Обострение противостояния между правительством и Верховным судом Израиля

Без преувеличения можно утверждать, что основной составляющей политической борьбы в Государстве Израиль в последние годы является не борьбы между правыми и левыми партиями, хотя она, естественно, имеет место. Фокусом внутриполитической борьбы в еврейском государстве является противостояние между исполнительной и законодательной властью с одной стороны и судебной властью в другой. Первые представляют правительство и Кнессет, а вторую – Верховный суд справедливости (БАГАЦ). Суть конфликта сводится к тому, что в то время, как победы правых на выборах неизменно обеспечивают им большинство в Кнессете и возможность формирования правительство, БАГАЦ по прежнему остается под контролем сторонников левых и даже радикально левых партий, поскольку выбор судей в Верховный суд справедливости осуществляется в Израиле на основании правил, которые хорошо характеризуются израильской поговоркой «хавер меви хавер» («один друг приводит другого» — иврит).

БАГАЦ периодически вмешивается в решения правительства и Кнессета, объявляя те или иные из них «не соответствующими основным законам». Следует пояснить, что в Израиле нет конституции, и ее отчасти заменяют так называемые «основные законы», которые, по замыслу законодателей, должны со временем стать основой конституции Государства Израиль.

Левая ориентация БАГАЦа ни для кого в Израиле не является секретом. Разговоры о необходимости ограничения его полномочий ведутся давно. Предпринимаются попытки изменить систему назначения новых членов в Верховный суд Израиля. Большую активность в этом отношении проявляет нынешний министр юстиции Аелет Шакед, представляющая религиозно-сионистскую партию «Еврейский дом», возглавляемую министром просвещения Нафтали Беннетом. Однако эта борьба очень трудна и пока далека от завершения.

Сейчас Государство Израиль является свидетелем нового обострения противостояния между правительством Верховным судом. Узкий кабинет министров Израиля по внешней политике и безопасности (именуется также министерской комиссией) принял на своем заседании в понедельник рекомендации юридического советника правительства Авихая Мандельблита попросить о проведении Верховным судом дополнительного обсуждения вопроса о возвращении тел ликвидированных террористов членам их семей для погребения. Члены узкого кабинета ясно дали понять, что тела террористов не будут переданы их родным и что принципы, изложенные в решении БАГАЦа, которые поддержали большинство его членов, неприемлемы. Никакие законодательные инициативы, связанные с этой проблемой не будут продвигаться правительством на данном этапе, вплоть до получения ответа от БАГАЦа о проведении дополнительного обсуждения.

Данному решению узкого кабинета министров предшествовало принятие БАГАЦем в минувший четверг  драматического решения, к котором судьи приняли иск родственников террористов, тела которых удерживаются Израилем, и постановили, что следует передать трупы родным для погребения. Надо напомнить в этой связи, что Государство Израиль отказалось передать родным тела террористов не просто так, а с тем, чтобы использовать их в сделке по обмену с ХАМАСом, которые удерживает тела двух погибших в секторе Газа летом 2014 года, во время операции «Несокрушимая скала» военнослужащих ЦАХАЛа – лейтенанта Гадара Гольдина и старшего сержанта Орона Шауля, а также двух израильских граждан – Абару Менгисту (еврей эфиопского происхождения) и Хишама аль-Саяда (бедуин), которые добровольно пересекли границу контролируемого ХАМАСом сектора Газа. Исходя из этого, правительство распорядилось провести временное захоронение тел ликвидированных террористов на специальном кладбище и не передавать их родным.

В упомянутом решении БАГАЦа было сказано, что Государство Израиль, будучи государством закона, не может удерживать в своих руках трупы для нужд переговоров в то время, когда нет специального и детально прописанного закона, который позволял бы ему делать это. По мнению судей, если Государство Израиль заинтересовано в этом, оно имеет возможность принять закон, соответствующий определенным юридическим стандартам, отвечающим израильскому и международному закону. Для этого они предоставили государству отсрочку продолжительностью в шесть месяцев и постановили, что если по истечению этого срока не будет принят соответствующий закон, тела террористов будут переданы их семьям.

Лидер партии «Еврейский дом», министр просвещения Нафтали Беннет, являющийся членом узкого кабинета министров по внешней политике и безопасности, заявил в этой связи в интервью левому израильскому новостному интернет-сайту Walla: «Уже десятки лет мы освобождаем (попавших в плен – В.Ч.) солдат или, не дай Бог, тела погибших посредством сделок по обмену, и для этого собираем террористов, как фишки для обмена. Приходит БАГАЦ и, приняв, по моему мнению, постыдное решение, нейтрализует этот инструмент, имевшийся в распоряжении правительства, и заявляет «идите, примите закон». Однако в том же самом судебном решении судья (БАГАЦа – В.Ч.) Йорам Данцигер намекает, что они (судьи БАГАЦа – В.Ч.) отменят этот закон, и выставляет целый ряд параметров, которые превращают принятие такого закона в невозможное. (…) Есть немало яда в таком законодательстве, потому что новый закон будет подлежать судебной критике на основании основополагающих законов, в отличие от предписаний по обороне, которые защищены от критики на основании основных законов. Поэтому кажется, что это хороший совет, но на самом деле это плохой совет. И потому мы снова подаем это дело на рассмотрение БАГАЦа. Я ожидаю, что судьи Верховного суда поймут, что ответственность за безопасность граждан Израиля лежит на нас, на правительстве, и что БАГАЦ не может прийти и связать нам руки в нарушение того, что записано в законе. Это — продолжающаяся деятельность БАГАЦа, направленная на ограничение полномочий правительства. В этом вопросе отступать дальше некуда. Мы намерены начать действовать в самое ближайшее время и выдвинуть проект основополагающего Закона о Законодательстве, которые скажет БАГАЦу: «Стоп!» Это драматический шаг, и я ожидаю от премьер-министра (Биньямина Нетаньяху – В.Ч.) и от наших партнеров по коалиции, что они поддержат этот коалиционный закон, который в миллион раз важнее все других законов, которых говорят день и ночь в течение последнего месяца».

Подводя итог, нельзя не согласиться с Нафтали Беннетом относительно важности закона, который мог бы ограничить вмешательство БАГАЦа в работу исполнительной и законодательной власти в Израиле. Вместе с тем нет сомнения в том, что борьба за принятие такого закона будет очень не простой.

52.25MB | MySQL:103 | 0,398sec