Об изменениях в военно-политической ситуации на севере Сирии

Турецкая военная операция в кантоне Африн кардинально меняет военно-политическую ситуацию на севере Сирии и ставит под удар, прежде всего, американские интересы. Турецкая военная операция  усложняет и без того непростую обстановку на севере САР, где основными игроками являются сирийское правительство, курды из состава «Сил демократической Сирии» (СДС), а также Турция и протурецкие вооруженные формирования («Ахрар аш-Шам», «Нуреддин аз-Зенги», «Лива султан Мурад» и  Сирийской свободной армии (ССА)). Несколько последних месяцев показали, что этим игрокам стало чрезвычайно тесно на одной площадке. Развивающееся в Африне турецкое наступление несет в себе как новые возможности, так и вызовы для российской политики в Сирии.

Обострение обстановки на севере Сирии началось 14 января, когда спикер антитеррористической коалиции, возглавляемой США Райан Диллон объявил о плане США создать на севере Сирии «силы защиты границы» численностью до 30 тысяч человек. К западу от Евфрата основу данных сил должны были составить курдские боевики, а к востоку – представители арабских племенных ополчений. По замыслу американцев, новая структура должна была заняться охраной сирийско-турецкой и сирийско-иракской границы. Одновременно госсекретарь США Рекс Тиллерсон, выступая 19 января в Стэнфордском университете, заявил о том, что военное присутствие США в Сирии не ограничено во времени и преследует три цели. Во-первых, оно будет противодействовать остаткам террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) и не даст ИГ возродиться. Во-вторых, противодействовать усилению Ирана в регионе. В-третьих, содействовать уходу от власти президента Башара Асада. Выступая в Вашингтоне несколькими днями ранее,  Р.Тиллерсон заявил о том, что США не будут принимать участия в восстановлении сирийской экономики и не рекомендуют делать это своим европейским союзникам до отставки Башара Асада.

Планы США создания на севере Сирии подконтрольной им силы, состоящей в основном из враждебных Турции курдских вооруженных формирований, связанных с Рабочей партией Курдистана (РПК) вызвали значительную тревогу в Анкаре. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что в случае, если этот план начнет реализовываться, турецкие войска войдут в кантоны Африн и Манбидж для того, чтобы «задушить террористов в колыбели».  Последовавшая затем турецко-американская дипломатическая перепалка продемонстрировала всю степень недоверия между Вашингтоном и Анкарой. Во вторник 17 января госсекретарь Р.Тиллерсон встретился со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу для того, чтобы успокоить шефа турецкой дипломатии. Он заявил, что силы пограничной безопасности не будут создаваться немедленно и не будут направлены против Турции. Однако М.Чавушоглу отметил, что его страна не доверяет американцам, много раз нарушавшим свои обещания. Он напомнил, что Вашингтон не сдержал своих обещаний по Манбиджу.   Это позволяет говорить о том, что отношения между США и Турцией, в течение 50  лет носившие характер стратегического партнерства, далеко отошли от союзнических.

Между тем, МИД САР выступило с рядом резких заявлений, осуждающих как американские планы сотрудничества с курдами на севере страны, так и турецкую военную операцию в Африне. Заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Микдад отметил, что Дамаск рассматривает любые действия турецких вооруженных сил на севере Сирии как агрессию и нарушение норм международного права и будет сбивать турецкие военные самолеты. Думается, не стоит воспринимать эти заявления за чистую монету. Во-первых, сирийская армия в настоящее время занята наступлением в провинции Идлиб и на какие-то активные действия в Африне у нее просто не хватит сил. Во-вторых, реальная политика Дамаска во многом зависит от России и Ирана. В то же время и Москва, и Тегеран понимают, что с исчезновением курдов как действенной вооруженной силы, рухнет и опора американского присутствия на севере Сирии. Бывший посол Индии в Турции и эксперт по Ближнему Востоку М.К.Бхадракумар пишет: «Если турки преуспеют в разгроме курдов, американцы вынуждены будут уйти из северной Сирии. В Тегеране знают, что если американские войска вынуждены будут уйти из Сирии (их численность сейчас там составляет тысячу человек) американо-израильский план противодействия Ирану рассеется как призрак на восточном базаре».

20 января президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган официально объявил о начале военной операции «Оливковая ветвь» в кантоне Африн. Одновременно премьер-министр этой страны Бинали Йылдырым отметил, что операция будет разделяться на четыре этапа и ее конечной целью является создание 30-километровой зоны безопасности вдоль турецкой границы. По его словам, Россия не имеет возражений против операции в Африне. «Мы работаем над тем, чтобы устранить беспокойство Ирана, а у России возражений по этой теме нет», — заявил Бинали Йылдырым. Он отметил, что «Анкара поддерживает контакт с Дамаском при поддержке Москвы и Тегерана». Необходимо отметить, что до начала операции, 16 января Москву посетили начальник Генштаба  Вооруженных сил Турции генерал Хулуси Аккар и руководитель разведки МИТ Хакан Фидан.

Можно спрогнозировать некоторые последствия турецкой военной операции в Африне. Скорее всего, курды окажут турецкой армии и ее союзникам ожесточенное сопротивление. В этом случае турки завязнут в курдских кантонах и перестанут обращать внимание на ситуацию в Идлибе. В настоящее время сирийские войска уже добились там большого пуспеха, нанося поражение отрядам «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России). 20 января было объявлено о взятии под контроль военного аэродрома Абу-Духур, находившегося с 2015 года под контролем боевиков. Одновременно курды для того, чтобы оборонять Африн перебросят на западный берег Евфрата те вооруженные формирования, которые в настоящее время дислоцируются к востоку от этой реки. В таком случае в руки сирийского правительства перейдут важные нефтеносные и сельскохозяйственные районы в провинциях Ракка и Дейр эз-Зор. В противном случае Сирия станет ущербным государством, в котором наиболее богатые регионы окажутся в руках курдских сепаратистов, подконтрольных США. Один из ведущих американских экспертов по Сирии Джошуа Ландис отмечает в своей статье, опубликованной 15 января с.г., что «Сохраняя Сирию слабой и разделенной, США надеются лишить Россию и Иран плодов своей победы. Вашингтон надеется, что прокурдская политика сможет рычагом влияния США в регионе и поможет сдержать Иран». Иными словами задачей Вашингтона является превратить Сирию для России и Ирана из стратегического актива в неподъемную ношу. В свою очередь главный редактор газеты «Рай аль-Йаум» Абдельбари Атван пишет о том, что американские спецслужбы и Пентагон в Сирии больше доверяют курдам, чем арабам. Это связано с тем, что сотни миллионов долларов, затраченные американцами в 2011-2017 годах на поддержку сирийской вооруженной оппозиции не дали результата. Так или иначе, в настоящее время появляется возможность восстановить территориальную целостность Сирии и при этом удовлетворить турецкие интересы. В то же время с началом турецкой военной операции повышается вероятность возникновения большого интернационального военного конфликта на севере Сирии.

52.23MB | MySQL:103 | 0,535sec