Турция — Израиль: по пути укрепления военного сотрудничества

Турция обладает второй по численности и боевой мощи армией НАТО. Ежегодные объемы продаж на турецком рынке вооружений составляют от 3 до 5 млрд долларов. На нынешнем этапе осуществляется утвержденная в 1997 г. программа модернизации вооруженных сил, в рамках которой армии и Аппарату оборонных отраслей промышленности министерства национальной обороны Турции выделено до 2007 г. 27 млрд долларов. В соответствии же с перспективным планом по реализации данной программы на нужды модернизации армии в целом до 2020 г. планируется выделение 150 млрд долларов.

С 1985 г. проводится линия на развитие национальной оборонной промышленности, предусматривающая совместное или лицензионное производство вооружений и военной техники (ВВТ) вместо их массовых закупок за рубежом. Турецкий военно-промышленный комплекс за двадцать лет своего развития добился серьезных успехов. На его базе производится 20% ВВТ, состоящих на вооружении турецкой армии. Построено четыре фрегата, восемь подводных лодок, собрано более 250 боевых самолетов F-16, около 60 военно-транспортных самолетов СN-235, тридцать вертолетов «Кугар», более трех тысяч боевых бронированных машин, а также другой основной и вспомогательной продукции военного назначения.

К особенностям развития турецкого ВПК можно отнести и финансирование большинства указанных программ за счет средств внебюджетного Фонда развития отраслей военной промышленности, предоставление лицензии исключительно на конкурсной основе, а также высокий уровень культуры производства на создаваемых объектах за счет их сертификации под стандарты НАТО.

Ведущие позиции на турецком рынке вооружений традиционно занимают США, Англия, Франция и Германия. В последние годы отмечается активность российских, болгарских, румынских и украинских компаний. В структуре военно-технических связей Турции с другими странами особое место занимает Израиль. В декабре 1996 г. было подписано чрезвычайно важное Соглашение о сотрудничестве в военной области. В дополнение к этому базовому Соглашению было подписано 12 протоколов по различным направлениям взаимодействия в этой сфере. Эксперты полагают, что эти документы заложили прочную правовую базу военно-технических связей, и израильские компании с каждым годом заявляют о себе все более весомо на турецком рынке вооружений. Военно-политическое руководство Израиля, принимая во внимание емкость и перспективность турецкого рынка вооружений, рассматривает военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Турцией в качестве одного из важнейших направлений в отношениях двух стран.

В подтверждение этого тезиса приведем высказывание директора Агентства по экспорту вооружений при министерстве обороны Израиля Йоси Бен-Ханана, сделанное в августе 2004 г. «Турция является для нас очень важным рынком, причем не только с экономической точки зрения, но прежде всего в силу исключительной роли, которую эта страна играет в нашем регионе. Турция имеет более протяженную границу с Сирией, чем Израиль. Кроме того, Турция, в отличие от Израиля, граничит с Ираком и Ираном. Мы стремимся к тому, чтобы иметь максимально хороший уровень отношений в политической, экономической областях, в промышленности, сельском хозяйстве и, конечно, в военно-технической сфере. Когда речь заходит об обороне, я бы сказал, что характер наших взаимоотношений с Турцией в этой области основан на концепции взаимности. Я не могу сказать, что мы достигли тотального успеха на турецком рынке, но мы преуспели в некоторых областях. Мы заинтересованы в том, чтобы и далее предлагать Турции заманчивые варианты и таким образом продолжать наше сотрудничество».

Думается, чтобы подчеркнуть взаимную востребованность рынков ВВТ Турции и Израиля, необходимо также указать на некоторые особенности израильской оборонной промышленности. Идея ее создания и первоочередная задача этой отрасли состоит в том, чтобы разрабатывать и производить ВВТ для вооруженных сил Израиля. Именно поэтому эта промышленность в целом остается на 75% государственной и только 25% принадлежит частому сектору. Исходя из этого, большая часть ВВТ производится по оперативным требованиям ВС Израиля. Однако закупки за счет текущего оборонного бюджета составляют не более 25% продукции «оборонки» страны. По мировым стандартам, соотношение 25 процентов поставок на внутренний рынок и 75 процентов — на экспорт классифицируется как несбалансированное.

