Израиль и ядерная программа Ирана

С тех пор как Иран возобновил разработку ядерной программы, лидеры Израиля постоянно заявляют, что не потерпят наличия этого оружия в руках аятолл. На днях с подобным заявлением выступил израильский премьер-министр Ариэль Шарон. Он не скрывал, что Израиль предпринимает все необходимые меры на случай, если Тегеран все-таки станет ядерной державой. Правда, сразу же подтвердил свою приверженность дипломатическому варианту разрешения вопроса о ядерной программе Ирана.

* * *

Напомним, что эту программу Тегеран начал претворять в жизнь (кстати, при поддержке США) еще в 1967 году, когда страной правил шах Реза Пехлеви. Тогда Иран был одним из главных союзников США на Ближнем Востоке.

В 1968 году Иран подписал Договор о нераспространении ядерного оружия, который предусматривает использование атомной энергии только в мирных целях под контролем международных инспекторов. После исламской революции 1978 года ядерная программа была прекращена. Аятолла Хомейни после прихода к власти в 1979 году немедленно заморозил строительство почти полностью готовой АЭС в Бушере. Он считал ядерное оружие «аморальным и бесчеловечным».

В конце 1980-х годов Иран начал активно восстанавливать свою ядерную инфраструктуру. По мнению многих аналитиков, к военным ядерным исследованиям Иран подтолкнул… бывший президент Ирака Саддам Хусейн. Как известно, во время войны между этими государствами иракская армия активно использовала против своего противника химическое и ракетное оружие. Известно также, что иранская армия оказалась не готовой к подобным методам ведения боевых действий и понесла огромные потери. В результате Тегеран решил пересмотреть свое отношение к оружию массового уничтожения.

На изменение позиции Ирана повлияли и его соседи — Пакистан и Индия, которые весьма активно и не менее успешно разрабатывали свои ядерные программы. Ну, а Израиль — тот вообще располагает (хотя никогда этого не признавал) как значительным потенциалом ядерного оружия, так и средствами его доставки.

В 1987 году президент Ирана Али Хаменеи заявил, что атомная энергия необходима, чтобы «наши враги знали, что мы можем защитить себя». Поначалу Иран полностью соблюдал правила игры — все имевшиеся на его территории атомные объекты регулярно проходили проверку инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Однако уже в 1991 году Иран запретил инспекторам посещать свои ядерные объекты без заблаговременного предупреждения о визите.

В 2001 году другой президент Ирана, Хашеми Рафсанджани, сделал следующее заявление: «Атомная бомба, сброшенная на исламский мир, может лишь повредить ему, а атомная бомба, сброшенная на Израиль, полностью уничтожит эту страну».

Главная проблема, с которой столкнулся Иран, — нехватка специалистов. Поэтому в начале 90-х годов он начал активно направлять своих студентов в Россию и другие страны, а также воссоздавать научно-исследовательскую инфраструктуру, необходимую для создания ядерного оружия.

В 2003 году МАГАТЭ сообщило, что на ядерных объектах Ирана обнаружены следы наличия высокообогащенного урана, пригодного для изготовления ядерного оружия. В 2004 году эта же организация пришла к выводу, что Иран получил в свое распоряжение центрифуги, необходимые для обогащения урана и обычно используемые для получения ядерных военных материалов.

До сих пор официальный Тегеран не соглашается полностью рассекретить свои ядерные программы и допустить на все объекты международных инспекторов.

Особое беспокойство в Израиле вызвало заявление нынешнего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, в котором он призвал стереть еврейское государство с лица Земли. «Как сказал имам Хомейни, сионистский режим должен быть стерт с карты мира, и с помощью Божественной силы в скором времени мир будет жить без США и Израиля, — подчеркнул он. — Образование сионистского режима было актом мирового угнетателя против исламского мира. Исход войны, длившейся сотни лет, воплотится в создании государства Палестина».

* * *

Эти слова иранского президента весьма озадачили лидеров Израиля. Некоторое время спустя А. Шарон сделал ответное заявление. Выступая 29 ноября перед редакторами израильских СМИ, он сказал: «Иранская бомба — это угроза не только Израилю, но и странам Ближнего Востока и многим государствам мира. Мы предпринимаем все необходимые меры, чтобы предотвратить подобное развитие событий. Израиль не возглавляет эту борьбу, но поддерживает связь со всеми, кто намерен противодействовать этому».

Говоря о возможной силовой акции против Ирана в случае провала переговоров, Шарон заметил, что перед принятием такого решения мировое сообщество должно использовать любые другие меры для остановки ядерной активности Тегерана. По мнению израильского премьера, осуществляемые на сегодняшний день шаги могут привести к позитивному разрешению проблемы.

Вместе с тем Шарон дал понять, что еврейское государство, разбомбившее в 1981 году атомный реактор в Ираке, не предполагает играть «первую скрипку» в урегулировании кризиса вокруг иранской ядерной программы.

Израильский министр обороны Шауль Мофаз также заявил, что Израиль не планирует бомбардировку ядерных объектов в Иране. «Израильская позиция такова — иранской ядерной политике следует противостоять при помощи дипломатии», — подчеркнул он.

Глава военной разведки Израиля (АМАН) Аарон Зеэви-Фаркаш на заседании комиссии кнесета по иностранным делам и обороне заявил, что после марта 2006 года страна должна быть готова к «недипломатическим» методам воздействия на мирную атомную программу Ирана. И хотя генерал отказался вдаваться в подробности и детализировать свое утверждение, у многих участников заседания, как отмечает газета «Джерузалем пост», сложилось впечатление, что руководитель израильской военной разведки фактически призвал к подготовке военной акции против Ирана.

