Обзор гуманитарных потребностей Афганистана в 2018 году

По оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), Афганистан в следующем году продолжит оставаться одной из наиболее сложных гуманитарных точек. 

Вооруженный конфликт является главным источником гуманитарного кризиса в Афганистане. В опубликованном в августе текущего года специальном докладе ООН по стратегическому обзору работы Миссии содействия ООН в Афганистане стране вновь возвращён статус «действующего вооруженного конфликта» вместо прежнего «постконфликтного» статуса. Такое решение ООН обусловлено резким обострением вооруженного противостояния, вызванного небывалой активизацией в последнее время террористов различных мастей — от «Талибана» до «Аль-Каиды и «Исламского государства» (запрещены в России). Только за летний период (июнь-август) в среднем в Афганистане было зафиксировано 80 эпизодов вооруженных столкновений в день, что является рекордным показателем за последние шесть лет. Число вооружённых нападений на гражданскую инфраструктуру и административные центры также возросло с 2 300 в 2008 году до 12 900 в 2017. Использование самодельных взрывных устройств в этом году выросло на 20%, а интенсивность авиаударов — на 110%. В текущем году «Талибану» удалось захватить 16 крупных районных административных центров, не считая более мелких поселений. Результатом активизации вооружённых столкновений стало увеличение в среднем на 20-30% числа пострадавших и раненых в ходе вооружённых столкновений. Число новых внутренне перемещённых лиц в 2017 году достигло уже 360 000 человек, а их общее количество превышает 1 млн человек. К этому следует прибавить новую волну репатриантов из Пакистана, Ирана, а также европейских стран. В текущем году их число составило 546 000 человек.

Длительный вооруженный конфликт в Афганистане, не утихающий более четырёх десятилетий, предопределил возникновение здесь одной из самых комплексных и сложных гуманитарных ситуаций. В то же время, как считают эксперты, существует целый ряд других факторов социального характера, подстёгивающих дальнейшую деградацию гуманитарной ситуации и рост гуманитарных потребностей. На следующий год, по прогнозам ООН, 3.3 млн афганцев будут нуждаться в первоочередном гуманитарном содействии. По сравнению с другими схожими конфликтными точками, общая доля потенциальных бенефициаров невелика (менее 10% из 34-миллионного населения Афганистана). Однако условия работы гуманитарных организаций и местный контекст весьма проблематичны. По более скрупулёзной оценке международных организаций 8.7 млн афганцев имеют хронические потребности в получении долгосрочного и регулярного содействия. Стоит также учесть, что 14 млн афганцев, то есть примерно 40% населения, проживает в зонах с «повышенной угрозой вооружённых конфликтов». Из них 1.9 млн человек живут непосредственно в зоне конфликта.

Гуманитарный вызов признается различными международными экспертами одним из самых серьезных, наряду с политическим кризисом, социально-экономическими проблемами, правочеловеческой составляющей и проблемами в сфере безопасности в целом. Несмотря на улучшение основных макроэкономических показателей в нынешнем году, быстрый рост населения и его урбанизация привели к образованию значительной доли городской неработающей молодёжи. Эта молодёжь является потенциальным объектом воздействия идей радикального ислама и втягивания в террористическую деятельность. Неудовлетворительные социальные индикаторы, такие как высокий уровень безработицы, недостаточный доступ к начальному образованию и медицинским услугам, — все это ведёт к ухудшению гуманитарной ситуации и наращиванию гуманитарных усилий. Примечательно в этом контексте, что согласно выводам оценочной миссии ООН по классификации уровня продовольственной безопасности в 2017 году, главным катализатором голода и потребности в продовольствии в стране является не вооруженный конфликт либо воздействие природных катаклизм, а социальные факторы: высокий уровень безработицы (в 38% случаях), снижение уровня дохода населения (в 18% случаев), потеря главного кормильца ( в 17% случаев), эпидемии инфекционных болезней животных (в 14% случаев), рост продовольственных цен (в 13% случаев). Соответственно, предлагаемый пакет ответных мер — инвестиции в образование, обеспечение занятости, рост производства животноводческого сектора, долгосрочные инвестиции в аграрное развитие. Все эти меры лежат далеко за мандатом чисто гуманитарных организаций и интервенций. Таким образом, гуманитарный вектор работы ООН в Афганистане, с учетом специфики, часто синхронизируется и иногда даже  тесно переплетается с усилиями в области развития.

В рамках гуманитарного кластера на следующий год в рамках ООН запланированы интервенции по 7 приоритетным трекам.

Первый трек — поддержка образования в чрезвычайных ситуациях. Потребности здесь большие — около 3.5 млн детей (75% из них — девочки) не посещают школу, дефицит учителей — 40 тысяч; около 1000 школ в стране разрушены или временно заняты беженцами. Из-за притока полумиллиона репатриантов (300 тысяч  из них — дети школьного возврата) из Ирана и  Пакистана в этом году государственные школы на юге и востоке страны оказались переполнены. В рамах усилий ООН в 2018 году в секторе образования планируется оказать содействие 400 тысячам наиболее нуждающихся.

