Энергетическая политика в Восточном Средиземноморье и роль Турции. Часть 2

В конце сентября месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Роль Восточного Средиземноморья в становлении Турции в качестве центра энергетической торговли». Продолжаем обзор документа с «Предисловия».

Как пишут авторы документа, неуклонный рост потребления энергии обусловлен ростом населения Земли и развивающимися экономиками. В общем объеме спроса превалирует ископаемое топливо (Рис. 1), а именно — каменный уголь, нефть и природный газ. Разумеется, в этой системе взаимоотношений – торговле энергоносителями между регионами, обладающими запасами энергоносителями, и теми, где наличествует необходимый спрос – особое внимание к себе привлекают первые (прим.: то есть, экспортёры). Естественно, что истощение имеющихся месторождений, на фоне растущего спроса, приводит к активизации поиска новых запасов.

Рис.1 Потребление первичных источников энергии в 2016 году.

Подписи под рисунком: kömür – (каменный) уголь, doğalgaz – природный газ, hidroelektrik – электроэнергия на ГЭС, nükleer enerji – атомная энергетика, diğer yenilenebilir – другие возобновляемые источники энергии.

 Демонстрирующим за последние десять лет самый заметный рост потребления видом ископаемого топлива является природный газ (Рис. 2). Вследствие чего страны с высоким спросом на газ, с целью уменьшения зависимости от внешних источников поставок, приступили к собственным изыскательским работам. Регионом, где в последние годы были обнаружены самые крупные газовые месторождения, стало Восточное Средиземноморье. О результатах проведенных исследований стало широко известно, что ввело регион в повестку дня крупнейших энергетических корпораций и стран с высоким спросом на энергоносители.

 Рис. 2. Динамика изменения мирового потребления природного газа (doğal gaz), нефти (petrol) и каменного угля (kömür) в %.

Регион Восточного Средиземноморья охватывает Египет, Израиль, Ливан и Сирию, омываемые Средиземным морем, а также остров Кипр, разделенный на две части, между «греческой администрацией» и Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК). При этом к геологоразведывательным работам уже приступили в территориальных водах Египта, Израиля и «Греческой Администрации Южного Кипра» (ГАЮК).

Результатом чего стало обнаружение месторождения «Левиафан» в исключительной экономической зоне Израиля, месторождения «Зохр» в исключительной экономической зоне Египта, а также месторождения «Афродита», как подчеркивают авторы, «вблизи ГАЮК и ТРСК» ( стоит заметить, что Турция регулярно выступает с протестами в связи с «односторонними» изыскательскими работами, ведущимися вблизи побережья Южного Кипра, считая, что, прежде всего, должна быть урегулирована кипрская проблема как таковая, а дальше стороны – администрации двух частей острова — должны приступать к разведке и разработке месторождений на основе взаимных договоренностей — В.К.).

Как указывают авторы, результаты изыскательских работ подтвердили, что обнаруженных запасов хватит на удовлетворение спроса стран региона. Однако, как они пишут, следует ожидать того, что страны, обнаружившие на своей территории новые запасы, будут, прежде всего, обеспечивать собственные потребности. В этой связи обращает на себя внимание спад производства в Египте (добычи газа — В.К.) на фоне растущего спроса на энергию, а также растущий от года к году спрос на газ в Израиле. При этом в энергопотреблении ГАЮК и ТРСК природный газ пока отсутствует. Упомянутые страны ( ТРСК –  признанно государством только Турцией — авт.), по словам авторов исследования, приступят к поиску стран, заинтересованных в закупках возникающих излишков газа, лишь после того, как решат вопрос собственного энергопотребления.

Ожидается, что предпочтение в этом смысле будет отдаваться соседним странам, а также ЕС, как надгосударственному объединению с одним из самых высоких уровней в мире по энергопотреблению. При этом одной из важнейших проблем стало отсутствие в настоящее время транспортной инфраструктуры для поставок обнаруженного природного газа на упомянутые выше рынки сбыта. В этой связи рассматривается несколько вариантов, включая опции по трубопроводным поставкам, по сжижению газа, а также по реализации проектов «gas to electricity» ( иными словами по производству из газа электроэнергии и поставки уже её на рынки сбыта — авт.).

Одной из важнейших опций является поставка ГАЮК и Израилем газа, добытого на собственных месторождениях, в страны Европейского союза. Факт высокой зависимости стран Центральной и Восточной Европы от газа, поставляемого из России, является фактором беспокойства для ЕС и причиной разработки соответствующей политики для её ( зависимости — В.К.) уменьшения. В этой связи, как пишут авторы исследования, газ Восточного Средиземноморья является для стран ЕС важной альтернативой (российскому газу — авт.). Таким образом, планируется, что газ, добытый на израильских и южнокипрских месторождениях, будет по трубопроводной системе доставляться в Грецию и оттуда уже распределяться по другим европейским странам. Реализация этого проекта, получившего название «Трубопровод Восточного Средиземноморья» (Eastern Mediterranean Natural Gas Pipeline), полностью зависит от ЕС.

При этом энергетические корпорации, осуществляющие свою деятельность как в Израиле, так и на Южном Кипре, не хотят в одиночку нести сопутствующие расходы, тем более без наличия твердых гарантий покупки газа со стороны ЕС. Таким образом, ключевым фактором для дальнейшей реализации проекта являются те конкретные шаги, которые будут предприниматься со стороны ЕС.

52.27MB | MySQL:110 | 0,765sec