Испано-марокканские отношения на современном этапе

Современный период в отношениях между Марокко и Испанией в целом можно охарактеризовать как период «оттепели». Отношения между двумя государствами заметно улучшились после прихода к власти в апреле 2004 г. социалистов во главе с премьер-министром Испании Хосе Луисом Родригесом Сапатеро. В период правления его предшественника Хосе Мариа Аснара, представителя Народной партии Испании, отношения между двумя государствами в целом характеризовались как нестабильные. В частности, в июле 2002 г. решение руководства Марокко оккупировать остров Лейла привело к эскалации конфликта между двумя государствами, который был разрешен лишь путем вмешательства госсекретаря США К. Пауэлла.

Новый премьер-министр Испании решил не только улучшить отношения с Марокко, но и сделать это африканское государство одним из ближайших союзников своего королевства. С учетом того, что два государства испытывали примерно одинаковые угрозы, Испании не было смысла пренебрегать развитием отношений со своим южным соседом. В попытке подчеркнуть изменение внешнеполитического курса, Х.Л. Сапатеро совершил свой первый визит в качестве премьер-министра Испании именно в Марокко. По его словам, высказанным в ходе встречи c марокканским руководством по поводу 50-летия возвращения короля Мухаммада V из изгнания, Марокко остается «приоритетным и стратегическим рынком для Испании». Он отметил, что объем взаимной торговли между двумя странами с 1998 г. возрос до 20 млрд евро и на Марокко приходится 34% всего африканского экспорта Испании. Премьер-министр обратил внимание и на туристическую отрасль, в которой произошли существенные сдвиги. Например, в 2004 г. Марокко посетили 300 тысяч испанских туристов, что на 40% больше по сравнению с 2003 г. Испания также является вторым по рейтингу государством по количеству иностранных инвестиций, вложенных в Марокко. Х.Л. Сапатеро подчеркнул, что Марокко формирует для Испании «перспективу не только в области торговли, но и в стратегической, политической и культурной сферах», а партнерство между Марокко и Испанией является «образцом для всех стран Средиземноморья». В русле своей инициативы «Альянса цивилизаций», недавно поддержанной ООН, Х.Л. Сапатеро отметил, что «Испания и Марокко должны играть решающую роль для взаимного ознакомления с Магрибом, арабским и исламским миром» [1].

Необходимо отметить, что еще в 1996 г. была сформирована испано-марокканская министерская комиссия (так называемая Комиссия Ибн Рашд) — гражданская, неполитическая организация, деятельность которой направлена на рассмотрение вопросов, оказывающих влияние на испанское и марокканское общества. Однако ее встречи не проводились из-за довольно напряженных отношений между Рабатом и Мадридом в период правления испанских правых. Монархи двух государств практически вдохнули в нее жизнь после визита короля Хуана Карлоса в Марокко весной 2005 г. Комиссия занимается вопросами культурного характера (в частности, вопросами распространения арабского и испанского языков в двух государствах), вопросами строительства культурных сооружений (Академии в Тетуане). В 2006 г. в Испании планируется организовать «Год Марокко», председательство над которым поручено члену «Комиссии Ибн Рашд» Сааду Аль-Кутейни. Кроме того, от комиссии исходят предложения, касающиеся других сфер сотрудничества, в том числе экономики и торговли. В настоящее время перед комиссией стоит задача поиска конструктивных и полезных инициатив и предложений, которые будут представляться правительствам двух государств, а также поиска решения проблем, несущих угрозу двум обществам [2].

В июле 2005 г. «Объединенная социалистическая партия Каталонии» представила в испанский парламент проект с целью признания трагедии рифского населения северной части Марокко, которое подверглось воздействию химического оружия в период рифской войны в начале прошлого века. Инициатива партии Каталонии заслуживает одобрения и считается зародышевым шагом в нелегком пути, который предпринимают европейские страны с целью признания бедствий периода колониализма. Вместе с тем бытуют и иные взгляды на данную проблему. Так, некоторое время назад парламент Франции одобрил инициативу правых партий, прославляющих роль французского колониализма в исторических колониях. Из этого следует, что европейским странам присущи различные точки зрения относительно исторической оценки и толкования колониального периода [3]. Нужно отметить, что на торжестве в честь годовщины возвращения из изгнания короля Марокко Мухаммада V, состоявшемся в Рабате 16 ноября 2005 г., король Мухаммад VІ заявил о своем стремлении усилить привилегированное партнерство между Францией, Испанией и Марокко «путем забвения колониального прошлого» [4].

