Роль Ирана в установлении федеральными властями Ирака контроля над Киркуком

16 октября в результате успешных действий федеральные власти Ирака взяли под свой контроль нефтяной район Киркук, что стало реакцией Багдада  на референдум о независимости Иракского Курдистана.

Вечером того же дня Региональный совет безопасности Курдистана заявил, что шиитское ополчение «Хашед аш-Шаабий», при поддержке Ирана и, используя американские танки и боеприпасы, напали на силы пешмерга. Об этом сообщило агентство Курдистан24.

Главнокомандующий силами пешмерга в своем заявление отметил, что подразделение «Аль-Кудс» иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) под  командованием Эгбала Пура, с помощью иракской армии и  «Хашед аш-Шаабий» атаковали Киркук. Командующий пешмерга расценил действия ифедеральных властей как объявление войны курдам.

«К сожалению, некоторые члены Патриотического союза также внесли свой вклад в этот заговор и совершили историческое предательство прав Курдистана и мучеников, которые пожертвовали своими душами ради Курдистана. Эти чиновники без какого-либо сопротивления сдали чувствительные позиции иранской революционной гвардии и «Хашед аш-Шаабий», оставив на базе Косрат всего 76 человек», — говорится в заявлении.

Еще 15 октября один из командиров пешмерга, не пожелавший назвать свое имя, сообщил агентству «Анатолия», что иранские военные встречались с некоторыми членами партии Патриотический союз Курдистана (ПСК) в одной из деревень в районе Киркука. По его словам, лидер партии П.Талабани, сын покойного лидера ПСК Дж.Талабани, заключил договор с «Хашед аш-Шаабий» о передаче спорных территорий под контроль Багдада. Позже депутат партии «Движение за перемены» («Горран») Масуд Хайдар обнародовал текст этого документа.

Появилась также информация о том, что командующий силами «Аль-Кудс» генерал Касем Сулеймани несколькими днями ранее под предлогом посещения могилы Дж.Талабани побывал в Сулеймании. Затем иранский генерал отправился в Эрбиль, с целью провести переговоры с курдским руководством. Исходя из последующих событий, можно предположить, что попытки склонить курдских лидеров к переговорам не увенчались успехом, после чего последовала военная операция. Напомним, что еще до проведения референдума К.Сулеймани заявил, что если ранее он предостерегал «Хашед аш-Шаабий» от нападений на курдов, то после проведения референдума Иран не будет сдерживать шиитские силы ополчения в случае военных действий против Иракского Курдистана.

Американские СМИ также поспешили приписать победу в Киркуке Ирану. По их мнению, события в провинции Киркук 16 октября стали политической победой Ирана над Соединенными Штатами и их союзниками. В частности, Washington Post пишет, что «оккупация Киркука в Ираке приведет к победе гегемонии Ирана над Соединенными Штатами». Неслучайно США никак не отреагировали на установление федеральными властями контроля над Киркуком, сохраняя нейтралитет. Молчание президента Дональда Трампа даже назвали «трагедией» для американской политики. Кроме того, обе стороны оказались вооружены американским оружием, которое было предоставлено для борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России).

Официальный Тегеран всегда был крайне сдержан в своих заявлениях, касаемо иранского участия в других странах, тем не менее, позицию ИРИ обозначают те или иные должностные лица. На следующий день после военной операции в Киркуке советник верховного лидера ИРИ по международным делам и безопасности Али Акбар Велаяти отрицал какую-либо роль и присутствие КСИР в Киркуке. «КСИР не играет никакой роли в операциях в Киркуке …мы видим, что практически без сопротивления регион перешел под контроль иракской армии, и г-н Барзани должен признать, что совершил ошибку, и попытаться компенсировать ее», — заявил советник на пресс-конференции с иранскими СМИ.

Он также подчеркнул, что Иран в Ираке имеет только «консультативное» присутствие, т.е. в лице военных советников, и только «по законному запросу иракского правительства». Эта же риторика используется для Сирии, однако неоднократно были представлены факты участия вооруженных сил ИРИ в военных операциях.

А.А.Велаяти заявил, что со взятием Киркука заговор М.Барзани против безопасности региона был ликвидирован. Он отметил, что целью М.Барзани, за спиной которого стоит Израиль, завладеть нефтяными скважинами Киркука в его пользу. «На протяжении многих лет ни одна группа и национальное меньшинство с чувством гордости не поднимала флаг сионистского режима в регионе, понимая, что это опасно для безопасности региона. Усилиями иракского правительства этот заговор провалился», — сказал А.А. Велаяти.

