Электоральные перспективы Ариэля Шарона и его нового списка накануне выборов в Кнессет семнадцатого созыва

Обнародованное в воскресенье вечером и официально объявленное в понедельник утром решение премьер-министра Израиля Ариэля Шарона о выходе из партии, к созданию которой он имел самое непосредственное отношение, и которую на протяжении последних шести лет возглавлял, никак не отнесешь к предсказуемым. Если аналитики и говорили о возможности раскола израильской правящей партии, то после того, как в конце октября противникам премьера не удалось в ходе тайного голосования членов ЦК Ликуда добиться решения о досрочном проведении выборов председателя, подобные разговоры стали казаться неуместными. Два месяца спустя после реализации так называемой «программы размежевания» и принудительной эвакуации восьми тысяч еврейских поселенцев из Сектора Газа и Северной Самарии А. Шарону удалось получить обновленный кредит доверия от трех тысяч членов руководства Ликуда, в то время как бросившие ему вызов и покинувшие из-за этого правительство экс-премьер и министр финансов Биньямин Нетанияху и экс-министр внутренней безопасности Узи Ландау не смогли должным образом мобилизовать своих сторонников, проиграв решающее голосование с перевесом в более ста голосов. Казалось бы, если А. Шарону и имело смысл покидать Ликуд, то до этого голосования, которого он всеми силами стремился избежать, либо после него, в случае, если бы ему не удалось это голосование выиграть. Однако, добившись победы и обеспечив стабильность своего лидерского положения как минимум на последующие полгода, совершать столь резкий демарш, не имеющий прецедентов в истории израильской политики, – этого ожидать было почти невозможно. По просочившейся в печать информации, даже самые ближайшие соратники А. Шарона до последнего момента не были осведомлены о принятом им решении покинуть собственную партию и обратиться к президенту страны с просьбой распустить парламент и назначить всеобщие досрочные выборы; не готовы к нему были как члены правительства, так и депутаты от оппозиции. 78-летний А. Шарон решил пойти ва-банк, кардинально изменив политическую конфигурацию в стране. Задача политологов в этих условиях может состоять лишь в том, чтобы попытаться оценить перспективность или бесперспективность подобного шага. Как бы не превозносили различные авторы политическую мудрость и расчетливость главы правительства Израиля, его последний шаг трудно считать выверенным и оправданным.

Во-первых, для того, чтобы иметь возможность оформить свою «группу поддержки» в качестве самостоятельной фракции уже в Кнессете нынешнего, шестнадцатого созыва, А. Шарону необходимо было, чтобы вместе с ним из Ликуда ушли как минимум треть членов его парламентской фракции, то есть 14 депутатов, включая самого премьера. Было не очевидным, что А. Шарону удастся добиться этого, однако с этой задачей премьер справился. Но необходимый минимум оказался и максимальным пределом возможного, за А. Шароном в «политическую неизвестность» на сегодняшний день выразили готовность пойти ровно 13 ликудовских парламентариев. В результате, возвращение в Ликуд хотя бы одного члена новообретенной А. Шароном команды поставит под сомнение саму легитимность существования этой команды как обособленной парламентской фракции. Этого не могут не понимать и сами вступившие в эту группу депутаты, что наверняка спровоцирует их на крайне высокие требования, которые премьеру будет весьма и весьма сложно удовлетворить.

Во-вторых, как минимум три значительных фигуры общественно-политической жизни, на поддержку которых премьер очень рассчитывал, отказались присоединиться к создаваемой им партии. Вице-премьер Шимон Перес, за несколько дней до этого неожиданно проигравший внутренние выборы в Партии Труда, вместе с семью остальными министрами от социал-демократов вышел из правительства А. Шарона, а в ответ на разговоры о своем возможном переходе из Партии Труда в создаваемую А. Шароном партию «Национальная ответственность» ограничился констатацией того, что однажды (в 1965 году) он уже уходил из Партии Труда вместе с Давидом Бен-Гурионом и больше на такие шаги он идти не собирается. Отказал премьеру и его «верный оруженосец», министр обороны Шауль Мофаз, которого А. Шарон всячески продвигал и поддерживал на протяжении нескольких лет и на ответную поддержку которого очень рассчитывал сейчас. Однако уже в понедельник вечером Ш. Мофаз ответил, что останется в Ликуде, и даже выдвинул свою кандидатуру на пост лидера партии. Не присоединился к А. Шарону и многолетний руководитель университета имени Д. Бен-Гуриона в Негеве профессор Авишай Браверман, сказавший журналистам, что до октября 2006 года он планирует оставаться во главе университета, а все возможные спекуляции о своем политическом будущем считает неуместными. А. Шарону было крайне важным создать «динамику всеобщего объединения» вокруг нового «авангарда» израильской общественно-политической жизни, для чего ему необходимо привлечь не серых бюрократов с задних скамеек фракции Ликуда, а ярких лидеров, имеющих значительную популярность в обществе. Пока эта задача А. Шароном не решена, и совсем не факт, что она будет решена им в оставшиеся до даты досрочных выборов четыре месяца.