Как Марокко, так и Испания противостоят угрозе неконтролируемой нелегальной миграции, которая в настоящее время достигла опасного уровня. Испания настаивает на том, чтобы Марокко приняло необходимые меры для ограничения потока африканских нелегальных мигрантов через морские пути. Тысячи африканских мигрантов ежегодно прибывают из Марокко в Испанию, преимущественно вплавь. 19 января с.г., в ходе своего первого за последние 25 лет визита в Марокко, испанский король Хуан Карлос особо отметил совместные усилия марокканских и испанских властей, благодаря которым в 2004 г. удалось на 20% по сравнению с 2003 г. снизить приток нелегальных мигрантов через Гибралтарский пролив [5].

11 мая 2005 г. министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос предложил создать систему коллективной безопасности и обороны между пятью государствами арабского Магриба — Марокко, Ливией, Тунисом, Алжиром и Мавританией. По его словам, «экономическое сотрудничество стран Магриба формирует ядро для системы коллективной обороны». Он также отметил, что в перспективе данная система позволит наладить сотрудничество и с другими системами Средиземноморья, в том числе с блоком НАТО. Министр в первую очередь предложил странам Магриба обсудить вопросы координации и региональной интеграции собственных вооруженных сил, что в итоге должно привести к совместной оборонной политике. Этот призыв министра иностранных дел Испании к государствам Магриба свидетельствует о стремлении его страны сыграть основную роль в сближении государств арабского Магриба, а также между ними и Испанией с целью устранения взаимных разногласий и напряженности в отношениях. В первую очередь это затрагивает вопросы сближения точек зрения между Алжиром и Марокко с целью решения сахарской проблемы, которая является основным препятствием на пути реализации интеграции государств Магриба в различных сферах [6].

Миграция в Средиземноморском басейне — давний феномен, однако в последнее время ее размеры приняли угрожающий характер. Немаловажную роль в этом, как ни странно, сыграло усиление интеграционных тенденций в рамках Европейского союза, что послужило толчком к притоку африканских мигрантов на европейский континент. Согласно данным Системы контроля над миграцией, созданной в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 1999 г. численность иммигрантов в Испании составила 609 тыс. человек, из которых 111 тысяч (20%) были марокканцы. Доля марокканцев в трудовой силе Испании еще выше — около 40% всех иностранных рабочих и служащих [7]. Поэтому вполне очевидно, что испанская сторона заинтересована в проведении марокканским руководством ряда интенсивных встреч с представителями соседних африканских стран для координации усилий по депортации нелегальных мигрантов. Марокко со своей стороны испытывает большие трудности в связи с идентификацией личности мигрантов, которые не желают возвращаться в родные африканские страны [8].

27 февраля 2004 г. было ратифицировано испано-марокканское соглашение, предусматривающее принятие марокканскими властями африканских нелегальных мигрантов, которые арестовываются правоохранительными органами на территории Испании. Марокко обязалось переправлять мигрантов, которые перешли территорию королевства на протяжении прошедших 12 лет с целью проникновения в глубокие районы Сахары [9]. 30 сентября 2005 г. руководство Испании приняло решение о размещении армейской группировки численностью в 480 солдат на границах между испанскими анклавами Сеутой и Мелильей и марокканской территорией. Испанским солдатам было разрешено использовать резиновые пули, наручники и дубинки [10]. После этого Марокко и Испания приняли «рабочий план», цель которого — противостоять потоку нелегальных мигрантов из Африки в направлении их стран. 10 октября 2005 г. в Рабате министры иностранных дел Испании и Марокко достигли взаимопонимания относительно трех положений этого плана: 1) создать механизмы реализации совместного рабочего плана, требующего приложения усилий для предупреждения попыток мигрантов проникнуть на территории Сеуты и Мелильи; 2) сотрудничать в расследованиях, касающихся смертей нелегальных мигрантов; 3) вести борьбу с нелегальными мигрантами, вовлеченными в обострение ситуации. На сегодняшний день Испанией уже приняты меры по перемещению нелегальных мигрантов со своей территории в Марокко с целью их временного сосредоточения в лагерях около городов Уджды и Танжера и дальнейшей переправки в африканские страны [11].

