Что стоит за захватом американским спецназом «террористов» в Ливии

Жюри присяжных на заседании федерального суда округа Колумбия оправдало во вторник по самым серьезным статьям гражданина Ливии Ахмеда Абу Хаталлу, который подозревался в организации нападения на консульство США в Бенгази в сентябре 2012 года. Об этом сообщило агентство Ассошиэйтед Пресс. Жюри признало Хаталлу виновным лишь по трем пунктам обвинения из 18, предъявленных ему американской прокуратурой. В частности, он признан невиновным в убийстве посла США в Ливии Кристофера Стивенса. Как отмечает агентство, ему не грозит смертная казнь, которой добивалось Министерство юстиции США. Так, его признали виновным в сговоре с целью оказания материальной поддержки нападавшим; уничтожении собственности США и создании угроз для жизни людей; использовании огнестрельного оружия во время нападения. Агентство подчеркивает, что в таком случае ему грозит 45 лет тюремного заключения. Решение об этом сроке должен в ближайшее время вынести суд. Ранее адвокаты Абу Хаталлы просили Минюст не настаивать на смертной казни их подзащитного в случае вынесения обвинительного приговора. То есть налицо простая сделка в отсутствии четкой доказательной базы: мы берем на себя часть обвинений, а в ответ нам гарантируют исключение вероятности вердикта о сметной казни. Подозреваемый был захвачен американским спецназом в Ливии в июне 2014 года и доставлен в Соединенные Штаты на борту военного корабля «Нью-Йорк». По данным спецслужб, он был членом группировки «Ансар аш-шариа» («Сторонники шариата») и пользовался популярностью среди исламских радикалов в районе Бенгази. От себя добавим, что, если бы пользовался авторитетом, то его бы никогда не сдали свои. Но в данном случае есть момент конкуренции между Катаром и КСА, о чем мы сообщим ниже. Секретную операцию по его задержанию на территории Ливии санкционировал экс-президент США Барак Обама.  В самом конце октября еще один террорист, сыгравший важную роль в убийстве американского посла в Ливии Кристофера Стивенса, был захвачен в плен американскими военнослужащими. Захват осуществило Командование специальных операций Вооруженных сил. Предполагается, что террориста Мустафу аль-Имама будут судить в федеральном суде Соединенных Штатов. Генеральный прокурор США Дж.Сешнс называл арест этого боевика важным шагом вперед в расследовании нападения на дипломатическое представительство США в Бенгази 11 сентября 2012 года. Тогда, напомним, помимо К.Стивенса погибли еще три американца. Известно, что американские спецподразделения захватили М.аль-Имам в Мисурате, на северном побережье Ливии. Он был доставлен на корабль ВМС США в порту Мисурата для перевозки и сейчас уже находится в Соединенных Штатах. В связи с этими сообщениями надо отметить следующее.

  1. Как мы и сообщали ранее, все эти «захваты» причастных к вышеуказанному инциденту террористов носят характер показухи и имеют мало общего с реальными организаторами нападения на американское консульство. Сначала администрации Б.Обамы надо было показать американской общественности свою «твердость», теперь настала очередь Д.Трампа. При этом доказать что-либо в реальности согласно американскому законодательству невозможно в принципе. Просто по причине участия в этом инциденте огромного количества лиц и отсутствия возможности для проведения в Ливии серьезных оперативно-следственных действий. Можно конечно преследовать ливийцев, которые «сдуру» запечатлели себя на камеру во время гуляний по американскому консульству или купания в служебном бассейне, но любой уважающий себя адвокат разнесет эту «связь» с непосредственным участием в нападении «в клочья». Что мы собственно и наблюдаем сейчас на примере вердикта присяжных. Примерно то же самое, в случае реально справедливого процесса мы будем наблюдать и во время судебного разбирательства над вторым захваченным боевиком.
  2. На все эти «захваты» и последующие судебные разбирательства огромное влияние оказывает расстановка и борьба внутри самой американской элиты. Напомним, что именно тогдашнего госсекретаря и нынешнего ярого оппонента Л.Трампа в лице Х.Клинтон сейчас обвиняют в преступной небрежности по вопросу режима безопасности американского посольства в Ливии. Соответственно «оправдание» «обамовского» террориста и осуждение «трамповского» будет означать пусть и репутационную, но победу нынешнего хозяина Белого дома. Вот собственно цена вопроса, а не борьба с терроризмом. Таким образом, в данном случае мы имеем дело опять же с чисто внутриамериканской «борьбой бульдогов под ковром» с использованием внешнего (в данном конкретном случае — ливийского) фактора.
  3. «Захваты» террористов американским спецназом не надо квалифицировать как реальную боевую операцию. Американцы никогда не будут действовать на незнакомой для себя территорию: это чревато потерями и провалом операции. В Ливии у американцев нет такого уровня агентуры, которая могла бы мониторить ситуацию, собирать информацию в отношении передвижения потенциально обвиняемых, и подготовке выброса группы захвата. У них есть условные позиции в части мисуратовских бригад, с которыми американцы вместе более года штурмовали оплот ливийского «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) Сирт. Кстати, после ухода оттуда мисуратовцев сторонники ИГ вновь вернулись и в настоящее время дислоцируются в окрестностях города. «Условные позиции» ровно потому, что они не являются классической агентурой, а просто партнерами по операции (причем нанятыми за деньги), и этой связи об их надежности можно рассуждать, но не использовать в рамках реальных боевых операций. Этот момент полностью исключает вариант боевой операции: для нынешней администрации США пиар лежит в основе всего остального, а это не подразумевает в принципе вероятность любого провала. Поэтому в основе всех этих «героических действий» американского спецназа лежит обыкновенный выкуп. Причем понятно, что при использовании такой схемы американцам сливают «отбросы», которые не связаны родственными связями с серьезными людьми и кланами.
  4. Американцы уверены, что нападение организовали эмиссары «Ансар аш-Шариа». Тогда путь американских следователей лежит в КСА, спецслужбы которого и организовывали во время «арабской весны» эти структуры в арабских странах «победившей демократии». И делалось это в рамках создания противовеса набирающим силу «Братьям-мусльманам», за которыми стоял традиционный региональный конкурент Саудовской Аравии в лице Катара. Такие структуры были созданы в Тунисе, Ливии и Йемене, и сейчас этот проект признан в Эр-Рияде неудачным. В Ливии местные сторонники «Ансар аш-Шариа» в рамках своих усилий по завоеванию авторитета среди местных исламистов явно перестарались. Но в КСА американцы с такими требованиями о расследовании не сунуться по вполне понятным причинам, а значит все усилия силового блока США носят изначально характер имитации. Отметим при этом, что в последнем случае американцам сдали не мисуратовца, а бенгазийца. И в этом можно увидеть «катарский след» (а катарцы традиционно имеют сильные позиции в Мисурате), которые таким образом стараются вывести американцев на своих саудовских «друзей». И отметим, что практическое содействие в этом катарских спецслужб своим американским коллегам подтверждается и резко изменившейся позицией руководства ЦРУ США в отношении «поддержки Катаром терроризма» в сторону «фиксирования положительных действий Дохи на этом направлении». И это заявление было сделано сразу же после октябрьского рейда американцев в Ливию.
52.21MB | MySQL:103 | 0,464sec