О санкционной политике США в отношении Ирана

Президент США Дональд Трамп решил и дальше приостанавливать действие односторонних санкций в отношении Ирана, замороженных ранее в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Об этом сообщило в среду информационное агентство Ассошиэйтед Пресс (АП) со ссылкой на свои источники в вашингтонской администрации. По их сведениям, американский лидер примет данное решение уже на этой неделе в связи с достигнутым прогрессом по внесению изменений в американское законодательство, регулирующее участие страны в СВПД. Однако Трамп собирается ввести дополнительные адресные санкции против иранских предприятий и физических лиц. Данные ограничения могут затронуть компании и частных лиц, санкции против которых и были заморожены в рамках СВПД. Источники АП предупредили, что окончательное решение не принято, и глава государства все еще может отклонить соответствующие рекомендации госсекретаря Рекса Тиллерсона, министра обороны Джеймса Мэттиса и своего помощника по национальной безопасности Герберта Макмастера. Агентство подчеркивает, что в администрации и Конгрессе США ведутся «горячие дискуссии» по этому поводу. Во вторник заместитель госсекретаря США по публичной дипломатии и связям с общественностью Стивен Голдстин заявил, что американская администрация рассчитывает в пятницу огласить данное решение о том, что часть американских ограничительных мер против Тегерана следует продолжать сохранять замороженной. СВПД был подписан в Вене летом 2015 года, его участниками, помимо США и Ирана, являются Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия. Договоренность предусматривает, в частности, отказ Тегерана от производства оружейного плутония, сокращение объемов имеющегося у него обогащенного урана в обмен на снятие международных санкций. После того, как Тегеран выполнил свою часть соглашения, что подтвердили инспекции Международного агентства по атомной энергии, предыдущий президент США Барак Обама 16 января 2016 года снял с Ирана санкции, введенные в связи с попытками последнего разработать ядерное оружие. При этом многие другие ограничения, касающиеся, к примеру, баллистических ракет, остались в силе. Однако Трамп 13 октября прошлого года отказался подтвердить Конгрессу выполнение Ираном ядерной сделки. Производить такую сертификацию от президента США требует национальное законодательство. В этой связи надо констатировать две очевидные вещи.

  1. Вашингтон провалился на своем дипломатическом поприще еще раз, на этот раз на очень чувствительном для себя иранском направлении. Долгие разговоры о ракетной иранской программе; демонстрация обломков иранских ракет, запущенных из Йемена по территории КСА, в ООН; попытки связать новый пакет санкций по ракетной программе со сделкой по ИЯП, а также вовремя подоспевшими массовыми волнениями в Иране, судя по всему, провалились. Даем пока оговорку, поскольку ради приличия надо дождаться официального решения в пятницу. В общем-то в очередной раз Вашингтон обнаружил, что он не в состоянии доминировать на мировой арене. И на этот раз путь ему преградил ЕС в первую очередь, который очень жестко и акцентировано предупредил о невозможности ревизии сделки по ИЯП. Очень холодная реакция основных европейских столиц  по вопросу принятия санкционных мер в отношении Тегерана на последнем по времени Совете Безопасности ООН поставила точку в всех политических инициативах США на этом направлении. По крайней мере, на нынешнем этапе. И это не считая неутешительных итогов  турне госсекретаря США Р.Тиллерсона по странам Европы в конце прошлого года. В этой ситуации Вашингтону  оставалось только всеми способами постараться избежать самоизоляции и сохранить лицо. Отсюда и оговорка о внесении санкций в отношении конкретных лиц и организаций ИРИ, что не имеет никакого практического значения. Особенно после того, как Вашингтон поместил иранский КСИР в список террористических организаций. Как мы и сообщали ранее, такой шаг автоматически ставит фактически все иранское государство вне закона. Но одно дел принять закон, а с другой — постараться выполнить его практически. Особенно, когда среди оппонентов такого решения находится на только Россия, Индия и Китай, но и ЕС. Германия указывает на важность достигнутого в Вене соглашения по иранской ядерной программе и намерена добиваться его выполнения. Об этом заявил в четверг министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль перед запланированной встречей с коллегами из Ирана, Франции и Великобритании в Брюсселе. «Венские договоренности по атому не только сдержали кризис на Среднем Востоке, это соглашение считается одним из ключевых элементов глобальной архитектуры нераспространения [атомного оружия]. Для Европы, которая является соседом этого региона, оно является центральным элементом безопасности. Именно поэтому мы совместно с нашими партнерами будем работать в том направлении, чтобы поддерживать и реализовывать  это соглашение. В этом мы чрезвычайно заинтересованы», — приводит его слова пресс-служба МИД ФРГ. Габриэль отметил, что, помимо этого, европейские министры намерены обсудить с Ираном и другие темы, в числе которых роль Тегерана в регионе, а также обстановка внутри страны. Глава внешнеполитического ведомства ФРГ в этом контексте приветствовал слова президента Ирана Хасана Роухани, который признал право народа на выражение протеста в случае, если это не влечет за собой насилие. Оговорки про обсуждение роли Тегерана в регионе и обстановки внутри страны в данном случае надо отнести лишь как к холодному утешению американских партнеров. Никто всерьез обсуждать эти темы в Брюсселе не собирается. Таким образом, Вашингтон снова продемонстрировал неубедительный пиар с малым практическим эффектом.
  2. Рекомендации о заморозке санкций в связи с ИЯП дал своему президенту практически весь ключевой блок силовиков. И ожидать, что Д.Трамп к нему не прислушается, является делом бесперспективным, поскольку по факту это будет означать признание раскола в администрации и отставку ключевых министров. Трампу в его нынешней ситуации противостояния на внутреннем фронте это совсем не надо, тем более, что тогда необходимо приводить в Белый дом совсем уже «отмороженных» политиков типа Дж.Маккейна. В этой связи отметим, что именно силовой блок прекрасно отдает себе отчет в тех угрозах системе национальной безопасности, которые вытекают из одностороннего выхода США из сделки по ИЯП. И это не только обострение отношений с европейскими партнерами, которые все более определенно говорят о выходе из-под американского «зонтика безопасности» путем создания новых объединенных вооруженных сил ЕС, но и негативные последствия для американских военных в тех же Сирии и Ираке, где иранцы имеют сильные позиции и вполне себе смогут спровоцировать волну терактов против американцев, а также серьезно осложнить им жизнь другими способами.
49.51MB | MySQL:115 | 1,376sec