Иран: в Ширазе подверглись нападению две синагоги

Международные СМИ сообщили на днях, что в южноиранском городе Ширазе нападению неизвестных  «бандитских элементов» подверглись две действующие синагоги. Они ворвались в здания и подвергли разгрому внутренние помещения синагог, надругавшись над предметами еврейского религиозного культа, используемыми во время проведения религиозных церемоний. СМИ сообщили названия синагог. Одна из них называется «Бейт-кнессет хадаш» («Новая синагога»), а вторая – «Каши».  Обе синагоги подверглись нападению с интервалом в два дня, обе находятся в еврейском квартале Шираза, и факт нападения глубоко обеспокоил еврейскую общину этого иранского города. Придя утром в воскресенье на утреннюю молитву, верующие евреи увидели валяющимися на полу порванные святые книги и свитки Торы, которые являются гордостью синагоги и были написаны на пергаменте. Часть имущества синагоги «Каши» была осквернена и брошена в туалет, в их числе – сборники молитв. Другая часть имущества синагоги – ценные серебряные подсвечники, посуда для ритуальных обрядов – была попросту разграблена. Городские власти Шираза по прошествии нескольких дней после этих варварских актов никак не отреагировали на них, хотя городская полиция открыла следствие по делу об инцидентах в синагогах. Фарсиязычная радиостанция «Паямэ  Эсраиль» отмечает, что такие расследования прежде не приводили к каким-либо результатам. Между тем, несколько групп радикальных исламистов предприняли попытки новых нападений на общинные здания местных евреев. Иранские  СМИ совершенно не обратили внимание на эти акты антисемитизма, и всю информацию можно было почерпнуть только из англоязычных источников.

Шираз – один из трех главных  — наряду с Тегераном и Исфаханом — центров проживания евреев в Иране. В нем, как и во всей стране, община уменьшается словно шагреневая кожа. Если в целом по Ирану, можно отметить за последние 70 лет следующую динамику – с почти 100 тысяч евреев 1948 г. до 21 тысячи в нынешнем, то есть численное уменьшение общины в 5 раз, то в Ширазе цифры выглядят еще более драматичными. Если в год основания Государства Израиль в Ширазе проживало более 15 тысяч евреев, то ныне их осталось примерно 1500 человек. Это значит, что из каждых 10 евреев Шираза, родной город покинуло 9 человек. При этом, еврейская жизнь там полнокровна. В этом древнем городе, известном своими поэтами, и сегодня работают около 20 синагог. Имеются различные еврейские благотворительные организации, молодежные клубы. Здесь действует и Еврейская благотворительная ассоциация, патронирующая ряд клубов по интересам.