Второй трек — временное размещение и раздача палаток внутренним переселенцам и репатриантам. Охват ООН в 2018 году — 900 тысяч человек.

Потребности по-прежнему значительные. Согласно опросам, 44% внутренне перемещённых лиц проживают в разрушенных или полуразрушенных жилищах и нуждаются в палатках.

Третий трек — продовольственная безопасность и сельское хозяйство — один из ключевых в гуманитарном кластере. Здесь гуманитарные потребности самые актуальные и масштабные. Ситуация в 2017 году заметно осложнилась вследствие интенсивных климатических катаклизм: под воздействием наводнений, засух и эпидемий инфекционных болезней, а также масштабных нашествий саранчи, в текущем году уровень аграрного производства один из самых низких за последние 5 лет с дефицитом производства зерна в объеме 1.4 млн тонн. В 2018 году предполагаемый охват бенефициаров составит 1.9 млн остро нуждающихся в продовольствии и 6.7 млн испытывающих хроническую потребность в продовольственном содействии. В первой категории высокого риска почти 1.3 млн человек в следующем году будут нуждаться в продовольственной помощи из-за вооруженного конфликта. Наибольшая доля нуждающихся в продовольственном обеспечении предсказуемо фиксируется среди внутренне переселенных лиц и репатриантов — 84% и 87% соответственно.

Четвёртый трек — здравоохранение. Самый масштабный по охвату в 2018 году: 1.6 млн человек испытывают острую потребность в содействии в этом кластере, и ещё 4 млн человек — хроническую. Длительность афганского конфликта крайне негативно отражается на основных медицинских показателях, которые одни из самых худших в мире, в том числе высокая детская смертность (70 на 1000 новорождённых), низкий охват прививками и недоступность специализированных медицинских услуг и специального питания для 70% населения. Треть населения Афганистана, почти 10 млн человек, имеют ограниченный доступ или вообще не имеют доступа к базовым медицинским услугам. Наиболее ограниченный доступ к медицине у репатриантов из Ирана и Пакистана.

Пятый трек — питание. В этом секторе, несмотря на колоссальные усилия правительства и партнеров, результаты пока оставляют желать лучшего. В фокусе усилий в следующем году две социально уязвимые группы — дети младше пяти лет (1.6 млн) и беременные женщины и кормящие матери (450 тысяч человек). Обе группы нуждаются в регулярном и адресном содействии. Общий же охват хронически нуждающихся в помощи в области питания  составит в 2018 году 3 млн человек.

Шестой трек — защита гражданского населения. Это, пожалуй, одно из наиболее слабых звеньев. Афганистан является сегодня по статистике чуть ли не самой опасной страной для работы гуманитарного персонала, а условия для жизни гражданского населения здесь еще более опасные. Только за 9 месяцев 2017 года было убито 2640 мирных жителей и ранено 5379. Главные риски — минные ловушки, сексуальное насилие в отношении женщин и детей, гендерное неравенство, незаконная эксплуатация детей (детский труд, рабство и пр.), плохо функционирующая законодательная и судебная система. В 2018 году в приоритетном списке получателей срочной помощи  — 1.5 млн человек, ещё 2.5 млн человек испытывают хроническую потребность в содействии.

Седьмой трек — доступ к питьевой воде, санитарным и гигиеническим средствам. Здесь ситуация также хронически плохая, требующая долгосрочных решений. Сегодня Афганистан демонстрирует одни из худших показателей в мире: 68% населения лишены доступа к санитарным средствам, а 45%. — доступа к чистой питьевой воде. Последнее особенно актуально для внутренне переселённых лиц и репатриантов, временные пункты размещения которых не располагают доступом к соответствующей инфраструктуре и питьевой воде. Это создаёт высокие риски в плане эпидемии инфекционных заболеваний.

Как представляется, опубликованная в декабре ООН оценка гуманитарных потребностей Афганистана на 2018 год является тревожным сигналом для политической элиты страны. Помимо ухудшения собственно гуманитарных показателей, тревогу вызывает факт явной военизации и новой эскалации вооруженного конфликта, что влечёт серьёзные структурные риски в политической сфере и подрывает ранее предпринимаемые усилия по стабилизации экономической ситуации, несмотря на достигнутые в последнее время успешные макроэкономические показатели. Разумеется, факт изменения в этом контексте статуса Афганистана с постконфликтного на активный конфликт создаёт прежде негативный психологический эффект (хотя, со статистикой, разумеется не поспоришь) будет иметь далекоидущие последствия. Очевидно также, что успех усилий ООН на гуманитарном треке в 2018 году будет ещё и зависеть от ключевой на этом этапе социальной составляющей, и прежде всего от эффектности социальной политики афганских властей в отношении внутренне переселённых лиц (почти 1 млн с середины 2016 года) и репатриантов из Ирана и Пакистана (более полумиллиона только в этом году).

52.23MB | MySQL:103 | 0,436sec