О трехсторонней встрече лидеров Ирана, России и Азербайджана в Тегеране

За прошедшую неделю Тегеран превратился в центр дипломатических визитов. Вначале недели в Иран совершил визит генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано. А 1-го ноября в иранской столице состоялась трехсторонняя встреча лидеров Ирана, России и Азербайджана.

Первый трехсторонний саммит Ирана, Азербайджана и России состоялся в августе 2016 года в Баку. В рамках саммита президенты согласились с тем, что координация по региональным и международным вопросам и усилия по укреплению экономического и торгового сотрудничества между этими странами должны нести продолжительный характер. Это третий официальный визит президента России Владимира Путина в Иран за 17 лет президентства: первый – в 2007 г. для участия в саммите прикаспийских государств, второй – 2015 г. в рамках саммита стран экспортеров газа. В Иране высоко оценивают визиты В.Путина, так как он стал первым президентом, посетившим ИРИ с начала установления дипломатических отношений. Ранее, с 1943 года ни один лидер СССР и РФ не посещал Иран.

Отношения между Ираном и Азербайджаном обусловлены их географическим положением и взаимными интересами, несмотря на целый ряд разногласий и противоречий. Президенты обсудили все основные сферы сотрудничества и взаимные проекты. На встрече с Ильхамом Алиевым президент Исламской Республики Иран описал отношения между Тегераном и Баку, особенно в последние годы, как развивающиеся, и подчеркнул исторические связи и общие религиозные интересы обеих стран, сказав: «Попыток развивать связи между двумя странами никогда не будет достаточно, когда речь идет об уровне истории интересов двух стран».

Иранский президент выразил удовлетворение тем, что сегодня, помимо двусторонних отношений между Тегераном и Баку, отношения между Ираном, Россией и Азербайджаном также представляют интерес для руководства трех стран, а Тегеран и Баку стали образцом многосторонних и региональных отношений, передает пресс-служба президента ИРИ. Указывая на то, что президенты Ирана и Азербайджана встречались десять раз за последние годы, Х.Роухани сказал: «Это признак решимости должностных лиц двух стран развивать, укреплять и углублять инклюзивные и партнерские отношения».

Говоря об использовании потенциала двух стран, он сказал, что развитие экономических отношений зависит от хороших банковских связей. Инвестиционное и торговое сотрудничество между Ираном и Азербайджаном в различных областях, включая строительство в Азербайджане фармацевтического и автомобильного заводов, иранский президент оценил как положительное, добавив: «Исламская Республика Иран готова сотрудничать с Азербайджаном в других отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также экстратерриториального земледелия, обмена энергией в виде нефти и газа, исследование и добыча нефти в Каспийском море».

Говоря о транзитной и транспортной сфере, президенты обсудили и строительство железной дороги Решт-Астара. «Строительство этой железной дороги в качестве совместного проекта между Ираном и Азербайджаном является важным шагом в развитии транзитных отношений между двумя странами в коридоре Север-Юг», — продолжил президент, — «Эта транзитная линия может использоваться для транспортировки товаров из Оманского моря и Персидского залива на Кавказ и Восточную Европу».

Х.Роухани предложил осуществлять торгово-экономические обмены через центральные банки в национальной валюте.

Президенты обсудили и вопрос региональной безопасности, ситуацию в Сирии и Йемене, и отметили, что Иран и Азербайджан должны содействовать проведению консультаций в различных политических, региональных и международных областях.

Итоги двухсторонней встречи Хасан Роухани с Ильхамом Алиевым были предсказуемы. Риторика двух соседей не меняется уже на протяжении долгих лет. Отметим лишь, что в официальных сообщениях СМИ ИРИ отсутствуют упоминания о заявлениях иранского президента о карабахском конфликте, который является главной проблемой азербайджанской внешней политики.

Больше всего в Иране ожидали визит российского президента. На сегодняшний день Иран и Россия сотрудничают в основных сферах внутренней и внешней политики. В связи с этим, позиция Москвы для Ирана имеет особое значение. На двухсторонней встрече президенты назвали двусторонние, региональные и международные отношения Тегерана и Москвы позитивными и развитыми и подчеркнули развитие всесторонних связей и консультаций в различных секторах.

Х.Роухани назвал Россию «другом», соседом и стратегическим партнером Ирана, подчеркнув, что Исламская Республика полна решимости развивать и укреплять отношения и сотрудничество с Россией, добавив: «Хорошие соглашения между двумя странами в различных секторах, в том числе в энергетике, мирных ядерных технологий и транспорта и транзита, должны быть дополнительно активизированы на этапе осуществления».

Иранский президент подчеркнул важность развития ирано-российских торгово-экономических отношений, заявив: «Тегеран приветствует активное участие российских инвесторов и частного сектора в крупных инфраструктурных проектах, в том числе в промышленности, энергетике, строительстве и развитии железных дорог коридора Север-Юг».

Из-за агрессивной политики Запада по отношению к Тегерану, перед Ираном встала проблема интегрирования в различные региональные союзы. Евразийское  экономическое сотрудничество, под эгидой России, является для Тегерана хорошей возможностью осуществлять торговые операция со странами-членами ЕАЭС на особых условиях, установленных специально для ИРИ.