Огромный удар по общине Шираза, подстегнувший отъездные  настроения, нанес проходивший в 1999-2001гг. сфальсифицированный процесс по делу 13 евреев — «израильских шпионов», половина из которых была жителями этого города. Главой шпионской сети был признан профессор лингвистики местного университета Ашер Задмехр, а членами – штатные работники местной, второй по численности в стране после Тегерана,  еврейской общины: раввины, ритуальные резники мяса, переписчики Торы, преподаватели иврита, служители еврейского кладбища. Среди «шпионов» был и  совсем молодой: Навиду Балазаде на момент ареста было всего 16 лет. Всех 13 евреев арестовали 31 марта, накануне еврейской Пасхи. Арест был санкционирован Министром информации  (так именуется в Иране ведомство госбезопасности)  Горбанали Дорри-Наджафабади.. Иранская пресса запестрела тогда лозунгами  «Смерть сионистским шпионам», «Требуем скорого суда  над израильско-американскими шпионами». Реакцию близкой  к консервативному крылу иранского руководства официальной прессы видно из статьи в газете «Салам». Сообщив о конституционных гарантиях прав религиозных меньшинств в Иране, газета отвергла антисемитизм как причину судебного преследования. Здесь же была приведена и  позиция Общества иранских евреев, основанная на том, что арест группы евреев и предъявленное им обвинение никоим образом не связаны с их религиозной принадлежностью.  Удивительную, но, по всей видимости, санкционированную свыше смелость, проявил тогдашний депутат от еврейской общины в Собрании исламского совета (парламенте) Ирана д-р Манучехр Эльяси. В газетном интервью он заявил: «Как представитель иранских евреев я требую истинной справедливости в отношении подозреваемых. Если результаты следствия докажут их вину, они должны быть наказаны. Но если будет доказана невиновность,  их следует немедленно освободить». Однако «шпионы» были осуждены, но вскоре вышли на свободу.  Либеральные веяния, связанные с приходом на должность президента С.М.Хатами в 1997-2005 гг.  или Х.Роухани в 2013 г. определенным образом стабилизировали положение ширазской общины, решили некоторые острые проблемы, не находившие прежде своего разрешения. Так, при С.М.Хатами были облегчены условия выезда иранских евреев за границу, стало возможным восстановить отношения с родственниками и друзьями, проживающими за границей, в том числе – в Израиле. Однако в течение всего послереволюционного периода еврейская община ИРИ и руководство страны пытались лавировать между позиционированием еврейской общины как воплощения свободного существования официально признанной еврейской религии и проводимой иранским руководством антисионистской идеологией. Последовавшие затем антисионистские декларации и отрицание Холокоста президентом М.Ахмадинежадом (2005-2013 гг.)  восстановили  трeвожащую международное сообщество антисионистскую кампанию в Иране и вновь отразили хрупкую грань между антисионизмом и антииудаизмом. Последовавшее в начале декабря 2017 г. официальное признание США Иерусалима в качестве столицы Израиля и декларация о намерении перенести туда американское посольство привело к всплеску антиизраильских настроений в странах ислама, в том числе – Иране. Несомненным отражением этого явилось и нападение на еврейские синагоги в Ширазе. Отметим при этом, что правящий режим никогда официально не одобрял систематическое преследование своих еврейских граждан, но течение всего послереволюционного времени антисемитские  высказывания регулярно озвучивались высшим религиозным руководством страны и публиковались консервативной прессой.

Нынешний духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи не устает твердить о «нечестивом американо-еврейском сговоре против мусульманской нации» и последние реалии Иерусалима лишь утверждают его в этом мнении. Выступая в качестве пятничного имама в соборной мечети Тегерана, он достаточно часто позволяет себе грубые нападки на евреев и иудаизм. Так, в одной из пятничных проповедей Хаменеи подробно проанализировал «враждебность евреев по отношению к пророку Мухаммаду на заре ислама». Рассказывая о деятельности евреев в то время, Хаменеи сказал, что они прибрали к своим рукам всю экономику, сосредоточили в своих руках всю духовную жизнь, возвысившись над коренным населением, создав таким образом отношение патернализма и презрения к автохтонам Аравии. Исходя из того, аятолла определил евреев как главных врагов пророка Мухаммада, назвав их деятельность на заре ислама вероломной, а их самих – злоумышленниками. Злобные нападки на евреев и еврейскую общину Ирана делают и другие видные религиозные деятели страны, обладающие значительным авторитетом среди верующих. Вот статья ходжат-оль-эслама Мохаммада-Али Эллахи в авторитетной газете «Эттелаат». Рассуждая о вражде Израиля к исламу, Эллахи приходит к выводу, что она имеет давнишний характер: «По исламским источникам, даже во время зарождения исламской религии…порочная еврейская культура…культура  алчности и  ростовщичества, продажности и предательства, агрессивности и вероломства, сеявшая раздоры и убийства…открыла фронт вражды с исламом». Религиозные авторитеты страны издают даже специальные исламские постановления (фетвы), возбуждающие антиеврейские настроения в иранском обществе. Очередным витком раскручивающейся постоянно в Иране спирали государственного антисемитизма стала фетва популярных  аятолл Фазела Ланкарани и Хасана Санеи о том, что отныне всякий, «кто погибнет в борьбе с сионистским врагом», будет считаться шахидом, отдавшим жизнь борьбе за дело ислама. Естественно, подобные высказывания дают зеленый свет всевозможным антисемитским публикациям. В иранских газетах нередки карикатуры ядовитого антисемитского содержания, появляющиеся как в центральных, так и периферийных изданиях. Их объектами являются не только Израиль или сионизм, но и евреи как нация и последователи одной из трех монотеистическмх религий. Антисемитские мотивы присутствуют даже в почтовых марках, официально выпускаемых Министерством связи ИРИ. На таком фоне вандализм, проявленный в эти дни по отношению к синагогам Шираза не выглядит чем-то экстраординарным.

52.21MB | MySQL:103 | 0,387sec