О заявлении главы ПНА Махмуда Аббаса об отношениях с Израилем

На сегодняшний день Палестинская национальная администрация (ПНА), возглавляемая движением ФАТХ, представляет собой государственное образование, претендующее на признание его независимости в качестве арабского государства Палестина и контролирующего часть своей заявленной территории, если под таковой подразумевать Западный берег (Иудею и Самарию, пользуясь израильской терминологией). Помимо Западного берега, ПНА претендует также на сектор Газа и на Восточный Иерусалим. Однако первый фактически представляет собой отдельное государственное образование, целиком контролируемое ХАМАСом, а второй – полностью контролируется Израилем и является частью его столицы. Помимо претензий на государственную независимость, ПНА располагает большим бюрократическим аппаратом и достаточно многочисленными вооруженными (в соответствии с Норвежскими соглашениями середины 90-х годов прошлого века, являющимися юридической основой существования ПНА, формально полицейскими) силами.

Как ПНА, так и сектор Газа в экономическом отношении очень сильно зависят от Израиля. Достаточно упомянуть о том, что значительную часть ее доходов составляют налоги, которые израильтяне взимают с работающих на израильских предприятиях и стройках палестинских арабов, и регулярно переводят ПНА. В дополнение к этому, несмотря на враждебную риторику, ПНА (в отличие от ХАМАСа в секторе Газа) тесно сотрудничает с Израилем в военной сфере. Это сотрудничество именуется «координацией».  Оно двустороннее и, естественно, идет на пользу и израильтянам, но что касается ПНА, то для нее оно просто необходимо. Практически безальтернативно. Во-первых, территория, контролируемая ПНА, не является сплошной и не имеет выхода к государственной границе (в отличие от сектора Газа, контролируемого ХАМАСом). Без сотрудничества с ЦАХАЛом в той или иной форме ни чиновники, ни полицейские ПНА, ни даже представители ее высшего руководства не смогут не только выезжать за границу, но даже перемещаться из одного контролируемого ею на Западном Берегу анклава в другой. Во-вторых, учитывая постоянное противоборство между ФАТХом и ХАМАСом, власти ПНА постоянно находятся под угрозой захвата власти в палестинских анклавах на Западном берегу исламистами точно так же, как это произошло десятилетие назад в секторе Газа. Поддержка ЦАХАЛа и ШАБАКа в борьбе против инфраструктур ХАМАСа на Западном берегу крайне необходима властям ПНА. К этому следует добавить, что под гражданским контролем ПНА, согласно Норвежским соглашениям, находятся, помимо зон А (полный контроль ПНА), также зоны В, военный контроль в которых осуществляется ЦАХАЛом. Излишне говорить о том, что в этих зонах без согласования с израильтянами или, хотя бы без их молчаливого согласия ПНА не сможет выполнять никаких властных функций.

Несмотря на все выше изложенное, согласно сообщению новостного агентства ПНА «Вафа», исполнительный комитет контролируемой ФАТХом Организации освобождения Палестины (ООП) потребовал на своем заседании, прошедшем в субботу в Мукате в Рамалле, создать высшую комиссию для наблюдения за выполнением специального решения ЦК ООП о замораживании признания Государства Израиль вплоть до тех пор, пока оно не признает независимого палестинского арабского государства в так называемых «границах 1967 года (то есть на всех тех территориях бывшей британской подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль, которые контролировались в 1949-1967 гг. Иорданией и Египтом) и не заморозит строительство в еврейских поселениях (под этим термином подразумеваются не только еврейские поселения Иудеи и Самарии/Западного берега, но и еврейские кварталы Восточного Иерусалима) и не отменит «аннексии Иерусалима». На этом основании уже вечером в субботу председатель ПНА Махмуд Аббас, являющийся одновременно председателем ООП, попросил правительство ПНА подготовить программу разрыва всех связей с Израилем.

В свете выше изложенного трудно представить себе, как может выглядеть полный разрыв связей между ПНА и Израилем. Надо полагать, что речь идет об очередной демонстративной антиизраильской акции властей ПНА, каких уже было немало с тех пор, как президент США Дональда Трамп объявил об официальном признании Иерусалима столицей Государства Израиль.

В этом контексте уместно упомянуть о том, что в минувший четверг в израильских СМИ появились сообщения, согласно которым Махмуд Аббас намерен обратиться не позднее конца февраля к Совету Безопасности ООН  с просьбой об официальном признании независимого палестинского арабского государства. Для этого ему придется попросить помощи у руководства одного из государств-членов СБ ООН с тем, чтобы оно подало соответствующее предложение. Согласно сообщениям израильских СМИ, МИД Израиля уже начал работу, направленную на то, чтобы не допустить проведения голосования по данному предложению. Если это не удастся, израильтяне намерены попытаться мобилизовать большинство против резолюции, основанной на предложении ПНА. Правда, в израильском МИДе осознают, что шансы на мобилизацию такого большинства невелики. Поэтому представляется весьма вероятным, что в качестве последнего средства израильтянам придется снова полагаться на то, что США воспользуются своим правом вето и не допустят принятия антиизраильской резолюции Советом Безопасности.

Уместно упомянуть и о том, что незадолго до заседания исполкома ООП председатель ПНА Махмуд Аббас выступил на встрече в верхах представителей африканских государств, которая состоялась в столице Эфиопии Аддис-Абебе. В своем выступлении он коснулся вопроса о решении президента США Дональда Трампа официально признать Иерусалим столицей Государства Израиль. «Уже десятки лет мы выступаем за мирный вариант разрешения конфликта, — сказал в частности Махмуд Аббас, — Однако это решение американского президента Трампа относительно Иерусалима превратило Соединенные Штаты в государство, идентифицирующее себя с Израилем, и тем самым лишило его возможности быть посредником в мирном процессе. Поэтому Вашингтон не способен предложить честное и справедливое решение для достижения мира на Ближнем Востоке». Далее лидер ПНА и ООП призвал в своей речи все государства мира не открывать своих дипломатических представительств в Иерусалиме, а действовать в этом вопросе в строгом соответствии с 478-ой резолюцией Совета Безопасности ООН, касающейся статуса Иерусалима.

Подводя итог, следует сказать, что подобные шаги руководства ПНА выглядят весьма патетично и свидетельствуют о том, что оно находится после иерусалимской декларации президента Дональда Трампа в определенном смысле в тупике, выхода из которого пока не видно.

52.18MB | MySQL:103 | 0,455sec