Министерство иностранных дел Испании прилагает усилия для того, чтобы у страны не было «двух внешних политик» (в частности, политики, которой придерживается внешнеполитическое ведомство, и политики, проводимой активистами ряда гражданских обществ, движимых собственными побуждениями и интересами). Что касается проблемы Западной Сахары, то правительство Испании стремится к тому, чтобы диалог с Марокко строился на взаимоприемлемой основе и через официальные каналы. Оно придерживается мнения, что решение сахарского вопроса невозможно совершить за счет другой стороны. Лишь испанские правые, исходя из политических побуждений, склонны поддерживать стремления Фронта ПОЛИСАРИО к отделению. В целом же, испанское правительство уже не склонно демонстрировать «послевыборный энтузиазм», играя посредническую роль между Марокко и Алжиром.

Испания и Марокко достигли определенного согласия относительно того, что решение сахарского вопроса должно быть выработано в рамках ООН. Так, испанское руководство не приняло «в штыки» инициативу, предложенную марокканским министром, уполномоченным по внешним делам Тейибом Фаси Аль-Фихри. Данная инициатива включает ряд новых политических рекомендаций, предусматривающих, в частности, возможность комбинации между формой самоуправления, предложенной Марокко, и проведением референдума о самоопределении сахарского народа. Министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос заявил о том, что «предложенная Рабатом форма самоуправления — один из шагов на этапе урегулирования сахарской проблемы».

В конце лета текущего года отношения между Марокко и Испанией несколько обострились в результате спора между оппозицией и правительством (правой Народной партией и левой Испанской социалистической рабочей партией). Ответственный за международные отношения в Народной партии Хорхе Морагас использовал пребывание испанского короля в Нью-Йорке для того, чтобы потребовать от него включить в выступление перед делегатами ООН пункт о поддержке «борьбы сахарского народа» за обретение независимости и определение своей судьбы. Ранее, в ходе дебатов в испанском парламенте по сахарской проблеме, Народная партия Испании поддержала требования Фронта ПОЛИСАРИО по отделению Западной Сахары от Марокко. Со своей стороны, ответственный за международные отношения в Испанской социалистической рабочей партии Тринидад Хименс указал Х. Морагасу на то, что король Испании Хуан Карлос выполняет конституционную роль, которая требует комплиментарности внутренней и внешней политики и определяется нынешним правительством страны. Т. Хименс подчеркнул, что испанский король может отметить в своей речи перед ООН лишь то, что ему рекомендует центральное правительство в Мадриде.

В очередной «демонстрации потенциала» правых Испании бывший испанский министр обороны Федерико Трио призвал к жесткому диалогу в отношениях между Мадридом и Рабатом. В своих воспоминаниях, в которых он описал свою деятельность на посту главы оборонного ведомства Испании в период между 2000 и 2004 гг., министр отметил, что Испании необходимо взаимодействовать с Марокко с позиции силы и сдерживания. По его убеждению, внешняя политика правительства Х.М. Аснара в период кризиса вокруг острова Лейла в 2002 г. олицетворяла «защиту чести отечества». Бывший министр обороны обвинил действующее правительство Испании в попустительстве Марокко в вопросе, касающемся нелегальной миграции, и выразил убеждение, что политика предыдущего правительства была «образцовой» моделью взаимоотношений с Марокко. Он также не преминул возложить на руководство Марокко ответственность за проникновение нелегальных мигрантов через марокканские анклавы Сеуту и Мелилью [12].

