Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (30 октября – 5 ноября 2017 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии, Ираке и Ливане. Правительственные войска Сирии 3 ноября освободили от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) город Дейр-эз-Зор — административный центр одноименной провинции на северо-востоке страны. В это же день проправительственные силы Ирака освободили от боевиков ИГ город Эль-Каим – последний крупный ополот террористов на территории страны. Премьер-министр Ливана С. Харири 4 ноября заявил о своей отставке.

Крупнейшего за последнее время успеха добились правительственные войска Сирии и союзные им силы: 3 ноября при активной поддержке ВКС РФ от боевиков ИГ был полностью освобожден город Дейр-эз-Зор. На минувшей неделе российские стратегические бомбардировщики Ту-22М3, пролетев над территорией Ирана и Ирака, нанесли серии групповых ударов по боевикам и объектам ИГ в районе сирийского города Абу-Кемаль (удары наносились 31 октября, 1, 2, 3 и 4 ноября). Кроме того, 31 октября и 3 ноября российские подлодки, действующие в восточной части Средиземного моря, нанесли удары крылатыми ракетами «Калибр» по целям противника в Абу-Кемале. Массированные удары российской авиации и подлодок позволили сирийским войскам развернуть активное наступление на Абу-Кемаль — последний плацдарм террористов на востоке Сирии. Также имеется информация, что формирования союзных США преимущественно курдских Сил демократической Сирии приостановили наступление в сторону Абу-Кемаля.

Самолеты израильских ВВС нанесли 1 ноября удары по позициям сирийской армии в окрестностях городов Хомс и Дамаск.

30-31 октября в Астане прошла 7-я международная встреча по урегулированию ситуации в Сирии. В её работе приняли участие страны-гаранты перемирия в САР – Россия, Турция и Иран, делегации правительства САР и сирийской вооруженной оппозиции, а также наблюдатели от США, Иордании и ООН. По итогам встречи страны-гаранты перемирия отметили прогресс в борьбе с террористическими группировками «Исламское государство» и «ДжЕбхат ан-Нусра» (запрещена в РФ). Страны-гаранты также отметили необходимость принятия конфликтующими сирийскими сторонами мер по укреплению доверия, включая освобождение задержанных заложников, передачу тел погибших и поиск пропавших без вести. Была подчеркнута необходимость дальнейшего наращивания международной гуманитарной помощи Сирии, «обеспечения быстрого, безопасного беспрепятственного гуманитарного доступа ко всем нуждающимся».

Сирийский конфликт обсуждался на встрече президентов России В. Путина, Ирана Х. Роухани и Азербайджана И. Алиева, состоявшейся 1 ноября в Тегеране. В. Путин отметил, что работа по Сирии ведётся «весьма продуктивно» и сторонам удаётся согласовывать позиции по сирийскому вопросу. В то же время, по мнению российского президента, по Сирии имеется еще «очень много вопросов, проблем, ни одну из них не удается решить в каком-то одностороннем порядке. Ни одна из сторон, ни одна из стран в одностороннем порядке решить эту проблему не может». Х. Роухани на встрече с В. Путиным заявил, что сотрудничество двух стран в Сирии продолжится до окончательной победы над терроризмом. Урегулирование сирийского кризиса возможно только при продолжении тесного взаимодействия Тегерана и Москвы, заявил верховный лидер Ирана А. Хаменеи на встрече с В. Путиным в Тегеране. Хаменеи указал на «положительный опыт сотрудничества между Ираном и Россией в Сирии».

Вывод урегулирования ситуации в Сирии на качественно новый уровень требует того, чтобы ситуацию обсудили президенты России и США В. Путин и Д. Трамп, заявил 4 ноября пресс-секретарь главы российского государства Д. Песков.