Бывший министр финансов Биньямин Нетаниягу заявил, что «Израиль должен незамедлительно предпринять дерзкий и смелый шаг по отношению к Ирану, подобно тому, на который пошел Менахем Бегин, приняв решение нанести ракетный удар по иракскому ядерному центру». В интервью радиостанции «Коль Исраэль» («Голос Израиля») Нетаниягу объявил, что поддержит любое подобное решение премьер-министра по Ирану, несмотря на то, что тот является его политическим соперником.

Начальник генерального штаба Армии обороны Израиля Дан Халуц также намекнул на то, что иранская ядерная проблема может быть в итоге разрешена военным путем. «С израильской точки зрения, такая ситуация (наличие у Ирана ядерного оружия) нетерпима, и мы обязаны быть готовы к самому страшному сценарию». Он выразил большое сомнение в том, что дипломатические усилия, направленные на предотвращение развития Тегераном ядерной программы, будут результативными.

Бывший руководитель Службы общей безопасности (ШАБАК) Ави Дихтер считает, что от США может потребоваться проведение военной акции против Ирана для принуждения последнего к отказу от своей атомной программы. Отставной контрразведчик призвал США и другие западные государства к усилению давления на Иран по ядерной проблематике.

Разумеется, США и ЕС также предпринимают усилия для остановки иранской ядерной программы. Так, палата представителей американского конгресса 6 мая 2004 года большинством голосов (376 против 3) приняла декларацию, в которой призвала администрацию Белого дома использовать все имеющиеся в ее распоряжении средства борьбы с ядерной программой Ирана. В недавно рассекреченном документе Пентагона утверждается, что США отреагируют на угрозу применения оружия массового поражения (а этот термин подразумевает и химическое, и биологическое оружие) ядерным ударом. Это означает, что, в соответствии с пожеланиями Израиля, американское правительство и 99,2% членов палаты представителей конгресса США не собираются мириться с ядерной программой Ирана.

Но Тегеран не намерен сворачивать эту программу. Главный аргумент: страна «имеет право разрабатывать ядерные технологии для мирных целей». Больше того, председатель парламентской комиссии по внешним делам и обороне Ирана А. Боруджарди сообщил 4 декабря с.г., что Агентство по атомной энергии Исламской республики утвердило строительство 20 ядерных реакторов. Строительство первых двух планируется начать в марте 2006 года.

2 декабря пресс-секретарь МИДа Ирана Хамид Реза Асефи отверг возможность иранско-американских переговоров по ядерной программе Тегерана или по проблемам Ирака.

Весьма любопытное заявление сделал «атомный шпион» Мордехай Вануну, который несколько дней назад в интервью иранскому радио сообщил, что у Израиля имеется как минимум 400 атомных бомб. По его словам, в 1986 году у еврейского государства было 200 боеголовок. С тех пор Израиль имел возможность производить как минимум по 10 атомных бомб в год. Далее Вануну сказал: «Израиль хочет угрожать арабскому миру, чтобы препятствовать продвижению мирного процесса и навязывать свою политику. Он может разбомбить любой город в мире, не только в Европе, но и в Северной Америке».

* * *

Итак, снова возникает вопрос: что делать? Особенно Израилю…

Большинство экспертов сходятся во мнении, что следует сделать все возможное, чтобы Иран не получил ядерное оружие. Или, если это невозможно, помешать ему им воспользоваться.

В состоянии ли израильтяне разбомбить ядерные объекты Ирана? По мнению многих аналитиков, повторение операции «Вавилон», во время которой в 1981 году был уничтожен иракский ядерный центр, сегодня нереально. Хотя бы потому, что большинство объектов, где идет подготовка к производству ядерного оружия, рассредоточено по всему Ирану. Поэтому атака на один из объектов будет бессмысленной.

Значит, дипломатия? Тогда с кем вести переговоры, если иранский президент М. Ахмадинежад выступает с откровенными угрозами? Конечно, кто-то скажет, что это — слова… Но, как представляется, не обращать на них внимания, по меньшей мере, неразумно. Даже, если Иран и пойдет на переговоры, с его стороны это будет не что иное, как попытка выиграть время для завершения работ по получению ядерного оружия.

Как бы то ни было, но в последнее время израильские СМИ почти ежедневно пугают своих читателей различными вариантами развития событий. Причем, один — страшнее другого. Нельзя не согласиться с д-ром Зеэвом Ханиным, сотрудником отделения политологии Университета Бар-Илан, который предупреждает: «Если к «послужному списку» Ирана добавится еще и ядерное оружие, а также усовершенствованная система доставки баллистических ракет, это должно стать для Израиля сигналом к началу активных действий».

Для подобного беспокойства у Израиля есть все основания. Ядерная программа Ирана близка к критической точке, когда ему больше не понадобится посторонняя помощь в обогащении урана для производства ядерного оружия. Существует реальная опасность того, что Иран в ближайшее время станет ядерной державой.

Не следует забывать, что несколько государств на Ближнем Востоке также занимаются ядерной проблематикой. Это Египет, Саудовская Аравия и Сирия.

Итак, Израиль будет вынужден считаться с новой ситуацией, при которой Иран становится обладателем ядерного оружия. Автор убежден, что в обозримом будущем развитие событий может быть самым неожиданным. Иранская ядерная угроза миру и в первую очередь еврейскому государству вполне реальна.

62.88MB | MySQL:102 | 0,595sec