По словам министра иностранных дел Испании М.А. Моратиноса, испанское общество не имеет точного представления о марокканской позиции по сахарскому вопросу, так как испанцы считают, что Марокко не поддерживает принцип «самоопределения сахарского народа». М.А. Моратинос подчеркнул, что ответственные лица Марокко в ходе переговоров с ним сообщили о том, что поддерживают данный принцип. Показателем этого, по мнению министра иностранных дел Испании, является очередное продление миссии МИНУРСО, которая с 1991 г. осуществляет контроль над прекращением ведения боевых действий между Фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко. Министр также заявил о том, что Испания и другие страны, заинтересованные в прекращении конфликта, поддерживают усилия противоборствующих сторон в поиске окончательного решения. Он отметил, что Испания со вниманием относится к предстоящим шагам, которые должен предпринять специальный посланник ООН в Западной Сахаре голландский дипломат Питер Ван Валсум. В частности, М.А. Моратинос выразил надежду, что предстоящий доклад П.В. Валсума в феврале 2006 г. определит общие контуры плана урегулирования и предложит окончательное решение конфликта, которое в любом случае должно осуществляться путем определения судьбы сахарского народа. Министерство иностранных дел Испании направило П.В. Валсуму официальное письмо с приглашением посетить Испанию в ходе его предстоящей поездки по странам Магриба [13].

18 октября с.г. министр иностранных дел Испании М.А. Моратинос призвал к «справедливому и определенному» урегулированию сахарской проблемы, основанной на воле народов. В ходе встречи с М.А. Моратиносом Питер Ван Валсум заявил о том, что Фронт ПОЛИСАРИО и Алжир поддерживают «План Бейкера», который предусматривает предоставление Западной Сахаре автономии на пятилетний срок с последующим проведением референдума по самоопределению сахарского народа [14].

В своем выступлении перед испанским парламентом 18 апреля текущего года премьер-министр Испании Х.Л. Сапатеро отметил, что совместная испано-марокканская комиссия намерена стабилизировать и укрепить отношения двух государств и предоставить возможность сотрудничества в различных сферах. По его словам, «одной из основных целей правительства социалистов после прихода к власти была активизация двусторонних отношений с Марокко». Он похвально отозвался о работе специальной рабочей группы, созданной с целью решения имеющихся проблем в сфере морского рыболовства в зоне между Канарскими островами и западными берегами Марокко, а также укрепления сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и проведения совместных спасательных операций [15].

Взаимные интересы Канарских островов, Марокко и Испании тесно переплетены. Появившаяся в последнее время информация о наличии месторождений нефти в морской зоне между Канарскими островами и Марокко вынуждает нынешнее правительство Испании учитывать требования оппозиционной Народной партии Испании, которая настаивает на необходимости определения морских границ с Марокко. Согласно новому соглашению о морском рыболовстве, подписанному между Рабатом и Брюсселем в 2005 г. на 4-летний период, рыболовы с Канарских островов могут ловить рыбу в марокканских водах. Соглашение разрешает европейскому рыболовецкому флоту (состоящему в основном из испанских судов) возвратиться в водное пространство Марокко. В сентябре 2005 г. состоялась раздача лицензий на рыболовство испанским судам, которые направятся к территориальным водам Марокко с начала марта 2006 г. Ожидается, что большую выгоду получат суда из регионов Андалусии и Галисии (в Галисии рыболовецкая промышленность — наиболее развитая не только в масштабах Испании, но и в масштабах Европы).

Указанное соглашение о рыбной ловле вызвало протест Фронта ПОЛИСАРИО, который потребовал от Европейского парламента его отмены [16]. Руководство фронта считает, что Марокко не имеет права распоряжаться сахарской территорией и ратифицировать соглашение о морском рыболовстве с Европой. Со своей стороны, министр иностранных дел Испании М.А. Моратинос отметил, что Испания, как и ЕС, убеждена в том, что суверенитет Марокко частично распространяется на территорию Западной Сахары. Он охарактеризовал соглашение как очень важное и дополняющее соглашение о партнерстве между Марокко и ЕС в сфере рыбной ловли. 7 августа 2005 г. представитель Испании выступил с защитой ратификации ЕС соглашения с Марокко о морском рыболовстве в прибрежной зоне Западной Сахары.

