О действиях террористов-смертников

Самым страшным орудием террора являются террористы-смертники. В большинстве своем – это активисты радикальных палестинских организаций ХАМАС и «Исламский джихад».

Традиция добровольного самопожертвования «воинов ислама» во имя Аллаха имеет давнюю историю – по меньшей мере 800 лет. Фанатиков-самоубийц впервые использовали для своих целей основатели шиитской секты «ассасинов». Создал эту секту Хасан ас-Сабах. Именно его считают инициатором террора самоубийц.

Смерть в борьбе с врагом была для каждого «ассасина» высшей честью. Они свято верили, что герой попадает прямо в рай, и готовились к такой участи.

* * *

Человек, который родил идею «самоубийства во имя ислама» в современную эпоху – это имам Хомейни. После исламской революции в Иране в 1979 году он постановил: самопожертвование во имя Аллаха – не только святое дело, но и путь, который обязан избрать для себя каждый правоверный мусульманин.

Первыми, кто принял слова духовного вождя как руководство к действию, были боевики радикальной шиитской организации «Хезболлах», действующей в Ливане. В апреле 1983 года произошел первый теракт-самоубийство. Террорист-смертник взорвал себя, въехав на грузовике на территорию посольства США в Бейруте. В результате теракта погибли 60 человек. Спустя полгода террористы-смертники этой организации осуществили еще два теракта в Бейруте: один рядом со штабом ВМС США, второй – близ командного пункта ВМС Франции. Погибли 200 человек.

С тех пор, как Израиль стал главным врагом «Хезболлах», ее террористы-смертники осуществили десятки терактов-самоубийств против солдат ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля). Первый такой теракт был совершен в 1994 году в здании командного пункта израильского армейского контингента в ливанском городе Сайда.

Именно инструкторы «Хезболлах» научили палестинцев готовить теракты с участием «живых бомб». Учеба проходила в период, когда правительство Ицхака Рабина выслало в Ливан 415 активистов палестинской организации ХАМАС. Все депортированные получили материальную, финансовую, моральную и идеологическую помощь от «Хезболлах», которая включала также обучение методике подготовки террористов-смертников.

Что представляет собой сегодняшний террорист-смертник?

По мнению многих специалистов, никто из них не имеет ярко выраженной психологической склонности к самоубийству. Образовательный и имущественный ценз самый разный. Таков же и социальный статус.

По сведениям израильских спецслужб, двое «шахидов», например, были сыновьями миллионеров. Единственное, что их объединяет, — это неистовая религиозность и убежденность, что миссия, для которой они избраны, абсолютно законна с точки зрения ислама.

Они знают наизусть большие отрывки из Корана и хорошо разбираются в тонкостях мусульманского законодательства. Однако их представления о христианстве связаны в основном с эпохой крестоносцев. Иудаизм и сионизм они считают синонимами. Они убеждены, что Запад испытывает страх перед исламом и что конечная победа над всеми его врагами обещана Аллахом. Их главным аргументом в дискуссиях на эту тему служит утверждение: «Так написано в Коране».

По отношению к Израилю они испытывают ярую ненависть и неустанно повторяют, что исламская Палестина будет освобождена. На вопрос — испытывают ли они какие-либо сомнения, убивая невинных людей, следует неизменный ответ: «Израильтяне убивают наших детей и женщин».

Директор Института исследования терроризма межотраслевого центра в Герцилии так рисует портрет террориста-смертника. Это молодой человек, который выделяется своей ортодоксальной верой в Аллаха. Он погружен в себя и замкнут, но все же каким-то образом демонстрирует свою твердость и стойкость. Именно на этих качествах основывается способность к самопожертвованию. Социально-экономический статус семьи, из которой он вышел, чаще всего довольно низкий. Когда террорист-смертник совершает теракт и причисляется к «шахидам», общественный статус его семьи существенно повышается.

