Возможности для сближения Израиля и ОАЭ

Заголовок одного из номеров иранской газеты Kayhan, вышедший на этой неделе, гласит: «Запуск ракеты «Ансар Аллах» против Эр-Рияда, следующая цель — Дубай». Как минимум, это четкое определение ОАЭ в качестве врага Ирана в рамках нынешней динамики региональных процессов и складывания коалиций делает из страны неплохого кандидата на роль израильского союзника. Не говоря об этом напрямую, на расстановку Ираном целей уже в конце текущей недели обратил внимание бывший военный, а ныне эксперт Иерусалимского центра общественной политики М.Сегал посчитавший, что угроза в адрес еще одной страны, расположенной на берегу Персидского залива, свидетельствует, что Тегеран ощущает там свое растущее влияние и силу.

Дополнительными свидетельствами конфронтации с главным врагом Израиля можно считать отказ представителей Тегерана присутствовать на конференции МАГАТЭ о роли атомной энергетики в Абу-Даби в конце октября, где на соответствующем решении сказалась точка зрения ОАЭ на судьбу СВПД. Поддерживает антииранские настроения государства прибывший туда в среду французский президент Э.Макрон. Он порекомендовал сохранять жесткую позицию в отношении Исламской Республики применительно к ее региональной опасности. Из этого вытекает, что первому популярному теперь критерию поиска союзников на основе общего врага Израиль и ОАЭ соответствуют.

Перспективы сотрудничества двух стран отвечают и еще одному важному элементу – наличию общего влиятельного друга в лице США. Здесь снова необходимо учесть роль Ирана, поскольку в ОАЭ поддержали озвученную в октябре концепцию Дональда Трампа по  поводу Тегерана. Помимо этого есть и еще ряд обстоятельств. Например, не так давно стало известно, что ОАЭ проявляют значительный интерес к приобретению американских истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35. Переговоры об этом велись еще при первом президентском сроке Б.Обамы, но попали в список рискованных сделок, угрожающих региональному балансу сил. Новая администрация США также сначала опасалась, что договоренность с эмиратами нанесет удар качественному военному превосходству Израиля, который, кстати сказать, первым получил такие самолеты. В начале ноября появилась информация, что Вашингтон готов все же обсудить возможность продажи истребителей в ОАЭ.

Вместе с тем не все в отношениях США и ОАЭ гладко. К примеру, в рядах американских конгрессменов существует мнение о необходимости сократить в стране влияние компании – одного из крупнейших мировых портовых операторов   Dubai Port World, существенно возросшее при Джордже Буше-младшем. Риск понести от этого экономический ущерб также толкает ОАЭ на демонстрацию поддержки Вашингтона на различных направлениях, включая готовность вести диалог с Израилем.

О двусторонних отношениях ОАЭ и Израиля в открытых источниках информации опубликовано мало. В последнее время в фокусе внимания оказался  инцидент с израильскими спортсменами-дзюдоистами, которым на соревновании в ОАЭ запретили использовать государственную символику. Вместе с тем определенные контакты, большая часть которых скрыта, имеют место, о чем свидетельствовали публикации, в которых утверждалось, что одним из архитекторов отношений выступает посол ОАЭ в США Юсеф аль-Отайба. В начале лета в арабскую, а затем мировую прессу попали письма из взломанного почтового ящика дипломата, из которых стало известно о его тесном сотрудничестве с исследовательским центром Foundation for Defense and Democracies, одним из спонсоров которого является близкий к Б.Нетаньяху американский медиа-магнат Шелдон Адельсон, а в составе руководства имелись бывшие представители Американо-израильского комитета по общественным связям AIPAC.

Помимо общего факта связей между послом и произраильскими американскими структурами тогда было выявлено еще одно обстоятельство, заключающееся в якобы имевшем место сотрудничестве между ОАЭ и Израилем по международной дискредитации Катара. После политических потрясений минувших выходных на факт таких спекуляций обратил внимание израильский военный обозреватель из Haaretz Амос Харель.

Последнее наводит на мысль, что и в нынешних условиях политических трансформаций в Саудовской Аравии и Ливане без предположений о влиянии Израиля и ОАЭ не обошлось. Подогрели эти настроения сведения о поездке ушедшего в отставку ливанского премьер-министра Саада Харири в из Эр-Рияда, где он объявил об уходе, в ОАЭ. Как предположили в израильской газете Haaretz, причиной для этого стали аресты и внутриполитическая ситуация в Саудовской Аравии. В этой связи, как и в случае с саудовско-израильскими отношениями, активно себя проявила турецкая пресса, включая вновь Yeni Safak. В начале недели в издании появилась статья, утверждавшая, что отставка С.Харири — дело рук альянса Саудовской Аравии, ОАЭ и Израиля. Они, как полагают турецкие журналисты, не смогли разыграть карту с референдумом в Иракском Курдистане, решив дестабилизировать регион и помешать Ирану на этот раз через Ливан.

Из всего этого вытекает, что, как и в случае с Саудовской Аравией, ОАЭ и Израилю есть с кем и против кого дружить, что, разумеется, имеет шансы сблизить их в условиях, характеризующих нынешнюю региональную реальность. Вместе с тем точек соприкосновения в этих отношениях все же меньше, а камнем преткновения, вероятно, останется палестинский вопрос. Нынешним летом в прессу попала информация о секретных переговорах 2012 г. между Б.Нетаньяху и представителями ОАЭ, которые зашли в тупик как раз по этой причине. Не так давно о неизменности своих позиций в отношении ближневосточного урегулирования в ОАЭ заявили вновь.

52.22MB | MySQL:103 | 0,408sec