Ирано-российское сотрудничество по борьбе с терроризмом успешно осуществляется в Сирии. Странам удалось изменить ход войны в Сирии в пользу Дамаска и усадить конфликтующие стороны за стол переговоров в Казахстане. Х.Роухани подчеркнул важность этого сотрудничества, особенно на заключительных этапах войны. Слова иранского президента звучат в качестве призыва на фоне сведений о том, что Россия намерена частично вывести свои войска и технику из Сирии, что может оттянуть завершение войны на неопределенное время. И хотя официальные источники не подтверждают эту информацию, опасения в ИРИ все еще существуют.

Касаясь процесса переговоров в Астане, президент Ирана подчеркнул важность многостороннего, регионального и международного сотрудничества между Ираном и Россией в решении проблем и кризисов, заявив: «Исламская Республика Иран считает, что нестабильность в регионе наносит ущерб всем странам, и будет поддерживать развитие стабильности и безопасности в регионе. В контексте этого сотрудничества сегодня станет ясно всему миру, что безопасность и мир Сирии должны быть консолидированы посредством политических решений».

Со своей стороны Владимир Путин назвал Исламскую Республику стратегическим партнером России и великим соседом, и высоко оценил приглашение Ирана на трехсторонний саммит Иран-Россия-Азербайджан и сказал: «У нас много общих интересов для развития наших отношений и сотрудничества».

В.Путин подтвердил приверженность России ядерному соглашению и назвал неприемлемым любое одностороннее изменение Совместного всеобъемлющего плана действий.

После окончания трехсторонней встречи президенты выступили на совместной пресс-конференции. Основными тезисами на переговорах стали следующие пункты:
— саммит президентов Ирана, России и Азербайджана основан на дружбе,

— президенты приняли решение – связать иранский порт  Бандар Аббас с Хельсинки

-Каспийское море должно стать морем мира и развития

-три страны сделали важный шаг для установления связи с Евразийским экономическим союзом

-на саммите в Тегеране президенты подчеркнули использование национальной валюты в двусторонней и трехсторонней торговле.

-следующий трехсторонний саммит пройдет в Москве.

Владимир Путин встретился также с верховным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи. Это первая встреча на высшем уровне лидеров двух стран после победы Дональда Трампа на президентских выборах в США. Верховный лидер призвал использовать выгоду последних лет от «хорошего опыта» сотрудничества в регионе в региональных вопросах и двусторонних отношениях для укрепления и развития связей.

Аятолла А.Хаменеи предупредил В.Путина о бдительности в отношении действий и намерений США. С одной стороны, это связано с обеспокоенностью Ирана по поводу соглашения между Соединенными Штатами и Россией по сирийскому конфликту, которое может нанести серьезный ущерб интересам Ирана в Сирии и Ираке, а с другой — отражает готовность Ирана к худшему сценарию.

Верховный лидер также подтвердил намерение иранской стороны укреплять сотрудничество в области энергетики, инвестиций на уровне микроэкономики и торговли, которые могут стать ключом к политическому устремлению и основам долгосрочного сотрудничества.

Как передают различные иранские СМИ, помимо указанных вопросов, стороны обсудили роль Ирана и России в Афганистане, политико-военные кризисы в Йемене, Ираке, кризис в отношениях между Ираном и Саудовской Аравией, сотрудничество между Тегераном и Москвой в области энергетики и цен на нефть.

Встреча президентов трех стран состоялась на фоне введения новых санкций США в отношении Ирана, России и Северной Кореи. Ситуацию на Ближнем Востоке еще более накалил референдум о независимости в Иракском Курдистане и обострение отношений стран Персидского залива с Катаром. Азербайджан также после долгих лет выстраивания отношений с Европой и Западом столкнулся с кризисом в этом вопросе из-за серии коррупционных разоблачений. В связи с этим, Баку также намерен решить свои проблемы в экономике и безопасности с помощью России.

Учитывая вышесказанное, иранские источники считают, что поводом для очередного трехстороннего саммита стали ограничения, наложенные Вашингтоном и общие взгляды лидеров трех стран по отношению к США. Три страны обладают большим потенциалом, благодаря своему географическому положению и внешним факторам, сближающим их. Каждая из стран стремится не допустить внерегионального вмешательства в свою политику. По  мнению аналитиков khabaronline.ir, страны должны развивать и укреплять связи во всех сферах, как нефтегазовая отрасль, транзитные каналы, торговля, электросети, скорейшее строительство железной дороги через Азербайджан и Россию и в эксплуатации коридора Север-Юг из Бандар-Аббаса и Мумбаи в Хельсинки. В этой связи представляется возможным скорейшее проведение трехсторонних встреч на уровне соответствующих министерств трех стран и введения в действие новых соглашений.

Важно также, что эти страны продолжают сталкиваться с различиями в подходах, неудовлетворенностью двусторонним сотрудничеством, опасениями и сомнениями отношениях друг к другу. Учитывая потребности общего интереса, они предпочитают сотрудничать и расширять двусторонние и трансграничные отношения, и очевидно, что они должны быть более реалистичными в отношении масштабов осуществления соглашений, поскольку неспособность выполнить достигнутые соглашения приведет к увеличению недоверия и сомнений среди лидеров и народов трех стран.

52.24MB | MySQL:103 | 0,629sec