Сотрудник Центра стратегических исследований имени Яффе (в прошлом высокопоставленный офицер Службы общей безопасности — ШАБАКа) Нахман Таль подчеркивает различия между террористами-смертниками времен «Интифады аль-Акса» и периода после подписания Норвежских соглашений. По его словам, среди нынешних «живых бомб» большой процент людей с высшим образованием. Стало больше студентов, в особенности из университета Наджах в Шхеме (Наблус).

С точки зрения организаторов террористических акций, «живая бомба» — это самое дешевое оружие в их арсенале. Все, что требуется для ее изготовления, разумеется, кроме самого «шахида», — это гвозди, порох, электрическая батарейка, переключатель, короткий кабель, ртуть (извлекается из термометров), ацетон и специальный пояс с карманами для шести-восьми взрывпакетов.

Наибольшие затраты связаны с его доставкой в какой-либо израильский город. Общая стоимость одной «живой бомбы» не превышает 150 долларов. Кроме того, спонсоры выплачивают семье «шахида» от трех до пяти тысяч долларов.

Желающих пополнить ряды террористов-смертников очень много. Поэтому отбор проводится тщательно, и кандидаты должны соответствовать определенным критериям. Наиболее важными из них являются глубокая религиозность. Иногда мулла рекомендует наиболее ревностных молодых людей из своей мечети и помогает им стать «шахидами». Одним из «технических критериев» является внешнее сходство с израильтянами и способность с помощью несложного грима стать похожим на еврея.

Один инструктор ХАМАСа так объяснил суть подготовительной работы с «шахидом»: «Мы фокусируем его внимание на предстоящей встрече с Аллахом и пророком Мухаммедом, на вечном блаженстве в райском саду, на возможности ходатайствовать за своих близких, на семидесяти двух девственницах, которые ждут его в раю, а также на необходимости борьбы с Израилем за освобождение Палестины. Последовательность этих вопросов очень важна, и мы строго придерживаемся такого порядка».

Террористический акт не заканчивается смертью «шахида» и гибелью людей, убитых при взрыве. После этого ХАМАС и «Исламский джихад» начинают активную пропагандистскую кампанию, прославляющую героя. Они распространяют видеокассету с его последним обращением к Аллаху и призывом следовать по такому же пути. Его самопожертвование становится темой проповедей в мечетях и воспевается в тысячах листовок и газетных публикаций. В районе, где он жил, появляются многочисленные граффити, рассказывающие о его героической смерти. В его честь слагаются стихи и песни.

Семья «шахида» отмечает его смерть так же торжественно и весело, как празднуют свадьбу. Многочисленные гости поздравляют родителей, братьев и сестер. Мать радостно завывает, славя Аллаха, который даровал такую честь ее семье. Разговоры сосредоточены на одной теме — о блаженстве, которое сейчас испытывает «шахид баталь» (мученник-герой) в райском саду.

Один чудом уцелевший террорист-смертник признался:

— Время подготовки к операции было самым счастливым в моей жизни. Мы постоянно молились, читали друг другу стихи Корана и находились в состоянии непрерывного веселья. Мы предвкушали скорую встречу с пророком Мухаммедом. Сомнения были нам неведомы. Мы знали, что место в райском саду уже приготовлено для нас. Существуют и другие пути участия в джихаде, но путь «шахида» — самый сладостный…

* * *

Террористами-смертниками не рождаются. Их воспитывают с детства.

По оценкам израильских спецслужб, религиозным самоубийцам в основном от 14 до 20 лет (впрочем, бывают и постарше). Причем, ими могут быть как мужчины, так и женщины.

Многие из них потеряли за время израильской оккупации кого-нибудь из близких людей, а сами они переживают, что не смогли отомстить. Самопожертвование они рассматривают как возможность реабилитации и получения статуса «шахида». В большинстве своем – это выходцы из бедных семей, не имеющих образования и работы. Это как раз и предлагают им многочисленные школы ислама. В них не изучают математику и другие науки. Там учат умирать с именем Аллаха. Родители отдают туда своих детей, потому что не в состоянии их обеспечить.

Кстати сказать, ХАМАС, например, платит им за будущего террориста-смертника около 1000 долларов в месяц и ставит школьников на полное довольствие. В знак благодарности ученики с особым усердием усваивают науку религиозной борьбы и символической смерти. Высшей ступенью образованности считается звание «шахида», а смерть – исполнением священного завета борьбы с неверными.