На минувшей неделе активно обсуждался вопрос о Конгрессе сирийского национального диалога (КСНД), инициатором созыва которого выступает Россия. Глава МИД РФ С. Лавров считает, что КСНД «нацелен на расширение круга участников сирийского урегулирования за счет проживающих на территории страны представителей племен, этнических и конфессиональных групп. Ожидается, что Конгресс пройдет 18 ноября в Сочи. МИД РФ уже направил приглашения представителям 33 сирийских движений и партий различной политической ориентации. Дамаск заявил, что приветствует созыв КСНД и примет в нем участие. В то же время сирийская оппозиция сомневается в целесообразности созыва Конгресса. О своем отказе участвовать в нем заявили Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил Сирии, Высший совет по переговорам («эр-риядская группа»), «Южный фронт» и делегация вооруженной оппозиции Сирии, участвующая в переговорах в Астане. Турция считает неприемлемым приглашение Россией сирийских курдов из Партии демократического союза. Москва же выступает «за вовлечение курдов в работу, нацеленную на общеполитический национальный консенсус в Сирии». Россия приняла решение перенести КСНД на более поздний срок после переговоров с Турцией. С таким утверждением выступил 5 ноября официальный представитель турецкого президента И. Калын.

Россия считает, что последний доклад совместной миссии ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) по расследованию случаев применения химоружия в Сирии не является объективным. Так, Минобороны РФ при изучении этого доклада сделало вывод, что химоружие технически не могло быть применено в сирийском Хан-Шейхуне с самолета Су-22 ВВС САР. Глава МИД РФ С. Лавров в телефонном разговоре с госсекретарем США Р. Тиллерсоном указал на недопустимость политизации деятельности Совместного механизма ООН и ОЗХО по расследованию химатак, а также на необходимость приведения его в соответствие со стандартами Конвенции о запрещении химоружия при расследовании инцидентов на сирийской территории. Россия предлагает обновить мандат Совместного механизма ООН-ОЗХО по расследованию возможных случаев применения химоружия в Сирии с учетом выявленных системных проблем в его работе.

3 ноября премьер-министр Ирака Х. аль-Абади объявил об освобождении последнего крупного оплота «Исламского государства» на территории страны города Эль-Каим, расположенного на границе с Сирией. Тем самым иракские проправительственные силы при поддержке международной коалиции во главе с США «освободили почти всю территорию, которую ИГ захватила в Ираке».

Американские войска останутся в Ираке до тех пор, пока ИГ не будет там разгромлено, к тому же власти страны не просили Соединенные Штаты вывести свои подразделения, заявил 30 октября госсекретарь Р. Тиллерсон.

Тем временем продолжается конфликт между федеральным правительством Ирака и руководством иракской курдской автономией. 2 ноября власти Ирака объявили о провале переговоров с руководством Иракского Курдистана относительно размещения федеральных сил на границе с регионом. Было заявлено, что «курдская сторона сознательно тормозила ход переговоров, чтобы усилить свою оборону на границе. Это привело к тому, что обе стороны не смогли достичь соглашения в ходе переговоров». Ранее, 31 октября иракский парламент принял решение о том, что безопасность в провинции Киркук и на других спорных территориях будут обеспечивать исключительно правительственные силы.

4 ноября в телеобращении из Эр-Рияда премьер-министр Ливана С. Харири заявил о своем уходе в отставку из-за угрозы его жизни и «вмешательства Ирана и его пособников в лице «Хизбаллы» во внутренние дела Ливана». С. Харири был назначен премьер-министром Ливана в ноябре 2016 г., когда сформировал кабинет национального единства. Ранее он возглавлял правительство страны в 2009-2011 гг. Президент Ливана М. Аун заявил, что ожидает возвращения С. Харири в Бейрут, чтобы официально принять от него прошение об отставке и «узнать обстоятельства, в результате которых глава правительства пошел на такой шаг». В Эр-Рияде заявили о поддержке решения С. Харири покинуть свой пост. Эксперты полагают, что неожиданная отставка С. Харири «сулит Ливану новый виток нестабильности». Не исключено и то, что отставка С. Харири — ведущего политика суннитской общины и высказанные им обвинения во вмешательстве в адрес Тегерана являются сигналом о том, что «Ливан вновь превращается в арену противоборства региональных соперников – КСА и Ирана».