Тем не менее на нынешнем этапе такое соотношение устраивает Израиль, так как это в определенной мере говорит о конкурентоспособности израильской «оборонки» на зарубежных рынках ВВТ, особенно в сферах наукоемких технологий, а также позволяет ей весомо фигурировать в доходной части бюджета страны. Так, в 2000 г. ОПК Израиля подписал контракты на 2,48 млрд долларов, в 2001 г. — на 2,58 млрд, в 2002-м — на 4 млрд, в 2003-м — на 3,02 млрд, в 2004-м — на 3,9 млрд долларов.

Существенный пай (специалисты полагают, 20–35%) в этих контрактах принадлежит Турции. Израиль добился значительных успехов на турецком рынке вооружений в сфере модернизации авиационного парка вооруженных сил Турции, а именно: самолетов F-4 и F-5. За счет исключительно высокой конкурентоспособности своего предложения Израиль сумел получить контракт на модернизацию танков М-60. Напомним, что этот контракт был подписан еще в 2002 г. Однако из-за различных технических и политических (смена правительства в Турции) причин его реализация затягивалась. В конце 2005 г. израильские инженеры приступили к выполнению масштабной модернизации танкового парка турецких ВС.

В результате модернизации старые танки М-60 американского производства по ряду характеристик будут соответствовать израильским танкам «Меркава-4» последнего поколения. В частности, от «Меркавы» к турецкому танку перешли система управления огнем, механизм поворота башни, комплекты навесной брони, силовая установка и 120-миллиметровая пушка. Программу модернизации М-60 специально для Турции подготовили израильские инженеры из компаний Israel Military Industries (IMI) и Elbit Systems. Ее стоимость составляет 688 млн долларов. Всего будет модернизировано 170 танков. Производство некоторых компонентов для будущих модернизированных танков начнется во второй половине 2006 г., а выпуск новых машин — с начала 2007 г. Турецкие ВС получат все 170 модернизированных М-60 до 2009 г.

В настоящее время в Турции идут испытания одного прототипа будущего танка. Второй опытный экземпляр, изготовленный израильтянами, проходит испытания на полигоне в Израиле. По имеющимся сведениям, успешно на нынешнем этапе проходят переговоры и по закупкам израильских бронетранспортеров «Ахзари».

В апреле 2005 г. стороны подписали договор о продаже Турции израильских беспилотных самолетов-разведчиков «Херон» дальнего радиуса действия. Самолеты поставят израильские предприятия авиационной промышленности, а системы связи и мониторинга — корпорация Elbit. Сделка оценивается в 200 млн долларов. В этот же период состоялся обмен представительными делегациями министерств обороны и генеральных штабов ВС двух стран. Специалисты оценили эти переговоры в 1,5 млрд долларов. Именно такую сумму составили в принципе согласованные новые двусторонние проекты в области военно-технического сотрудничества.

Взаимовыгодность этих проектов и готовность сторон к их реализации была подтверждена в ходе визита в Анкару в декабре 2005 г. начальника генерального штаба Армии обороны Израиля генерал-лейтенанта Д. Халуца. Этот визит состоялся через несколько дней после того, как в Израиле побывал командующий военно-воздушными силами Турции Ф. Комерт. А завершил план турецко-израильских военных контактов в 2005 г. визит в Израиль командующего военно-морскими силами Турции Йенера Караханоглу. Кроме согласования плана реализации ряда двусторонних проектов в военно-технической области, Турция и Израиль договорились о продолжении совместных военных учений под кодовым названием «Reliant Mermaid» («Уверенная сирена») с использованием разведывательных спутников.

