Уйдут ли КСИР и другие силовые структуры из иранской экономики?

21 января министр обороны Ирана Амир Хатами сделал заявление о том, что получил от верховного лидера страны великого аятоллы Али Хаменеи указание для армии и  КСИР «прекратить деятельность в сферах экономики, лежащих вне зоны их ответственности». Обращает на себя внимание то, что данное заявление было сделано после январских социальных протестов января 2018 года, проходивших в десятках иранских городов. Между тем, Корпус стражей исламской революции (Сепах-э-пасдаран) занимает чрезвычайно сильные позиции в наиболее значимых секторах иранской экономики и до недавнего времени руководимые им компании достаточно успешно справлялись со своими хозяйственными функциями.

Официальным подразделением КСИР является корпорация «Хатам аль-Анбия», сыгравшая значительную роль в восстановлении экономики страны после ирано-иракской войны 1980-1988 годов. В ее состав входят строительные, нефтедобывающие, газодобывающие и нефтехимические компании. Особенно велика роль корпорации в газовом секторе Ирана, где, по признанию иранских аналитиков, она держит контрольный пакет. Финансовые интересы КСИР обслуживает «Сепах-банк». По некоторым данным, годовой оборот предприятий КСИР оценивается в 12 млрд долларов. В настоящее время «Хатам аль-Анбия» осуществляет 750 правительственных контрактов в области нефтепереработки, газодобычи и инфраструктуры. Кроме интересов, связанных с этой корпорацией, КСИР осуществляет и другие экономические проекты. Так, КСИР владеет контрольным пакетом акций «Бахман групп», занимающейся сборкой в Иране автомобилей «Мазда». В 2010 году произошла сделка по покупке предприятиями КСИР пакета акций крупнейшей телекоммуникационной компании «Мобин» ни сумму 7,8 млрд долларов. По данным иранского экономиста Бижана Хаджепура, экономические подразделения КСИР дают до 15% иранского ВВП.

Следует отметить, что такая ситуация началась не с момента создания Исламской Республики. В правление аятоллы Хомейни КСИР был чисто силовой структурой, не осуществляя никаких хозяйственных функций. Проникновение Сепах-э-пасдаран в народное хозяйство ИРИ началось после окончания ирано-иракской войны, когда президент Али Акбар Хашеми-Рафсанджани в 1981 году обратился к руководству КСИР с просьбой помочь в восстановлении экономики страны. Затем руководство КСИР и в меньшей степени армии вошло во вкус и приняло активное участие в приватизации. Следует отметить, что приватизация государственных предприятий в Иране с самого начала имела свои особенности. Старт приватизационным процессам был положен в 2001 году. В 2006 году Али Хаменеи подписал поправку к 44 статье конституции ИРИ, облегчающую продажу государственных предприятий в Иране. Целью приватизации в Иране было освободить государство от лишних расходов и передать предприятия эффективным частным собственникам, но практика последующих лет показала, что реальность оказалась далекой от планов, составленных в высоких кабинетах Тегерана.

По данным Иранской организации по приватизации (IPO), всего за 16 лет было продано активов на 108 млрд долларов, 61% из них был продан через биржи ценных бумаг. 48% акций прошло через Тегеранскую биржу ценных бумаг (ТБЦБ) и 13% — через «Техран Фара Бурс». На деле же получилось, что большая часть этих активов попала в руки громоздких госкомпаний, полугосударственных исламских фондов (боньядов) и силовых структур. Одновременно по инициативе президента Махмуда Ахмадинеджада акции на 9,48 млрд долларов были переданы «народу» в качестве «доли справедливости». Значительная часть была куплена по дешевке пенсионными фондами. Председатель комиссии Меджлиса по экономике Мохаммад Реза Пурэбрахими считает, что «ситуация с приватизированными предприятиями  сложилась гораздо хуже, чем до их продажи». По его данным, 25% предприятий перешли в собственность Организации  отставных гражданских служащих, 15% — в Фонд страхования крестьян, фермеров и кочевников, 25% — в Организацию социального страхования.

Кстати, предприятия, контролируемые силовыми структурами также принадлежат им не напрямую (кроме компании «Хатам аль-Анбия», активной в нефтегазовом и нефтехимическом секторах и строительстве и непосредственно подведомственной КСИР), а опосредованно.  Например,  телекоммуникационная компания «Мобин»  и ряд других активов находятся в управлении Боньяд-э таавон-Сепах (Фонда кооперативов КСИР), а значительная часть активов вооруженных сил – в распоряжении Инвестиционной организации социального благосостояния военнослужащих ( SATA). Разумеется, эти организации находятся в «серой зоне» экономики, пользуясь налоговыми льготами и имея непрозрачное управление.

Этими факторами активно пользуется команда президента Хасана Роухани, представляющего новую иранскую буржуазию, пытающаяся вытеснить КСИР из наиболее доходных отраслей экономики. В этой связи характерно выступление Х.Роухани в октябре 2016 года с нападками на КСИР как на «государство с пушками», распоряжающееся львиной долей доходов страны.

Мотивы недавнего указания Али Хаменеи достаточно понятны. Во-первых, это желание вывести значительную часть иранской экономики из-под санкций. Ведь компании и предприятия, находящиеся под контролем КСИР точно не привлекут внимание иностранных инвесторов и партнеров. Во-вторых, попытка предотвратить коррупцию уже в рамках самого КСИР. Понятно, что управление огромными финансовыми потоками всегда порождает большие соблазны. КСИР желательно уберечь от участия в финансовых преступлениях, ведь это «святая святых» системы исламского правления. Однако практически это сделать будет довольно сложно. Зачастую предприятия КСИР имеют финансовые, технические и человеческие ресурсы, которыми не располагает частный бизнес в Иране. Например, строительством трубопроводов занимается компания «Хатам аль-Анбия», и на этом поприще внутри Ирана никто не может с ней конкурировать.

Одним из последствий массовых протестных выступлений первой половины января 2018 года является стремление различных политических группировок и фракций ИРИ обратить эти события себе на пользу. Этим заняты и консерваторы, и реформаторы и фракция Роухани. Пока по всем очкам проигрывает президент Роухани. Об этом свидетельствует, в частности, недавнее голосование в Меджлисе по поводу принятия бюджет ИРИ (финансовый год в стране начинается после новогоднего праздника Новруз в конце марта). Первый раз в истории ИРИ парламент отверг бюджет, предложенный президентом. При этом 120 депутатов проголосовали против проекта бюджет и только 83 – за. В бюджете были заложены либеральные монетаристские положения о прекращении выплат субсидий (от 50 до 150 долларов на семью), которыми пользуются 33 млн иранцев, прекращение субсидий на газолин, снятие налоговых льгот для иранцев с низкими доходами, в частности для учителей. По мнению депутата Меджлиса Мехрдада Лахути, такие меры могу вызвать социальные потрясения в стране.

Последние дебаты вокруг иранской экономики доказывают, что в  Иране назревает социально-экономический кризис. Он объясняется несколькими факторами. Во-первых, проводимыми правительством ИРИ либеральными реформами и углубляющимся социальным расслоением. Бунт обманутых вкладчиков ( а таковых в Иране оказалось 2,5 млн) показал, что терпение беднеющего иранского среднего класса на исходе. Во-вторых, несбывшимися ожиданиями от подписания СВПД. Как известно, команда Роухани обещала после этого мгновенный подъем экономики и благосостояния иранцев, чего, как мы видим, не произошло. В то же время, как показывает история ближневосточных (и не только) стран, нет ничего опаснее обманутых надежд.

52.27MB | MySQL:103 | 0,457sec