1 ноября президент России В. Путин совершил рабочий визит в Тегеран, где обсудил с руководством Ирана широкий круг вопросов, включая ситуацию в Сирии, а также принял участие в трехстороннем саммите Россия — Иран — Азербайджан. Три лидера заявили о необходимости соблюдения соглашения по иранской ядерной программе, отметили, что «неурегулированные конфликты в регионе являются существенным препятствием для регионального сотрудничеств», подчеркнули «важность их скорейшего мирного урегулирования путём переговоров на основе принципов и норм международного права». Россия, Иран и Азербайджан объявили о своем намерении углубить взаимодействие на международных энергетических площадках и расширить сотрудничество в нефтегазовой сфере. В. Путин также провел отдельные встречи с президентом ИРИ Х. Роухани и верховным лидером Ирана А. Хаменеи. «Россия — друг, сосед и стратегический партнер Ирана, — подчеркнул Роухани, — Тегеран приветствует активное участие российских инвесторов, частного сектора в разных областях. Россия играет эффективную роль в закреплении Совместного всеобъемлющего плана действий» по иранской ядерной программе.

Верховный лидер Ирана А. Хаменеи 2 ноября назвал США «главным и злонамеренным врагом» ИРИ. Накануне, в ходе встречи с президентом России В. Путиным он предложил «изолировать США», в частности, отказавшись от использования доллара.

США на минувшей неделе расширили список санкций в отношении компаний и физических лиц Ирана. Они введены против 41 физического лица и компаний «в рамках работы США по противодействию распространению ОМП и борьбы с терроризмом». Ограничительные меры, в частности, распространяются на руководителя КСИР М. А. Джаафари.

Руководство Саудовской Аравии намерено полностью покончить со злоупотреблениями во властных структурах, для чего запустило масштабную антикоррупционную кампанию, заявил 5 ноября король Сальман. По его словам, ответственные органы королевства проведут «серию кампаний по задержанию обвиняемых в финансовых махинациях и злоупотреблении властью» в КСА. При этом монарх подчеркнул необходимость «искоренить коррупцию и привлечь к ответственности коррумпированных» лиц. Ранее, 4 ноября, в стране по указу короля Сальмана был создан Высший комитет по борьбе с коррупцией, который постановил задержать по обвинению в коррупции 11 принцев из правящей семьи, а также несколько десятков министров, как ушедших в отставку, так и членов действующего правительства. Кроме того, в отставку был отправлен командующий Национальной гвардией М. бен Абдалла, который одно время считался претендентом на пост наследного принца, а также командующий ВМС КСА А. ас-Султан.

1 ноября палестинское радикальное движение ХАМАС передало контроль над КПП «Рафах» на границе сектора Газа и Египта Палестинской национальной администрации (ПНА). Это сделано в рамках реализации соглашения между движениями ФАТХ и ХАМАС от 12 октября. ХАМАС также передал ПНА контроль над остальными погранпереходами, включая КПП «Эрез» на границе с Израилем.

В настоящее время под контролем или влиянием правительства Афганистана находится около 56,8% от общего числа уездов страны, сообщается в отчёте Специального генерального инспектора США по восстановлению Афганистана. По сравнению с предыдущим полугодием доля контроля над территорией со стороны официальных властей сократилась на 1%, а с аналогичным периодом 2016г. – более чем на 6%. При этом силы вооружённой оппозиции обладают контролем или влиянием над 13,3% территории, что более чем на 2% за полгода и примерно на 5% за год.

Приложение

О состоянии вооруженных сил Бахрейна

Военно-политическое руководство Королевства Бахрейн в условиях перманентной напряженности в регионе Персидского залива и сложной внутриполитической ситуации в стране уделяет пристальное внимание укреплению национальных вооруженных сил, рассматривая их не только в качестве инструмента защиты страны от внешнего нападения, но и как одного из основных гарантов поддержания стабильности правящего режима. Неуклонно растут военные расходы королевства. Так, если в 2012 г. они составляли 1,020 млрд долларов США, то в 2015 г. достигли 1,53 млрд долларов.

