Саудовская Аравия: о принятии бюджета на 2018 год

20 декабря король Сальман бен Абдель Азиз подписал бюджет Саудовской Аравии на 2018 год. Для страны, пожалуй, впервые, этот документ стал результатом тщательной выверки всех показателей, предметом ожесточенных споров и обсуждений, поскольку никогда еще королевство не сталкивалось с таким количеством экономических и политических проблем.  Кроме того, запущенные экономические реформы и реорганизация ряда министерств и ведомств тоже не лучшим образом сказываются на планировании бюджета. Словом, время, дерганное, нервное, понятно, что на нефть, как прежде, без оглядки, опереться не получится, и деньги, в этот раз, придется скрупулезно считать.

Посчитали, и в результате получили наивысший уровень расходов, — страна впервые потратит 978 млрд риалов. Доходы посчитаны на уровне 783 млрд риалов, таким образом, дефицит бюджета равняется 195 млрд риалов.

Стратегической целью бюджета озвучено сохранение темпов экономического развития страны. Для этого определены несколько приоритетных направлений:

-Первое, сохранение темпа экономического развития, во всех его аспектах, которые «тщательно проанализированы».

-Второе, продолжение диверсификации источников дохода государства с опорой на ненефтяные отрасли и на местные ресурсы, в том числе, за счет налогов и платежей за товары, услуги, но, параллельно с предоставлением финансовых стимулов для частного сектора.

Последние экономические показатели, учтенные при составлении и выверке бюджета, по мнению саудовских экономистов, свидетельствует о способности правительства контролировать уровни бюджетного дефицита и об отсутствии необходимости его коррекции, например, путем оптимизации расходной части, поскольку расходы, хоть и самые значительные, оправданы с точки зрения среднесрочной перспективы и поддержания в обществе и в экономике должного уровня стабильности.

Кроме того, общая финансовая политика смогла обеспечить активизацию сбора доходов, выручаемых не с нефти. И на приемлемом уровне. Без ущерба для экономических показателей. И не мешая развитию частного сектора и общества, в целом. Показатель годового роста экономики остался на цифре в 9%, основной же задачей стало закрепление достигнутой тенденции, от которой уже в дальнейшем никто не собирается отказываться.

Разумеется, связана она будет самым тесным образом с развитием местной производственной базы, повышением производительности труда и с борьбой против всех форм монополии, недобросовестного накопления и коммерческого сокрытия с целью уклонения от уплаты налогов.

Ранее, в СМИ и в экспертных кругах королевства много говорилось о чрезмерной зависимости от политики стимулирования и государственной поддержки экономики и необходимости перехода к современным формам и методам хозяйствования, включая повышение производительности труда, развитие инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.

Правда, не стоит сбрасывать со счетов последствия таких нововведений, особенно, если они не до конца просчитаны, так, по данным статистических отчетов Генеральной организации по статистике, со второго полугодия зафиксировано снижение темпов экономического развития, повышение безработицы, рост инфляции. Некоторые из этих негативных моментов лишь усилятся, особенно с введением нового налога на добавленную стоимость, с применением новых тарифов на электроэнергию. Кроме того, реформы проводятся в достаточно сжатые сроки, не сравнимые с предшествующим полувековым спокойным периодом. Есть еще один нюанс: в принципе, все, за что ныне ратует правительство ранее относилось к непопулярным мерам, либо не получало необходимого внимания. В этой связи многим чиновникам не удастся чисто психологически быстро перестроится на новые рельсы, согласно новым веяниям.

В общем, достаточно сложный момент в жизни королевства и достаточно сложный, местами противоречивый, бюджет.

Что по мнению саудовских финансистов является примечательным?

Во-первых, удалось обеспечить сокращение бюджетного дефицита за текущий финансовый год более чем на 25% по сравнению с предыдущим финансовым годом, несмотря на увеличение расходов, и заложены предпосылки, во всяком случае, обозначена задача, сокращения дефицита бюджета в следующем году до менее 8% ВВП, несмотря на его экспансионистский характер и рост расходов.

Во-вторых, благодаря запущенным правительственным программам удалось, примерно до 50% снизить доходную зависимость от нефти. Впервые фонды развития и фонд государственных инвестиций внесли вклад в капитальные и инвестиционные расходы, превышающие капитальные затраты бюджета в предыдущие годы, в дополнение к обеспечению капитальных расходов правительства и их увеличению на 13%. В результате правительство решило закрепить эти успехи, расширить их внедрение и скорректировать программу бюджетного баланса, имея ввиду 2018 год годом баланса между нефтяными и ненефтяными доходами.

В-третьих, удалось, в целом, не перегружать фискальное бремя, уровень внутреннего долга остается ниже (30%) от ВВП, а уровень дефицита постепенно снижается. Этот бюджет является достаточным для обеспечения различных экономических секторов во всех регионах королевства. К тому же, он также включает ассигнования на жилье, различного рода субсидии и увеличенные расходы государственных средств, которые будут способствовать продвижению экономических реформ и обеспечить больше рабочих мест для саудовских подданных. В теории, по крайней мере.

Согласно заявлению министра финансов ожидается, что темпы роста реального ВВП в 2018 году составят около 7,2%.

Предусмотрено выделение дополнительных средств на ряд нужд, непосредственно затрагивающих население, включая жилье, образование и здравоохранение, а также наращивание усилий по поощрению и облегчению инвестиционных процедур в королевстве, повышению уровня государственных услуг и осуществлению проектов в строительном, туристическом, культурном и рекреационном секторах, предоставлению новых возможности для роста частных инвестиций.

Министр финансов подчеркнул, что правительство в бюджете 2018 года стремится сократить дефицит бюджета до 7,3% от номинального ВВП по сравнению с ожидаемым дефицитом в 8,9% ВВП в текущем году. Увеличение общих доходов в бюджете 2018 года оценивается в 12,6%. Ожидается, что доходы от ненефтяных сфер производства увеличатся на 14%.

Исполнение бюджета в 2018 году, кроме цен на нефть, а они по-прежнему будут играть одну из главных ролей, чтобы там не говорилось официальными лицами насчет «сокращения зависимости», — реально, королевство находится только в начале этого пути, будет зависеть от того, как саудовское общество воспримет все те налоговые и таможенные новшества, свидетелями которых оно стало на протяжении последнего полугодия.

52.18MB | MySQL:103 | 0,906sec