Здесь, думается, необходимо подчеркнуть, что турецко-израильское военное сотрудничество на нынешнем этапе расширяется не только по причине взаимной востребованности двух стран в этой области и технологической ценности предложений израильского ВПК. Важную роль в этом процессе играет так называемый синдром «враждебного окружения», характерный и для Турции, и для Израиля, который, принадлежа к демократическим странам, тем не менее, зачастую, выдерживается ими на расстоянии.

Турция за последние три года активной разновекторной внешней политики сумела во многом если не избавиться от этого синдрома, то в значительной степени снизить уровень зависимости от него. Анкара значительно укрепила свои позиции в мусульманских международных организациях, прежде всего в ОИК. В отношениях с Сирией произошел прорыв, которого не ожидали даже самые большие оптимисты и сторонники углубления турецко-сирийский связей. Обмен визитами на высшем уровне в 2004 и 2005 гг. позволил говорить о стабильном и динамичном развитии сотрудничества между Турцией и Сирией, которые еще всего несколько лет назад находились на грани войны. Кроме того, были сделаны определенные подвижки в двусторонних отношениях Турции с Ираном, Грецией и Болгарией.

Эти успехи Анкары повышают значимость роли Турции в двустороннем турецко-израильском партнерстве. Если в середине 90-х гг. его формирование проходило под девизом «объединения усилий против общих врагов», то сегодня Турция все увереннее берет на себя уже роль посредника между Израилем и противостоящими ему исламскими странами, в том числе Сирией. Накануне своего визита в мае 2005 г. в Израиль Р. Эрдоган заявил, что «Турция создана именно для такой роли».

Наряду с этим, развитие событий в регионе подтверждает, что интересы Турции, Израиля и их основного союзника на Ближнем Востоке — США далеко не во всем совпадают. Один из примеров — наложенное на Турцию под давлением Греции эмбарго США на поставки тяжелой боевой техники, а также позиция Вашингтона по вопросу о боевиках Рабочей партии Курдистана (РПК) и ситуация в Северном Ираке. Необходимо отметить и эволюцию израильской позиции по послевоенному обустройству Ирака, которая за последний год существенно сблизилась с позицией Турции, что идет в разрез с пониманием этого процесса в Вашингтоне. Для Анкары это очень важный вопрос, и Израиль как дополнительный союзник в его решении представляет для турецкой стороны повышенный интерес. Для Израиля же значимым является процесс ужесточения позиции Анкары по иранской ядерной программе и возможность обсуждения этого вопроса в двусторонних переговорах.

Следует указать еще на одну область, конкретное и результативное взаимодействие в которой способствует расширению связей двух стран и по военной линии. 24 декабря 2003 г. Турция и Израиль подписали очень важный документ — Соглашение о совместной борьбе с террором. Документ предусматривает обмен разведывательной информацией между Израилем и Турцией, разработку совместных антитеррористических методик и проведение совместных учений пограничных подразделений. Соглашение вызвало резкую негативную оценку в ряде исламских стран и было названо поводом для проведения репрессивных акций в Турции, в частности, против курдов. Тем не менее обе стороны охарактеризовали турецко-израильское Соглашение как «беспрецедентный шаг в плане придания двусторонним отношениям официального статуса в войне с терроризмом и создания эффективного механизма для продолжения сотрудничества». Высокий уровень доверия сторон в этой тонкой специфической сфере, который был подтвержден рядом конкретных совместных операций, также оказывает позитивное влияние на сотрудничество в военной сфере.

Углубление турецко-израильского сотрудничества по военной линии, являясь важной составной частью всего комплекса двусторонних отношений, становится важным фактором региональной политики. Развитие этого выгодного для обеих сторон процесса в перспективе будут теперь на равных определять обе страны. Важным моментом является то, что влияние на него Вашингтона, прежде всего из-за ощутимых провалов в Ираке, оставаясь довольно значительным, будет постепенно уменьшаться.

62.88MB | MySQL:102 | 0,826sec