Вооруженные силы Бахрейна (Силы обороны Бахрейна, СОБ) являются наиболее малочисленными в арабском мире и насчитывают 8,2 тыс. человек. Они состоят из Сухопутных войск, ВВС и ВМС. Помимо регулярной армии в стране имеются полицейские формирования МВД (9 тыс. человек), Национальная гвардия (1200 человек) и Береговая охрана МВД (260 человек).

Верховным главнокомандующим вооруженных сил Бахрейна является король. При главе государства для выработки основных направлений военной политики и разработки программ военного строительства имеется Высший военный совет, который также выполняет функции министерства обороны. Практические вопросы военного управления и военного строительства монарх передал своему сыну наследному принцу Сальману бен Хамаду Ааль Хамди. Он является заместителем верховного главнокомандующего СОБ и курирует Национальную гвардию.

Бахрейн в силу малочисленности населения (1,45 млн человек, из них около половины – мигранты и члены их семей) и ограниченных финансово-экономических возможностей не стремится, да и не в состоянии создать крупную армию. В сфере национальной безопасности и обороны страна ориентируется на помощь США и Саудовской Аравии. Имеет место высокая степень взаимодействия СОБ с вооруженными силами США и КСА. Прежде всего, это относится к подготовке личного состава и тыловому обеспечению. По американским оценкам, до 45% ВС Бахрейна «полностью способны к интегрированным действиям в составе коалиции во главе с США».

В деле военного строительства повышенное внимание уделяется улучшению технического оснащения армии, повышению выучки всех категорий личного состава, поддержанию высокого социального статуса военнослужащих, улучшению их материального положения. Большое место отводится повышению эффективности использования имеющейся на вооружении боевой техники, совершенствованию системы управления, связи, разведки, тыла, вопросам РЭБ. В войсках в целом качественно проводятся мероприятия по боевой подготовке, однако в последние годы внутриполитическая напряженность в стране негативно сказалась на интенсивности боевой учебы войск.

К слабым сторонам бахрейнской армии, прежде всего, следует отнести многотипность вооружения и военной техники, недостаточно развитую ремонтную базу, значительную зависимость от иностранных технических специалистов.

Сухопутные войска (6,0 тыс. человек) имеют в своем составе пехотную, бронетанковую и артиллерийскую бригады, батальон «спецназ», батальон королевской гвардии, зенитный дивизион, подразделения тылового обеспечения. Большая часть соединений и частей сухопутных войск размещена в районе столицы страны Манамы. К основному вооружению относится: 180 танков М60А3, 118 артиллерийских орудий, в том числе 82 САУ, 9 РСЗО MIM-140A ATACMS, 75 ПУ ПТУР (ТОУ – 15, «Джавелин» — 60), 375  боевых бронированных машин (БМП, БТР, БРМ), 13 ПУ ЗУР («Усовершенствованный Хок» — 6, «Кроталь» – 7), 78 ПЗРК.

США продали Бахрейну три РЛС AN/TPS-59(V)3, имеющие дальность обнаружения до 740 км и способные засекать момент пуска ракет. При этом силы ПВО Бахрейна должны стать составной частью создаваемой США в зоне Персидского залива региональной системы ПРО. На территории королевства развернуты две батареи американской зенитной ракетной системы «Пэтриот».

В 2016 г. из России получены ПТРК «Корнет-ЭМ» и средства ближнего боя. Отметим, что Бахрейн стал первым зарубежным заказчиком этой модификации ПТРК «Корнет». Из Китая в 2016 г. получена партия РСЗО SR-5. В США в 2017 г. заказаны 220 ракет для ПТРК ТОУ.

В составе военно-воздушных сил (1500 человек) имеются три эскадрильи боевой авиации (истребительно-бомбардировочных – 1, истребительных – 2), подразделения транспортной и вертолетной авиации. На их вооружении состоит 33 боевых самолета: истребителей-бомбардировщиков – 12 (F-5), многоцелевых истребителей – 21 (F-16С/D Блок 40), 9 учебно-тренировочных самолетов, 28 боевых, 27 транспортных и многоцелевых вертолетов. Кроме того, в составе ВВ числится 10 пассажирских самолетов. Основная часть самолетов и вертолетов бахрейнской военной авиации базируется на военно-воздушной базе (ВВБ) им. шейха Исы на юге страны.

