Российский ответ на действия США в Ираке и Сирии

Возглавляемая США международная антитеррористическая коалиция продолжит оставаться на территории Сирии, пока переговоры в Женеве о политическом урегулировании ситуации в этой республике не достигнут прогресса. Об этом сообщил во вторник журналистам официальный представитель ее штаба полковник американских сухопутных войск Райан Диллон.  «Мы будем оставаться [в Сирии], пока политический процесс, во время женевского процесса не будет достигнут прогресс», — отметил он. Восьмой раунд межсирийских переговоров в Женеве завершился 14 декабря без результатов. Специальный посланник генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура на предыдущих раундах даже при скромных успехах старался подчеркнуть, что некоторого продвижения вперед достичь удалось. На этот раз он был весьма скептичен: цели переговоров не достигнуты, раунд стал «упущенной золотой возможностью». Эти заявления американских официальных представителей ставят все точки наl i. Они полностью подтверждают все наши предыдущие выводы о реальных намерениях Пентагона по вопросу своего участиях в сирийском конфликте. Напомним, что мы сообщали о том, что в рамках сохранения своего уровня (и по возможности увеличения его) влияния на сирийском направлении США планируют превратить женевский формат переговоров в единственно возможный алгоритм решения сирийского кризиса с целью создания условий для мирного свержения президента Башара Асада и приведения в результате такого «политического урегулирования» к власти в общем-то его оппонентов, в том числе и аффилированных с крайне радикальными и джихадистскими группами. В этой связи они собственно создали уже к настоящему моменту свой альянс с Саудовской Аравией и Иорданией. При этом закончились фактически разговоры о том, что «основной целью США в Ираке и Сирии является борьба с ИГ». Боевики запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство» (ИГ) потеряли практически все территории, которые они ранее контролировали. Об этом сообщил во вторник журналистам полковник Райан Диллон, официальный представитель штаба операции Inherent Resolve («Непоколебимая решимость»), которая осуществляется в Ираке и Сирии группой стран во главе с США. «[Боевики] ИГ потеряли почти все территории, которые они когда-то контролировали. Более 7,7 млн человек теперь свободны, но это не знаменует конец [антитеррористической] кампании», — отметил он. Полковник назвал группировку «сообразительным, жестоким и злобным» врагом, который умеет приспосабливаться к разнообразным ситуациям. «Мы будем продолжать поддерживать наших партнеров и оказывать давление на ИГ», — указал он. В этой ситуации интересно информационно везде и на всех уровнях стимулировать американских партнеров на логическое продолжение этой цепочки рассуждений и добиться от них фактуры по вопросу: почему, если военная инфраструктура ИГ разгромлена, борьба с ней не закончена? Отговорки про печальный опыт возникновения ИГ надо при этом адресовать только США, поскольку причиной  возникновения ИГ стал не вывод американских войск, а нарушение своих обещаний Вашингтоном по вопросу содействия инкорпорации иракских суннитов в исполнительную власть и силовые структуры в обмен за уничтожение отрядов «Аль-Каиде» (запрещена в России) в Ираке. Второй вопрос американцам: почему их силы, дислоцированные на севере и юге Сирии фактически не претерпели количественных изменений, в отличие от России? Третий вопрос: почему американцы закрепляются в Ираке? Эти три вопроса должны лежат наряду с рядом иных (в основном связанных с гуманитарной ситуацией в Эт-Танфе и Ракке) на острие российской информационное войны против Вашингтона. Именно «войны без всяких натяжек.