Прокомментировал ситуацию в Ираке и секретарь Совета по целесообразности принимаемых решений Мохсен Резаи, который заявил, что «действия Масуда Барзани отбросили Северный Ирак на десять лет назад». М.Резаи подчеркнул, что Иран не вмешивался в освобождение Киркука, и в эту операцию вовлечены только народные силы и иракская армия, а ввод иностранной силы из-за пределов Ирака в Киркук невозможен.

Советник спикера Меджлиса по иностранным делам Хосейн Амир Абдоллахиан в своем аккаунте в «Твиттере» после установления контроля над Киркука написал: «Иракское центральное правительство присоединит Эрбиль к Ираку быстрее, чем Киркук…всего за несколько минут».

Бывший посол Ирана в Ливии Хосейн Акбари, выступая на 20-ом экспертном Круглом столе на тему «Палестина и горизонт будущего», отметил, что курды – часть исламского мира, но к сожалению, некоторые курдские лидеры (Масуд Барзани) пытались удовлетворить свои требования через зависимость от иностранных сил. «Они считают, что Запад рассматривает курдов как стратегических друзей, но это не так, и у них всегда есть тактический взгляд на курдов»,- сказал Х.Акбари. Он напомнил, что когда ИГ дошло до Эрбиля, никто кроме Исламской Республики Иран не поспешил на помощь курдам. По его мнению, с присутствием иракской армии в Киркуке динамика событий в Курдистане изменилась. «Киркуке проживают арабы, курды, туркоманы, и это иракская земля, и ни один народ не может заявлять о своей власти над этим регионом»,- отметил посол.

Утверждая, что Иран участвовал в операции в Киркуке, курдские СМИ опубликовали видео одного из членов «Хашед аш-Шаабий», сделанного в здании местной администрации города Киркук, где в кабинетах висят портреты верховного лидер ИРИ Али Хаманеи и основатели Исламской Республики имама Хомейни. Однако наличие портретов не является доказательством участия Ирана, ведь шиитская милиция ориентируются на ИРИ.

О том, что в военных действиях принимали участие и местные национальные меньшинства, которые не желали входить в состав Курдистана, свидетельствуют распространившиеся фотографии из города Киркук, где на зданиях висели флаги туркоманского нацменьшинства вместе с иракским национальным флагом. Важно отметить, что туркоманы Ирака делятся на две группы – шиитов и суннитов. Шииты-туркоманы зачастую подвергались прессингу со стороны своих суннитских соплеменников, многие из которых даже примкнули к ИГ. Шиитская часть же ориентируется на федеральное правительство Ирака и на его союзника — Иран.

Отметим также, что в день операции на севере Ирака Фарамарз Акбари — глава города Касре-Ширин в  иранской провинции Керманшах, заявил, что по просьбе иракского правительства пограничный переход Парвиз-хана закрыт. Он объяснил этот шаг «внутренними конфликтами между центральным правительством и Иракским Курдистаном». Он сказал информационному агентству ISNA, что пересечение границы временно закрыто и торговля, экспорт, импорт и транзит пассажиров и товаров через эту границу не осуществляется.

Ф.Акбари отметил, что граница будет закрыта до тех пор, «пока силы иракского центрального правительства не заменят курдские региональные силы на этой границе».

Ситуация вокруг Киркука и предшествующие события показали, что Иракский Курдистан не обладает необходимыми для суверенного государства качествами, в особенности, способностью обеспечить свою безопасность. Первые же действия Багдада против Эрбиля показали, что силы пешмерга не готовы к войне с регулярной армией.

Также стало очевидно, что отсутствует единство не только между курдами, проживающими в четырех странах региона, но и в самом Иракском Курдистане. ПСК всегда была проиранской, и некоторые ее члены изначально выступали против референдума, предупреждая о новом конфликте в регионе.

Иракскому правительству удалось достичь важных целей: во-первых, установить контроль над нефтяными месторождениями Киркука, во-вторых, склонить курдское руководство к переговорам. Уже появилась информация о том, что Эрбиль готов вернуться к границам курдской автономии 2003 года. Это дает надежду на дальнейшее мирное урегулирования конфликта.

62.84MB | MySQL:102 | 0,550sec