О возможном влиянии террористического акта в Аль-Равде на Израиль

Террористический акт, совершенный, судя по всему, боевиками организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) в суфийской мечети деревни Аль-Равда рядом с городком Бир аль-Абед на севере Синайского полуострова, стал самым крупным по численности жертв террористическим актом когда-либо до сих пор совершенном в Египте. Согласно официальным сообщениям погибли 305 человек. Был убит каждый пятый житель деревни Аль-Равда.

За последние 11 месяцев жители деревни неоднократно получали предостережения относительно того, что они могут подвергнуться нападению боевиков «Исламского государства», поскольку исповедуют суфийский ислам, рассматриваемый сторонниками ИГ в качестве ереси. Таким образом, террористический акт в Аль-Равде лишний раз наглядно продемонстрировал ту постоянную угрозу, которая проистекает религиозным меньшинствам Египта в целом и Синайского полуострова в частности – в первую очередь христианам, но также и последователям различных миноритарных в данной стране течений мусульманства со стороны исламских фундаменталистов.

Однако важно и то, что одновременно с этим бойня в мечети Аль-Равды показала, что, несмотря на все прилагаемые усилия, египетские власти не в состоянии справиться с действующими на севере и в центре Синайского полуострова вооруженными формированиями террористической организации «Исламское государство», именующими себя «Ансар бейт аль-Макдис». На данном этапе правительство президента А.Ф.ас-Сиси достаточно уверенно контролирует южную часть Синайского полуострова с его курортами, среди которых в первую очередь следует, конечно, назвать всемирно известный Шарм аш-Шейх, и с древним православным монастырем, расположенным на горе Джабель-Муса, которую христиане идентифицируют в качестве библейской горы Синай. Контролирует оно и западную часть Синайского полуострова, что пока обеспечивает бесперебойное функционирование Суэцкого канала. Однако как долго будет сохраняться этот контроль?

Боевикам ИГ уже удавалось несколько раз выходить на египетско-израильскую границу, результатом чего становились террористические акты против еврейского государства, приведшие к человеческим жертвам. Это создает сейчас на остававшейся абсолютно спокойной в течение последних трех десятилетий границе между Египтом и Израилем принципиально новую ситуацию, к который нынешнее поколение израильтян не привыкло. В это связи представляет целесообразным рассмотреть нынешнюю военно-политическую ситуацию на Синайском полуострове в контексте израильско-египетских отношений.

Египет был самым сильным и опасным врагом еврейского государства с момента провозглашения его независимости в 1948 году. Египетская армия вторглась тогда с Синайского полуострова на территорию Израиля совместно с армией Судана и была остановлена после ожесточенных боев лишь на дальних подступах к Тель-Авиву. Перешедшие в контрнаступление израильские войска проникли тогда на Синайский полуостров и заняли его северо-восточную часть. Однако в 1949 году, после подписания соглашения о прекращении огня между Израилем и арабскими государствами ЦАХАЛ был вынужден оставить занятую им часть Синайского полуострова под давлением Великобритании и США. Египтянам удалось также сохранить контроль над оккупированным ими в ходе войны сектором Газа, который стал под их эгидой базой для антиизраильского террора.

Памятник защитникам кибуца Негба, сражавшимся против вторгшейся в на территорию Израиля египетской армии в 1948 году.

В 1956 году Египет закрыл для израильского судоходства Тиранский пролив, заблокировав таким образом единственный израильский красноморский порт Эйлат. В ответ ЦАХАЛ начал войну против Египта, известную как операция «Кадеш» или «Синайская война». В Советском Союзе ее называли «англо-франко-израильской агрессией против Египта», поскольку ВВС Великобритании и Франции, пытавшихся бороться против осуществленной президентом Египта Гамалем Абдель Насером национализации «Компании Суэцкого канала», поддерживали действия сухопутных войск Израиля. ЦАХАЛ разгромил египетскую армию и занял сектор Газы и весь Синайский полуостров, открыв тем самым для израильских судов Тиранский пролив. Однако в 1957 году под давлением США и СССР израильтяне были вынуждены покинуть как Синайский полуостров, так и сектор Газа. При этом Израилю были даны гарантии свободы судоходства в Красном море, а на Синайском полуострове были размещены войска ООН, а сам он был объявлен демилитаризованной зоной, что создало буфер между Египтом и Израилем.

Синагога, открытая израильским военным раввинатом в Шарм а-Шейхе. 1956 год.