Вашингтон активизировал переговоры с Багдадом о дальнейшем присутствии своих войск в республике. Об этом сообщила во вторник 19 декабря газета «Ю-Эс-Эй тудей», ссылаясь на двух неназванных официальных лиц США. По их словам, США дали ясно понять, что хотели бы сохранить военное присутствие в Ираке и после победы над террористической организацией «Исламское государство». 10 декабря премьер-министр Хейдар аль-Абади объявил об окончательном разгроме боевиков ИГ в Ираке. «Обе страны хотят избежать повторения событий 2011 года, когда США вывели свои войска из Ирака после того, как была ослаблена террористическая группировка «Аль-Каида» и снизился уровень насилия в стране. А спустя три года иракская армия потерпела крах, когда вторглись боевики ИГ», — отмечает издание. Об этом нюансе мы уже говорили выше. Согласно информации Пентагона, в настоящее время в Ираке дислоцированы 5,2 тыс. американских солдат и офицеров. Как указали официальные лица, численный состав контингента США, который останется в Ираке, пока не определен, так как «это должно решить иракское правительство». Предполагается, что перед американскими военнослужащими будут поставлены те же задачи, которые они решают сейчас: подготовка иракских сил безопасности, оказание помощи в сборе разведданных и разработке операций. В возможных боевых действиях принимать участие они не будут. При этом отметим, что они и во время активной фазы военного противостояния с ИГ особенно в прямых боевых действиях не участвовали, а делали этого только тогда, когда успех всей военной операции висел «на волоске». Как это было например в Мосуле, когда для того, чтобы проломить путь затормозившейся иракской пехоте с помощью авиации и артиллерии, на передней край пошел американский спецназ. Пошел вынужденно, но тогда вопрос стоял очень просто — провал операции по взятию иракской «столицы» ИГ или очередное затягивание сроков освобождения грозил военным из Пентагона нагоняем и отставкой. Новый президент США Дональд Трамп и так имел на военных «большой зуб» в связи с тем, что запланированное взятие Мосула к его первым «ста дням» президентства провалилось. В том же Бу-Кемале год назад американские инструкторы очень быстро ретировались под угрозой охвата с флангов со стороны ИГ, бросив на произвол судьбы своих союзников из числа местных повстанцев. Газета напоминает, что в 2011 году Вашингтон уговаривал тогдашнего премьер-министра Нури аль-Малики внести поправки в соглашение о выводе войск США, предлагая оставить в Ираке от 3 до 10 тыс. солдат. Но Н.аль-Малики не решился пойти на такой шаг, утверждая, что это может спровоцировать в его стране вспышку насилия и, кроме того, не получит одобрения парламента. На этот раз США хотят облечь договоренность о дальнейшем пребывании своих войск в Ираке в форму меморандума о взаимопонимании, что не потребует утверждения документа иракским парламентом. Особо заострим вопрос именно на этом факте. Сорвать пописанное этого меморандума и направить вопрос о дальнейшем законодательном закреплении присутствия американских войск в Ираке в рамки соглашения, который должен согласовать обязательно парламент (лучше его новый состав), на сегодня является одним из ключевых моментов по подготовке ассиметричных ответов США в рамках их новой концепции, в которой Россия и Иран связаны в одну «ось зла». Для Тегерана, который имеет в Ираке мощные военные и политические возможности в связи со своей степенью влияния на шиитов, наступает момент истины. Задачей-максимум в данном случае является проведение такого закона через парламент с максимальным «заматыванием» этого вопроса и выхода в конечном варианте на минимальное и строго лимитированное присутствие американцев в Ираке. Этот вопрос крайне выгоден для соответствующей риторики со стороны лидеров шиитских партий  Ирака в связи с началом предвыборной кампании (парламентские выборы пройдут в следующем году). Совсем решить вопрос присутствия американских военных в Ираке не удасться. Это надо ясно понимать и отдавать себе в этом отчет. В данном случае надо учитывать и стремление иракского премьера Х.аль-Абади иметь противовес нарастающему иранскому влиянию (отсюда и согласие на размещение американцев на базе К1 в Киркуке, который после авантюры президента курдской автономии Масуда Барзани с проведением референдума о независимости попал в плотную зону влияния иранского КСИР), а также плотную завязку Багдада на военно-техническую помощь со стороны США. Да и духовный лидер иракских шиитов аятолла Али ас-Систани стремиться держать дистанцию от Тегерана: спор о том, где расположен духовный центр шиизма (в Куме или Кербелле) далеко не решен. Отсюда и поддержка А.ас-Систани требования лидера «Армии Махди» Муктады ас-Садра «разоружить шиитские формирования, которые не входят в официальную структуру вооруженных сил Ирака». Бойцы шиитского ополчения, воевавшие в рядах правительственных сил Ирака с террористической группировкой ИГ, должны сдать оружие властям. Об этом, как сообщил телеканал «Ас-Сумария», заявил в пятницу 15 декабря аятолла Али ас-Систани. По его убеждению, «все оружие должно находиться под контролем правительства», а «бойцы ополчения должны быть приняты на службу в госструктуры». В данном случае мы имеем четкое акцентирование позиции по максимальному ослаблению влияния иранцев через подконтрольные им отряды. Но даже при всех этих «битвах в пути» «подвесить» статус американских военных в Ираке более, чем возможно. И скажем больше — предельно важно. Это будет очень хорошей демонстрацией реальных возможностей «супердержавы» обойтись в рамках решения основных международных вопросов без содействия со стороны «ревизионистских стран» и «государств-изгоев».