Обучение проходит только по одному учебнику – Корану. Причем, детям дают заучивать только те места, где говорится о борьбе с неверными и идеализируется добровольная мученическая смерть за веру. Учителя ловко подбирают цитаты, чтобы обосновать религиозное значение самоубийственного террора. А между тем в Коране и в словах пророка Мухаммеда совершенно отчетливо, даже сильнее чем в христианском учении, выражен запрет самоубийства.

Особое внимание уделяется тренировке выдержки и умению концентрации, способности постоянно и повсюду находиться во враждебном окружении. Образу врага уделяется не меньшее внимание. Израиль и Америка для этих детей становятся прообразом злого демона.

На последней стадии обучения учеников делят на группы по пять человек, и полностью изолируют от общения с родными и близкими. Они проходят интенсивный курс политической и духовной подготовки к предстоящей операции. Информацию о месте и времени проведения теракта они получают за один-два дня. Обращаться со взрывчатыми веществами их учат непосредственно перед террористическим актом, чтобы не было времени передумать.

Террористические акты тщательно планируются. Нередко террористам-смертникам помогают «ассистенты», которые доставляю взрывчатку в условленное место за несколько минут до проведения операции.

В течение недели накануне теракта два «ассистента» постоянно находятся рядом с «шахидом» и следят за его душевным состоянием. Они докладывают старшему инструктору о малейших признаках сомнения или колебания. Тот немедленно прибывает и приступает к укреплению решимости нестойкого «шахида». Путь назад отрезан полностью, и отказ от операции невозможен ни при каких обстоятельствах.

Промывка мозгов в таких школах смывает все краски жизни, заменяя их идеологией жертвенной смерти. Будущим смертникам внушают, что, первая капля крови, пролитая им, немедленно смывает все их прошлые грехи. Погибнув вместе с врагами ислама, они немедленно попадут в рай, где у врат каждого из них встретят 72 прекрасные девственницы (гурии), которые будут обслуживать их в райском саду и обеспечат вечное блаженство.

Террористы-смертники уничтожают не для торжества Аллаха, ради которого они это делают. Сохранение собственной жизни, собственных семей, собственного государства – для них не главное. Для мусульманина любое обещание, любые переговоры (даже положительные) ни к чему не обязывают. Потому что обман не мусульманина – для них такое же благо, как и его убийство.

Короче, палестинские педагоги воспевают ненависть и представляют террористов-смертников как «идеальный пример для подражания». Учебники, изданные официальными институтами ПНА, содержат риторические вопросы: «Разве не ясно, почему мы должны и дальше бороться с евреями, убивать их, изгонять с нашей земли? Мы должны продолжать «джихад» до тех пор, пока вся наша земля не будет свободной».

В передачах палестинского телевидения можно увидеть маленьких детей, страстно декламирующих: «Я вижу смерть свою, но решительно иду навстречу ей». Маленькая девочка выкрикивает: «Я вижу свою гибель, но я бегу ей навстречу, ведь это смерть героя!» Довольный учитель хлопает в ладоши…

* * *

Израильтяне, естественно, от всего этого в ужасе. Новое поколение палестинцев, говорят они, воспитывается в духе ненависти. Так продолжаться не может.

В секторе Газа многие палестинцы утверждают, что подготовка террористов-смертников — это прямой ответ на израильскую оккупацию и что когда Израиль уйдет с палестинской территории, детей перестанут учить актам насилия, и они не станут мечтать о том, как взорвут себя и других…

Тем не менее, с июля 2002 года «Исламиский джихад» в секторе Газа организует лагеря для детей под названием «Летний лагерь шахидов интифады Аль-Акса». Подобные лагеря организует и ХАМАС, и они пользуются большой популярностью, поскольку дети там получают не только одежду, обувь и письменные принадлежности, но и тепло и ласку. В этих лагерях детям рассказывают об истории ислама и обучают обращению с оружием.