После вступления Испании и Португалии в ЕЭС в 1986 г. европейское объединение стало в какой-то мере самодостаточным в том, что касается сельскохозяйственной продукции. Цитрусовые, томаты, оливки, оливковое масло и вино, ранее экспортировавшиеся в Европу из стран Северной Африки, подверглись острой конкуренции со стороны испанских и португальских сельхозпроизводителей. Испания получило большой козырь в игре за доступ на европейский рынок: членство в ЕЭС [7]. В настоящее время одним из проблемных вопросов в торговых испано-марокканских отношениях между двумя указанными странами остается импорт в Марокко испанских изделий из керамики и фаянса. В последние месяцы марокканские власти ввели запрет на импорт испанского фаянса под предлогом защиты отечественного товаропроизводителя. Вследствие этого решения в Испании разразилась настоящая политическая буря, так как Народная партия Испании стремилась использовать все проблемы в отношениях между Рабатом и Мадридом в собственных интересах. Особенное недовольство продемонстрировали испанские производители керамики и фаянса, которые пытаются добиться отмены специальных пошлин со стороны Рабата на импорт указанных изделий или отложить его как минимум до 2009 г. Испанское правительство также обеспокоено возможным ухудшением экономической ситуации в испанских анклавах Сеуте и Мелилье после полной отмены таможенных пошлин между Марокко и Европейским союзом [17].

Следует отметить и наличие грандиозного транспортного проекта, который намерены реализовать два государства. Так, в январе 2005 г. между Марокко и Испанией была достигнута договоренность о начале строительства межконтинентального туннеля через Гибралтар от Танжера до Альхесиреса (по типу туннеля через пролив Ла-Манш). Данная идея появилась еще в 1970 г., однако получила право на реализацию лишь после прихода к власти в Испании социалистов. На настоящее время два государства уже провели предварительные работы по прокладке туннеля, затратив на эти цели 12 млн долл. США. Предполагается, что большую часть расходов на реализацию проекта возьмет на себя Европейский союз [18].

В целом, характеризуя отношения между Испанией и Марокко в период пребывания у власти Испанской социалистической рабочей партии, следует отметить, что они носят стабильный характер и имеют тенденцию к развитию в различных сферах. Испанские «левые» использовали возможность реконструкции внешнеполитического курса с целью укрепления своего внутриполитического рейтинга и завоевания большего авторитета как у себя в стране, так и за ее пределами. В дальнейшем следует ожидать активизации двусторонних связей между Испанией и Марокко, а также усиления координации между двумя государствами в контексте решения насущных региональных проблем.

1. Аль-Ахдас Аль-Магрибийя, Марокко, 22.11.2005.
2. Аш-Шарк Аль-Авсат, Саудовская Аравия, 29.09.2005.
3. Аль-Кудс, Великобритания, 16.09.2005.
4. Middle-east-online, 16.11.2005.
5. International Herald Tribune, 20.01.2005.
6. Аш-Шарк Аль-Авсат, Саудовская Аравия, 11.05.2005.
7. White G. Risking the strait/ Middle East Report, № 218, Spring 2001, Р. 27.
8. Аль-Хайят, Великобритания, 11.10.2005.
9. Аль-Хабар, Алжир, 09.10.2005.
10. Middle-east-online, 30.09.2005.
11. Аль-Хайят, Великобритания, 10.10.2005.
12. Ат-Тадждид, Марокко, 28.11.2005.
13. Аль-Кудс, 9.08.2005.
14. Middle-east-online, 20.10.2005.
15. Аш-Шарк Аль-Авсат, Саудовская Аравия, 19.04.2005.
16. Аш-Шарк Аль-Авсат, Саудовская Аравия, 16.09.2005.
17. Аль-Кудс, 06.09.2005.
18. The Guardian, 25.01.2005.

52.3MB | MySQL:103 | 0,497sec