Вернемся к вопросу коалиции США, КСА и Иордании и выпячивания ими женевского формата в качестве единственно возможного переговорного формата. Эту ситуацию пока относительно стабилизируют несколько моментов. 1. Исламский фактор, который использует КСА в Сирии в рамках усиления своего влияния. Он автоматически снижает уровень возможности для США  играть на этой площадке «с открытым забралом». Плюс ко всему иорданцы не стремятся активизировать в непосредственной близости от своей очень неспокойной территории с сильным влиянием в нем идейных сторонников ИГ и противников короля какие-то открытые военные проекты сирийской оппозиции. Но главное — это растущая оппозиция такому блоку со стороны Анкары, с которой  Вашингтон и Эр-Рияд договориться не могут. Первая — по причине общего недоверия, проблемы Ф.Гюлена и курдского вопроса. Вторые — в силу региональной конкуренции и тесной стратегической связи Турции и Катара. Использовать и всячески углублять этот фактор общего раздражения предельно важно, и кульминацией такого процесса должен стать более активные действия  протурецких групп оппозиции в самом Идлибе против просаудовских группировок.

  1. Как теперь становится фактически очевидным, восьмой раунд переговоров в Женеве был провален КСА и США сознательно. Прежде всего в рамках их аксиомы о безусловной безальтернативности женевского формата и стремлением при этом заблокировать этот переговорный процесс выдвижением заранее невыполнимых деклараций о безусловном уходе Б.Асада перед началом переходного периода. Таким образом Вашингтон и Эр-Рияд пытаются максимально затруднить стремление Москвы перейти ко второму этапу своего присутствия в Сирии. То есть, приступить непосредственно к процессу мирного урегулирования, без реализации которого собственно успех первого этапа российской военной операции нивелируется со временем. В этой связи единственной альтернативой для Москвы является активизация своих усилий по налаживанию горизонтальных связей в рамках локальных перемирий и соответствующих форматов переговорного процесса. То есть Астаны и Конгресса сирийского национального диалога. И в этом контексте очень принципиальными будут итоги предстоящего раунда переговоров в Астане 21-22 декабря. Часть делегации вооруженной сирийской оппозиции прибыла в Астану для участия в международной встрече по Сирии. Об этом сообщил журналистам в среду руководитель пресс-службы Министерства иностранных дел Казахстана Ануар Жайнаков. «К этому часу прибыли главы делегаций Турции, Ирана, часть делегации сирийской оппозиции. До конца дня мы ждем прибытие главы российской делегации», — информировал Жайнаков. Если учесть, что Анкара и Тегеран уже заявили о приверженности астанинскому формату, то есть все основания ожидать положительных результатов. Тем более, что они будут касаться не каких-то абстрактных пока договоренностей о будущей конституции и глобальнее — о новой политической архитектуры Сирии, а более приземленных соглашений.  Ранее в МИД Казахстана сообщили, что в ходе предстоящих переговоров в Астане стороны планируют принять положение о рабочей группе по освобождению задержанных, передаче сторонам тел погибших и поиску пропавших без вести. Участники также намерены обсудить вопросы функционирования зон деэскалации и утвердить совместное заявление о гуманитарном разминировании в Сирии, включая объекты ЮНЕСКО. Вот без решения этих моментов чисто гуманитарного свойства не будет никакой конституции или новой политической архитектуры. Забегать вперед в таких вопросах чревато последствиями и рецидивами. От малого к большому — универсальный принцип внешней политики. И Сирии в данном случае не исключение. Успех и переговорный прогресс в Астане — это еще один очень жесткий ассиметричный ответ США в рамках их политики монопольного принятия решений.
52.29MB | MySQL:103 | 0,606sec