Однако в начале 1967 году египетская армия в нарушение соглашения о прекращении огня вернулась на Синайский полуостров. Президент Гамаль Абдель Насер потребовал от войск ООН покинуть Синай, и они безропотно подчинились, после чего египтяне возобновили блокаду Тиранского пролива для прохода израильских судов. Египет совместно с Сирией планировал летом того же года атаковать Израиль с двух сторон. Однако 5 июня израильтяне начали превентивную войну, вошедшую в историю как «Шестидневная война». В ходе нее были полностью разгромлены армии Египта, Сирии и примкнувшей к ним Иордании. Под контроль Израиля перешли обширные территории, в том числе весь Синайский полуостров и сектор Газа, ранее контролировавшиеся Египтом. Свобода израильского судоходства в Красном море была гарантирована. Зато теперь оказался закрытым для судоходства всех стран Суэцкий канал, на восточном берегу которого была возведена передняя линия обороны ЦАХАЛа.

Пленные египетские солдаты на Синайском полуострове. 1967 год.

На этот раз израильтяне не уступили международному давлению и не стали уходить с Синайского полуострова, несмотря на неоднократные требования со стороны ООН. Разбитая и отброшенная на западный берег Суэцкого канала египетская армия не могла больше угрожать населению Израиля. 8 марта 1969 года в нарушение соглашения о прекращении огня египтяне начали позиционную, войну, ставшую известной как «Война на истощение», обстреливая с африканского берега Суэцкого канала позиции израильтян.  Однако они не смогли таким образом добиться отступления сил ЦАХАЛа, и 7 августа 1970 года вступило в силу новое соглашение о прекращении огня.

Израильтяне начали строить в этот период еврейские гражданские поселения на Синайском полуострове. Всего было основано 19 таких поселений. Они концентрировались в двух районах:

  1. «Питхат-Рафиах» на северо-востоке Синайского полуострова между городами Рафах и Эль-Ариш. Крупнейшим еврейским поселением этого района был основанный в 1973 году репатриантами из СССР Ямит.
  2. «Мерхав-Шломо» в юго-восточной части Синайского полуострова. Основным еврейским поселением здесь была Офира (современный Шарм аш-Шейх), рядом с которым израильтянами был построен крупный по тем временам аэродром. Между ним и Эйлатом на побережье Красного моря были построены поселения Невиот и Ди-Захав.

Такое размещение еврейских поселений на Синайском полуострове было хорошо продуманным. Район Питхат-Рафиах должен был отделить полосой сплошного еврейского заселения сектор Газа от крупнейшего арабского города Синайского полуострова Эль-Ариша. Следует отметить, что еврейская религиозная традиция рассматривает эту часть Синайского полуострова в качестве части Эрец-Исраэль. Более того, она входила в определенные периоды истории в состав древнееврейских государств. Так, например, иудейский царь Александр Янай взял в 100 году до н.э. города Рафиах (нынешний Рафах) и Ринакура (нынешний Эль-Ариш) и присоединил весь этот район к Иудейскому царству. Эти религиозные и исторические доводы укрепляли намерение израильтян оставить за собой район Питхат-Рафиах навсегда, при любом урегулировании.

Израильское поселение Ямит на северо-востоке Синайского полуостров. 70-е годы

Что касается района Мерхав-Шломо, то его значение для Израиля было сугубо прикладным. Расположение этой группы еврейских поселений гарантировало израильтянам сохранение свободы судоходства по Красному морю вне зависимости от настроений тех или иных правителей Египта.

Излишне говорить о том, что контроль над Синайским полуостровом, включая его центральные и западные районы, где не было гражданского еврейского населения, служил гарантией того, что египтяне не смогут напасть на густонаселенные районы Израиля, отделенные от позиций египетских войск обширным Синайским полуостровом. Этот расчет оправдал себя в октябре 1973 года, когда Египет одновременно с Сирией и при активной поддержке со стороны СССР внезапно атаковал позиции ЦАХАЛа. Египетской армии удалось прорвать передовую линию израильских укреплений на восточном берегу Суэцкого канала, однако вслед за этим, форсировав Суэцкий канал, она завязла в кровопролитных боях в западной части Синайского полуострова. После этого ЦАХАЛ перешел в контрнаступление, форсировал Суэцкий канал и занял его африканский берег. Египетские армии, прорвавшиеся на Синайский полуостров, были окружены и капитулировали. Дорога на Каир была открыта. Последовало подписание очередного соглашения огня между Израилем и Египтом, оставившее весь Синайский полуостров за Израилем.

Пост войск ООН на 101-ом километре шоссе Каир – Суэц, где в 1973 году было подписано соглашение о прекращении огня между Египтом и Израилем.

Ситуация радикально изменилась в 1979 году, когда был подписан договор о мире между Египтом и Израилем, ставший известный под названием «Кемп-Дэвидских соглашений». В соответствии с этим договором Египет признал Государство Израиль и заключил с ним полные дипломатические отношения. В обмен на это Израиль поэтапно возвратил египтянам весь Синайский полуостров. Этот процесс завершился в 1982 году. Все еврейские поселения на Синайском полуострове были ликвидированы. Синайский полуостров был снова объявлен демилитаризованной зоной. Согласно договору Египту запрещено размещать свои войска на Синае.

