы. В феврале 2016 г. правительство республики приняло решение о сокращении срока службы призывников с 24 до 14 месяцев.

При активном участии кипрского президента в феврале 2014 г. возобновились переговоры по объединению Кипра (с 1974 г. страна разделена на греко-кипрский и турецко-кипрский сектора). В результате Н. Анастасиадис и лидер турок-киприотов Д. Эроглу подписали совместное заявление, согласно которому кипрское «урегулирование будет основываться на двухзональной, двухобщинной федерации с политическим равноправием». Большинство партий Республики Кипр, включая входящие в правящую коалицию, обвинили Н.Анастасиадиса в том, что он пошел на уступки туркам-киприотам, что может привести в конечном итоге к образованию на острове двух суверенных государств. Однако на переговорах в Швейцарии в ноябре, несмотря на все усилия, лидеры двух общин не смогли сойтись в вопросе территориального урегулирования, который бы проложил путь к завершающей стадии переговоров.

Последний раунд переговоров проходил летом 2017 г. в Швейцарии. Стороны вновь не смогли найти компромисс, и диалог был прерван. По словам Анастасиадиса, во время обсуждений складывалось впечатление, что Турция, в принципе, готова к компромиссам по обоим вопросам, но не хотела давать письменных обязательств.

В сентябре 2017 г., выступая на сессии Генассамблеи ООН, Н. Анастасиадис заявил о готовности немедленно возобновить переговоры по кипрскому урегулированию. При этом он подчеркнул, что готов возобновить диалог на основе рамочного соглашения ООН при соблюдении трех условий: (1) договоры о гарантиях и альянсе должны быть отменены в первый же день после урегулирования; (2) эффективный механизм реализации соглашения должен быть создан на основе предложений киприотов-греков; (3) сроки вывода (турецких) оккупационных войск должны быть основаны на предложениях греков-киприотов.

Обостряет кипрский конфликт наличие крупных запасов природного газа на шельфе Средиземного моря к югу от острова, на которые претендуют как Республика Кипр, так и поддерживаемая Турцией самопровозглашенная Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК). Причем Анкара всячески противодействует планам и действиям Никосии в «газовом вопросе». Здесь Н. Анастасиадис занимает жесткую позицию отстаивания интересов своей страны. Он неоднократно заявлял, что Никосия не прекратит разведку месторождений, и будет реализовывать свою энергетическую программу «согласно графику». Республика Кипр категорически отвергает проведение переговоров с Турцией по вопросам разведки месторождений на своем шельфе, считая, что это дело является «суверенным правом республики» и не признает соглашения между Турцией и ТРСК о разделе континентального шельфа.

Что касается размещенных на кипрской территории британских военных баз и объектов, то Н. Анастасиадис считает, что они «законодательно закреплены за Великобританией. В данный момент нашим приоритетом является решение кипрской проблемы. Мы не можем себе позволить открыть еще и второй фронт».

Президент Кипра является сторонником вступления республики в НАТО, но при условии выдвижения такой инициативы большинством парламентских партий.

По Сирии президент Кипра выступает за сохранение территориального единства соседней страны, полное прекращение огня и политическое урегулирование сирийского конфликта. Одновременно Кипр, как член Евросоюза, поддерживает введенные ЕС санкции в отношении Сирии.

Н. Анастасиадис неоднократно участвовал во встречах в формате глав руководителей Кипра, Израиля и Греции, а также Кипра Египта и Греции, в ходе которых стороны договаривались о совместных проектах и координации усилий в сфере безопасности и борьбе с терроризмом.

Н. Анастасиадис продолжает курс своих предшественников на развитие всесторонних связей с Россией. Является противником антироссийских санкций. В 2015 г. дважды посетил Россию — в феврале с официальным визитом и в мае в связи с 70-летием Победы. По его словам, политика по выстраиванию дружеских отношений с РФ соответствует интересам Кипра, несмотря на то, что она вызывает критику со стороны некоторых коллег по ЕС.

С 2014 г. перечисляет полагающуюся ему по возрасту пенсию на счет благотворительного Фонда первой леди Кипра, который оплачивает обучение за рубежом одаренных детей из малообеспеченных семей.

Никос Анастасиадис женат с 1971 г. на Андри Мустакуди. Супруга по образованию инженер-строитель. У супругов две взрослые дочери, четыре внука. Семья постоянно проживает в Лимасоле.

14 октября Н. Анастасиадис объявил о выдвижении своей кандидатуры «на второй и последний срок» на президентских выборах в начале 2018 г.

52.29MB | MySQL:103 | 0,489sec