В октябре 2017 г. с США подписан контракт на поставку 16 истребителей F-16V Viper с необходимым вооружением и оборудованием на сумму 3,8 млрд долларов. Кроме того, до уровня этой модификации будут модернизированы имеющиеся на вооружении истребители F-16C/D Блок 40. На замену устаревших F-5 планируется приобрести истребители «Еврофайтер Тайфун».

Военно-морские силы (700 человек) имеют в своем составе три боевых корабля (фрегатов – 1, корветов – 2), 74 боевых катера (вместе с Береговой охраной), в том числе шесть ракетных, и два вспомогательных судна. Авиация ВМС представлена двумя вертолетами SA-365F «Дофин» корабельного базирования, оснащенных противокорабельными ракетами и двумя вертолетами Во-105 берегового базирования. В интересах ВМС предусматривается использование истребителей F-16. Корабли и катера базируются в основном в пункте базирования Мина-Салман, но главной базой считается Манама. Также имеется пункт базирования Ситра. В США планируется приобрести два патрульных катера.

Собственной военной промышленности Бахрейн не имеет. Планов ее создания у руководства страны нет. В королевстве есть лишь мастерские по ремонту и обслуживанию оружия и военной техники, а также небольшое предприятие по выпуску боеприпасов для стрелкового оружия и артиллерии.

Основным партнером Бахрейна в сфере военного и военно-технического сотрудничества, главным поставщиком вооружения и военной техники для СОБ являются США. Часть поставленной Бахрейну техники американцы используют в своих интересах. Так, переданная королевству береговая РЛС обеспечивает деятельность ВМС США. Американские советники и инструкторы работают в бахрейнской армии. После жесткого подавления весной 2011г. властями Бахрейна выступлений шиитской оппозиции Вашингтон приостановил военные поставки королевству, но в июне 2015г. они были возобновлены.

На территории королевства находится целый ряд американских военных баз и объектов. На них размещено примерно 5,3 тыс. военнослужащих ВС США. Здесь находится штаб 5-го оперативного флота ВМС США, основные компоненты обеспечения его функционирования и базирования оперативных групп флота. На постоянной основе базируются восемь тральщиков. В Манаме находится региональный передовой пункт управления Сил специальных операций ВС США. ВВБ «Шейх Иса» используется американцами для патрулирования в зоне Персидского залива и транспортных целей. Здесь же размещен командный пункт ВВС США, узел связи, пункт сбора информации с ИСЗ, ведущих наблюдение за акваторией Индийского океана и Ираном, станция радиоразведки и склады военного имущества.

Важным партнером в военной области остается Великобритания. В 2014 г. подписано соглашение о создании в Бахрейне постоянной британской военно-морской базы в Мина-Салман. Бахрейн участвует в создании объединенной системы ПВО и раннего предупреждения и в совместных учениях с армиями аравийских монархий. Действует соглашение с НАТО об обмене разведывательной информацией в сфере безопасности и борьбы с терроризмом. В 2015 г. подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Россией. В рамках этого документа «Рособоронэкспорт» осуществил ряд поставок российской продукции военного назначения ВС Бахрейна. Россия ведет активные переговоры о поставке широкого спектра военной продукции Бахрейну, несколько контрактов подписаны в 2017 г.

С 2015 г. ВС Бахрейна участвует в военной операции аравийской коалиции во главе с КСА в Йемене против шиитских мятежников-хоуситов и сторонников бывшего президента этой страны А. А. Салеха (механизированная рота, подразделение спецназа и 4-6 истребителей F-16).

В целом вооруженные силы Бахрейна обладают хорошей боевой выучкой и оснащены современной по региональным меркам боевой техникой, но ввиду своей малочисленности они не в состоянии самостоятельно решать задачи по защите страны от масштабного внешнего нападения.

40.78MB | MySQL:68 | 0,914sec