Подписание мирного договора между Израилем и Египтом в Кемп-Девиде. 1979 год

Полное, «до последней песчинки» возвращение Синайского полуострову Египту вызвало острейший кризис в израильском обществе. Значительная часть израильтян обвинила тогдашнего премьер-министра Менахема Бегина в обмане (он обещал не отдавать египтянам восточную часть Синайского полуострова, где были расположены еврейские поселения) и даже в предательстве национальных интересов. Насильственная эвакуация ЦАХАЛом жителей города Ямит и его последующее разрушение стали одним из самых травмирующих эпизодов новейшей израильской истории. К тому же мир с Египтом оказался очень холодным.

Тем не менее, на протяжении трех десятилетий египетско-израильская граница оставалась совершенно спокойной. В том числе во время Первой и Второй интифады, во время Первой и Второй ливанской войны и во время операций, которые ЦАХАЛ проводил против боевиков ХАМАСа в секторе Газа. Многие израильтяне считали в этой связи, что, несмотря ни на что, тяжелейшая жертва, принесенная Менахемом Бегиным, была оправданной. Хотя в Израиле есть немало людей, которые до сих пор, десятки лет спустя не могут простить ему отступление с Синайского полуострова, разрушение существовавших там еврейских поселений и изгнание их жителей.

В последние годы ситуация на Синайском полуострове стала меняться радикальным образом. Активность боевиков «Исламского государства» в его северных районах поставила под угрозу власть центральных властей Египта в этих районах и безопасность Государства Израиль. Учитывая последнее обстоятельство, израильское военно-политическое руководство фактически закрыло глаза на то, что Египет в нарушение Кемп-Дэвидских соглашений перебросил на Синайский полуостров регулярные армейские части для борьбы с «Исламским государством». Однако этого оказалось явно недостаточно для того, чтобы уничтожить ИГ на Синае. Бойня в деревне Аль-Равда в минувшую пятницу наглядно показала, что ситуация на севере Синайского полуострова нестабильна и имеет тенденцию к ухудшению с точки зрения египетского правительства и Израиля.

Можно пытаться оттягивать радикальные решения этой проблемы, но так или иначе из существующей ситуации с точки зрения Израиля есть только два выхода и оба они плохие:

  1. Позволить правительству Египта перебросить на Синайский полуостров еще большие военные силы для борьбы с «Исламским государством». Тем самым пункт Кемп-Дэвидских соглашений о демилитаризации Синая будет не просто нарушен, а де-факто отменен. Учитывая общую нестабильность политической ситуации в Египте нельзя исключить того, что на смену нынешнему светскому правительству президента А.Ф.ас-Сиси придет открыто враждебное по отношению к еврейскому государству правительство исламистов. В этих условиях размещенная на Синайском полуострове египетская армия превратится в непосредственную угрозу Израилю. Подобной угрозы не было с 1967 года.
  2. Не позволять египтянам перебрасывать дополнительных воинских контингентов на Синайский полуостров. Это чревато тем, что египетское правительство потерпит поражение, и сначала на севере Синайского полуострова, а потом, возможно, и на всем полуострове возникнет террористическое государственное образование, напоминающее ИГ в Ираке и Сирии. Его вооруженные силы наверняка не будут настолько же многочисленны и мощны, как регулярная египетская армия, однако они, безусловно, смогут и будут угрожать как территории Израиля, так и свободе израильского судоходства через Тиранский пролив. В этих условиях у Израиля не останется иного выхода, как снова ввести свои войска на Синайский полуостров, как это было в 1948, в 1956 и в 1967 годах, разгромить исламистов и сохранить свое военное присутствие на Синае для того, чтобы не допустить рецидивов активности «Исламского государства». Излишне говорить о том, что в этих условиях Израиль будет обвинен в агрессии и подвергнется ожесточенным нападкам на международной арене.

Теоретически возможно и военное сотрудничество между египетской армией и ЦАХАЛом в борьбе против боевиков «Исламского государства» на Синайском полуострове. Такое сотрудничество могло бы с одной стороны компенсировать недостаток сил египетской армии на полуострове, а с другой стороны дало бы Израилю гарантии того, что пункт Кемп-Дэвидских соглашений о демилитаризации Синайского полуострова не будет де-факто отменен. Однако такое сотрудничество неизбежно станет оружием в руках исламистских пропагандистов, которые обвинят египетское правительство в открытом военном сотрудничестве с «сионистским врагом» против мусульман. Поэтому представляется крайне сомнительным, что правительство Египта сможет себе позволить открыто пойти на такой шаг.

52.37MB | MySQL:110 | 0,582sec