Алжир пытается побороть «теневой сектор» и снизить отток капиталов

25 декабря министр торговли АНДР Мухаммед Бенмеради объявил о том, что алжирские власти намерены привлечь «профильные» международные организации к борьбе с «теневым сектором» своей страны и «очень сомнительными импортными операциями», способствующими оттоку капиталов и сохранению торгового дисбаланса, на 2017 год составившего 10 млрд долларов.

По его словам, «мы еще не имеем точных данных о масштабах такого явления, но, чтобы понять различные аспекты этой проблемы, проверить работу торговли и государственных органов, нам помогут иностранные специалисты».

Между тем, оперируя данными своего предшественника Бехти Белаиба, он указал, что только в 2014 году на «теневой сектор» пришлось 30 процентов от объема импортного ввоза или почти 18 млрд долларов торгового оборота.

Между тем, реальное положение дел спустя три года может быть еще хуже. Так, по признанию самого премьер-министра АНДР Ахмеда Уяхьи, он не располагает точными детальными данными о состоянии национальной экономики, в связи с чем он и обратился к представителям алжирского Форума лидеров бизнеса (FCE) с предложением помочь властям создать соответствующую базу данных, отображающую истинное положение дел в экономике страны.

Как бы там ни было, в результате этого, по словам министра, власти и население столкнулись со «скрытым завышением цен на продукты и услуги».

Отталкиваясь от этого, руководство таможенной службы Алжира и предложило установить точный список товаров с заранее установленными ценами, что, по его мысли, должно было оградить население страны от завышения «мошенниками и спекулянтами» стоимости товаров и услуг.

Одновременно представители правящего режима АНДР стали (с 2015 года) ограничивать ввоз зарубежных товаров.

Делалось это с целью уменьшения оттока капиталов из страны и сохранения накопленных в «тучные» годы средств, когда на мировом рынке сохранялась высокая стоимость углеводородов, от продажи которых напрямую зависит пополнение национальной казны.

Согласно официальной версии алжирских чиновников, они также рассчитывали, что «наживающиеся на проблемах алжирцев дельцы прекратят свою активность и перенесут ее за пределы Алжира».

Однако, как представляется, существование и дальнейшее расширение «теневого» рынка АНДР как раз подстегивается самими местными властями, искусственно ограничивающими ввоз иностранных товаров в страну и создающими таким образом торговый дефицит и питательную почву для процветания нелегальной сферы.

Следует заметить, что это и другие заявления высокопоставленных алжирских чиновников наглядно свидетельствуют о косвенном признании ими того, что ограничительные меры в отношении торговли работают вовсе не так, как им хочется.

Тем не менее, они не намерены признавать своей неправоты, равно как и того факта, что их действия и привели во многом к такому плачевному результату.

Так, спустя два года после применения таких экзотических мер регулирования рынка, представители высшего руководства страны, видя их неэффективность, не только не намерены от них отказываться, но и заявляют о готовности их расширить.

В частности, правительство АНДР объявило о подготовке в ближайшее время нового расширенного «запретительного» списка иностранных товаров, в который, по разным данным, войдут 851 наименование, по другим – 900.

Оправдывая введение подобных мер, Мухаммед Бенмеради утверждает: «Существует немало ввозимых товаров, которые не имеют никакой ценности ни для алжирского потребителя, ни для компаний, занимающихся их поставками из-за границы, но на которые, тем не менее, тратятся немалые средства».

Правда, в этой связи вопрос – почему тогда предприниматели занимаются закупкой изначально непродаваемых, по версии алжирского министра торговли, товаров?

Еще одна мера властей, подстегивающая «теневой» рынок – фактически действующий отказ от свободно конвертируемой национальной валюты (динара).

Так, согласно оценке алжирских финансистов, в стране, по сути, действует официально устанавливаемый курс, тогда как на «теневом» рынке стоимость американского доллара и евро, по их данным, на 45 – 50 процентов выше.

В связи с этим прохождение иностранных товаров через официальные бюрократические барьеры с заранее установленными ценами многими поставщиками видится неоправданным и в этой ситуации куда более прибыльным является нелегальный их ввоз, например, через границу с Марокко, Тунисом и др.

В результате казна не дополучает миллиарды долларов налоговых, таможенных и прочих сборов, а алжирское население все больше испытывает на себе рост цен на товары и услуги.

Главным образом, этим алжирские экономисты и объясняют заметное замедление экономической активности и снижение объема внутренней торговли, снижение доходов от налогообложения, ликвидности и спроса потребителей.

А это, в свою очередь, вынуждает власти страны продолжать тратить свои накопления, которые, достигнув к концу ноября текущего года критически низкой отметки в 98 млрд долларов, к 2018 году, по оценке самих алжирских властей, должны сократиться до 97 млрд долларов.

Между тем, алжирский премьер не теряет надежды исправить ситуацию за счет развития национального сектора промышленности. Так, Ахмед Уяхья снова заявляет о решимости правительства поддержать соответствующие частные компании, дешевой продукцией которых он и рассчитывает вытеснить иностранцев.

Но как эта поддержка осуществляется на практике, свидетельствует многолетняя война алжирских властей против видного бизнесмена страны Исаада Ребраба, которому напрямую препятствуют расширить работу его компании Cevital.

С другой стороны, как известно, даже самые мощные и современные экономики мира, включая американскую, не в состоянии воспрепятствовать проникновению на свои рынки иностранных товаров, не говоря уже про алжирскую, в которой существуют многочисленные и «незакрытые» национальными производителями сектора.

Соответственно, нежелание признать прежние ошибки и отказаться от авантюрных непродуманных действий в экономике со стороны алжирского руководства создает основу для еще большего увеличения «теневого сектора» и углубления экономического кризиса.

52.26MB | MySQL:103 | 0,411sec