Еще одно явление, на которое следует обратить внимание, — это позиция многих родителей, позволяющих своим детям становиться «шахидами» и даже подталкивающих их к этому. Часто во время демонстраций дети надевают на себя вещи, имитирующие пояса с взрывчаткой, и другие атрибуты террористов. В Хевроне была найдена фотография новорожденного младенца, на которого был надет такой пояс. Очевидно, что подобные явления оказывают разрушительное влияние на детей, с самого раннего возраста впитывающих идеологию террора и насилия.

* * *

Почти все, кто изучает феномен женского терроризма, приходят к невеселому выводу: жизнь женщины в традиционной мусульманской общине чаще всего ничего не стоит, и отобрать ее нетрудно.

В большинстве случаев террористки-самоубийцы — это молодые женщины в возрасте от 20 до 30 лет, разведенные или незамужние. Главным стимулом для вступления в ряды смертниц были личные причины — романтические отношения или душевная травма. Неверная жена, брошенная невеста, мать-одиночка, вдова, девушка, вступившая в связь с мужчиной до брака. Часто такая женщина обречена на гибель по законам ислама. А после самоубийства ее родственники получат денежную компенсацию, с ее имени будет смыто клеймо позора.

Впрочем, до определенного времени на пути распространения женского «шахидизма» стоял ислам. Большинство его течений считало женщину недостойной умереть во имя Аллаха и отдавало эту честь исключительно мужчинам. Кроме того, Коран говорит, что грех самоубийства для женщины в десять раз страшнее, чем для мужчины, ибо она, таким образом, лишает расположения Всевышнего не только себя, но и для всех своих родных по женской линии.

В истории палестинского террора женщины-самоубийцы пока составляют около 5%, но их доля неуклонно растет, что не может не вызывать тревоги служб безопасности Израиля. Первую неудавшуюся террористку «Исламского джихада», планировавшую взорваться в машине, израильтяне задержали еще в 1987 году.

Вскоре появились «шахидки» и у ХАМАСа, чьи лидеры до недавнего времени категорически возражали против участия женщин в священной войне. Под конец жизни духовный руководитель ХАМАСа шейх Ахмед Ясин утверждал, вопреки своим предыдущим заявлениям, что скоро «придет решающий час битвы с неверными всего мира, и тогда в бой отправятся все — женщины, мужчины, старики, дети».

Причины, которые приводят женщин к самоубийству ради Аллаха, понять несложно. Это — бесправное положение в семье и обществе. А если женщина уже втянута в террористическую деятельность, то у нее только один путь — в «шахидки».

Ни боевым командиром, ни даже рядовым бойцом она не станет — эти роли отведены мужчинам. Для мусульманских женщин самоубийство — единственный путь хоть отчасти сравняться с мужчинами, разделить с ними почет и славу. Многотысячные демонстрации на похоронах террористок вдохновляют «на подвиг» 14-15-летних палестинских девочек. Такие юные кандидатки в самоубийцы уже не раз задерживались силами ЦАХАЛа.

Но ориентация террористов всего мира на слабый пол не случайна. Практика показала, что женщина — практически идеальная «живая бомба». Во-первых, ею легче манипулировать, во-вторых, она традиционно вызывает меньше подозрений. Не случайно в Палестине женский террор начал приобретать популярность после того, как спецслужбы ограничили въезд в Израиль для молодых мужчин-арабов с территорий.

И, наконец, женщина вызывает больше сочувствия, даже когда она безжалостно лишает жизни ни в чем не повинных людей.

Как отмечает сайт «MIGnews», «живая бомба» в черном платке — не только боевое, но и идеологическое оружие, эффективность которого уже оценили экстремистские организации во всем мире. Можно ожидать, что это оружие в дальнейшем все активнее будет использоваться против мирного населения и в Израиле, и в других странах.

По последним данным ШАБАКа, 34% женщин, замешанных в террористической деятельности, имеют высшее образование, а 36% — среднее. В целом женщины-террористки образованнее своих сообщников-мужчин. В особенности это касается самоубийц.

62.92MB | MySQL:102 | 0,510sec