О политике России на афганском направлении

Россия готова предоставить московскую площадку для организации прямого диалога Кабула с представителями движения талибов. Об этом заявила в среду официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Мы будем и далее продолжать оказывать содействие продвижению процесса национального примирения в Афганистане и при необходимости готовы предоставить для контактов представителей Кабула и движения талибов, например, московскую площадку, — отметила она. — Мы неоднократно приглашали и Вашингтон принять участие в многосторонних усилиях в рамках московского формата консультаций по Афганистану в целях создания условий для запуска прямого межафганского диалога, к сожалению, не видим со стороны наших американских коллег стремления содействовать этому процессу». И не увидите. Молиться надо, чтобы такого «диалога» не было бы как можно дольше. Непонятно только, чем мотивируется российская дипломатия в рамках организации такого рода заявлений. Прежде всего, следует ответить себе на вопрос: а для чего нам необходимо такое посредничество и запуск межафганского диалога? Или еще проще — зачем России помогать выбираться из патового положения США, которые выносят в отношении нас бесконечное количество санкций и рестрикций? При этом пресловутый жупел угрозы центральноазиатскому региону из Афганистана в качестве неминуемой агрессии талибов пора бы уже оставить в покое. В условиях нынешней американской экспансии в Афганистан без всякого учета страноведческих и политологических аспектов Москва фактически получает альянс с Исламабадом, Пекином, Тегераном на афганском направлении. Причем без всяких затрат со своей стороны, а только благодаря Вашингтону и его «продуманной» политике. И это обстоятельство (ощущение у всех перечисленных игроков того, что основной угрозой для них в этом регионе являются именно США) исключает по факту любую более или менее внятную экспансию талибов или аффилированных с ними групп в центральноазиатский регион. Но даже, если представить себе на минуту, что такая угроза в реальности существует (а пока ее артикуляция нужна лишь силовым структурам в рамках ОДКБ и различным наднациональным органам в СНГ, которые специализируются на афганском досье, в основном для оправдания своего существования), то именно присутствие США в Афганистане оттягивает все силы талибов и иных радикальных групп именно на это внутреннее направление, а не на внешнее. И это на сегодня главный залог гарантий от вторжений из Афганистана в Центральную Азию радикалов. В этой связи не перестаем умиляться постоянной готовности российской дипломатии подставить американским «партнерам» «плечо», когда их об этом никто не просит. А надо бы не «плечо», а «локоток».
«Последняя линия Вашингтона на наращивание военного присутствия в Афганистане свидетельствует лишь о том, что США по-прежнему делают ставку на силовое решение, хотя развитие событий в этой стране, особенно последнее, доказывает, что этот подход абсолютно несостоятельный», — подчеркнула М.Захарова. И очень хорошо, что «несостоятельный». МИД РФ в принципе надо понять простую вещь: американцы наращивают сейчас свое военное присутствие в Афганистане не для того, чтобы достигнуть там мира и согласия. Это обыкновенная «жертвенная кость» американскому ВПК и Пентагону в рамках осваивания бюджетных денег в обмен на поддержку президента Д.Трампа внутри США. Только и всего. Воевать там всерьез никто не собирается, и в этой связи процессом мирного диалога со стороны американцев и их креатур из Кабула никто всерьез не занимается. В этой ситуации на людей, которые предлагают помочь в этом вопросе, смотрят с жалостью. Присутствие Соединенных Штатов в Афганистане не будет ограничиваться искусственными временными рамками, правила ведения боя в этой республике для американских военнослужащих изменены. Соответствующее заявление сделал во вторник президент США Дональд Трамп, выступая с традиционным посланием «О положении страны»» на совместном заседании Сената и Палаты представителей американского Конгресса. «Наши воины в Афганистане получили новые правила ведения боевых действий. Наряду с их доблестными афганскими партнерами искусственные временные рамки больше не дискредитируют наши вооруженные силы, и мы больше не говорим врагам о наших планах», — отметил он. Очень напоминает по стилистике выступления северокорейских дикторов на телевидении Пхеньяна. Остается за рамками вопрос, как «по новому» американцы собрались воевать, и что это за правила. Правила ведения боя, отметим, прописываются в боевом уставе, и являются константой. А то, что американцы ранее всем рассказывали о том, где они будут наступать, то это их дело. Вообще-то ни в одной армии мира об этом говорить не принято. Более того, за такие разговоры наказывают. Но в данном случае важно в этом заявлении иное: мы никому не будем внутри США говорить, что мы делаем в Афганистане и сколько это стоит. Это основное и главное. И второе. «Распил» бюджета будет продолжаться ровно столько, сколько будет нужно лично Трампу в рамках сохранения на своей стороне военного лобби. Это по поводу «временных рамок», которых ныне нет. Надо отдавать себе отчет, что эпоха Трампа заменяет собой отход от традиционных принципов дипломатии в рамках принципа разделения издержек солидарной позиции с союзниками, разыгрывания каких-то многоходовых комбинаций, и т.п. В этом плане Трамп марксист, поскольку для него политика — концентрированное выражение экономики (причем внутриамериканской в первую очередь), и ничего более этого.
Боевики радикального движения «Талибан» (запрещено в РФ) открыто действуют на 70% территории Афганистана. Об этом свидетельствуют результаты исследования, опубликованные во вторник британской вещательной корпорацией Би-би-си. Согласно ее данным, талибы полностью контролируют 14 районов страны и проявляют регулярную активность, совершая от одного теракта в течение трех месяцев до двух в течение недели — еще в 263 районах. Большинство терактов осуществляется на территории восточной провинции Нангархар (это как раз зона действия прокатарского «Исламского государства»). Еще 122 района находятся под контролем правительства, однако также подвергаются атакам боевиков. Не совсем точно. Эти 122 района также контролируются боевиками, но при условии, что в административном центре района сидит практически в осаде гарнизон. По каким-то причинам талибы полагают, что громить его пока не надо. Скорее всего, в силу того что назначенец из центра в виде начальника районной администрации просто откупается от них. И зачем России в этой в общем-то критичной ситуации помогать США искать пути мирного урегулирования? Тем более, что они сами не хотят его искать.

52.26MB | MySQL:103 | 0,450sec