В-третьих, говоря о партии власти, аналитики естественно придают большое значение находящемуся в ее распоряжении «административному ресурсу», который позволяет мобилизовать электорат ко дню решающего голосования. В этой связи большой проблемой А. Шарона стало то, что за ним не пошли ни председатель ЦК Ликуда Цахи Ханегби, ни председатель секретариата Ликуда Исраэль Кац – кстати, оба они занимали в правительстве А. Шарона министерские посты. Сам премьер-министр, какой бы личной харизмой он ни обладал, не является координирующим центром, организующим партийные структуры на местах, и в отсутствие таких структур позиция премьера является сравнительно малозначительным мобилизующим фактором. В этой связи можно напомнить о грандиозном провале поддерживаемого Ариэлем Шароном адвоката и члена Кнессета Рони Бар-Она на муниципальных выборах в столице страны в 2003 году; кстати, из 31 места в городском совете Ликуду удалось завоевать лишь два. Важность организационной работы проявилась и в ходе праймериз в Партии Труда, когда поддерживаемый всей мощью профсоюзного аппарата Амир Перец получил едва ли не вдвое больше голосов, чем ему предрекали социологические опросы, и этого оказалось достаточно для победы над столь опытным политическим тяжеловесом как Шимон Перес. Совсем не факт, что личная харизма Ариэля Шарона, лишенная организационной инфраструктуры центрального комитета и секретариата Ликуда, сможет сама по себе оказаться достаточной для его избрания на третью премьерскую каденцию.

Немаловажно и то, что в середине ноября сын премьер-министра и его наиболее доверенное лицо, член Кнессета Омри Шарон предстал перед судом по обвинению в нарушении ряда пунктов законодательства о финансировании партий в ходе предвыборных компаний своего отца в 1999 и 2001 гг.; Омри Шарон признал себя виновным по большинству пунктов предъявленного обвинения. В этих условиях А. Шарону будет крайне сложно мобилизовать необходимые средства для ведения предвыборной компании, а его сын и сподвижник будет вынужден соблюдать максимальную осторожность в организации финансового обеспечения работы штаба своего отца.

Хотя израильская политическая система и характеризуется резкими колебаниями, некоторые ее характеристики остаются без изменений на протяжении более чем полувека. Среди них особую важность в данном контексте имеют две: во-первых, на всем протяжении истории страны лишь две партии боролись за то, чтобы стоять во главе пирамиды исполнительной и законодательной власти, кроме лидеров Ликуда и Партии Труда пост премьер-министра не занимал никто. Во-вторых, все попытки даже самых известных израильских общественных деятелей организовать «партии имени себя» оказывались крайне неудачными. В 1965 году ведомый великим Давидом Бен-Гурионом и вышедшими вместе с ним из Партии Труда соратниками список РАФИ получил лишь 10 мандатов, в то время как список Партии Труда во главе с Леви Эшколем – 45. В ходе выборов 1969 года парламентская фракция РАФИ сократилась до четырех депутатов, а после смерти Д. Бен-Гуриона эта партия исчезла с израильского политического небосклона. Созданные в 1970-е – 1980-е гг. легендарными военоначальниками и политическими деятелями Моше Даяном, Эзером Вейцманом, да и самим Ариэлем Шароном партии «Телем», «Яхад» и «Шломцион», сумели провести в Кнессет лишь два – три депутата каждая. Возникшая в 1999 году так называемая Партия Центра, в руководство которой входили экс-министр обороны Ицхак Мордехай, бывший начальник Генерального штаба Амнон Липкин-Шахак, экс-министр юстиции и финансов Дан Меридор и тогдашний мэр Тель-Авива Рони Мило, довольствовалась лишь шестью мандатами, а четыре года спустя исчезла с политической арены. Для Ариэля Шарона будущая каденция в Кнессете наверняка станет последней, и примкнувшие к нему политики после его ухода окажутся в крайне проблематичной ситуации, подобной той, в которой оказались лидеры Партии Центра – ни один из них не прошел в 2003 г. в Кнессет шестнадцатого созыва. Очевидно, что во многом именно этим объясняется тот факт, что в «новосозданную» сборную А. Шарона вошли лишь пять министров, среди которых, однако, не было почти никого из высшего руководства Ликуда. С А. Шароном, кроме уже упоминавшегося министра обороны Ш. Мофаза, отказались пойти бывшие до самого последнего времени лояльными ему министр иностранных дел Сильван Шалом, министр образования Лимор Ливнат, а также, естественно, пытающийся вернуть себе лидерство в партии, экс-премьер Биньямин Нетанияху. Крайне сомнительно, что без поддержки лидеров, организационного аппарата и финансовой базы Ликуда А. Шарон сумеет и после всеобщих выборов оставаться во главе правительства. Очень может быть, что в апреле 2006 года уже экс-премьер будет горько сожалеть об опрометчивом решении, принятом им вечером 20 ноября 2005 года. Ликуд же, вероятнее всего, и после выборов останется ведущей партией на политическом небосклоне еврейского демократического государства.

62.92MB | MySQL:102 | 0,480sec