О военной ситуации в Сирии (3 — 10 февраля 2018 г.)

По данным российской и турецкой частей представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 96 нарушений режима прекращения огня. Это несколько превышает показатель предыдущей недели (88). Как и раньше, российская часть фиксировала нарушения главным образом в провинциях Алеппо и Латакия, турецкая – в провинциях Дамаск и Идлиб.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра»/ «Джебхат Фатх аш-Шам»/ «Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Идлиб, Хама.

4 февраля группировка «Тахрир аш-Шам» взяла на себя ответственность за уничтожение российского штурмовика Су-25. Соответствующее заявление сделал командир батальона ПВО группировки Махмуд ат-Туркомани. Его боевой псевдоним говорит, что речь идет о туркомане со всеми вытекающими из этого факта выводами.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Дамаск, Идлиб, Хама, Хомс.

7 февраля самолеты  ВВС Израиля из воздушного пространства над Ливаном нанесли удар по сирийским военным объектам, находившимся в сельской местности в провинции Дамаск.

10 февраля самолет ВВС Израиля сбил над территорией этой страны иранский беспилотник, запущенный с территории Сирии. Затем самолеты ВВС Израиля атаковали иранские объекты, в том числе место запуска беспилотника, на территории Сирии. Огнем ПВО Сирии один истребитель F-16 был сбит. Он упал на территории Израиля. Пилотам удалось катапультироваться.

10 февраля израильские военные сообщили, что в результате действий самолетов ВВС Израиля поражены 12 иранских и сирийских объектов на территории Сирии. В тот же день Израиль потребовал немедленного удаления иранских подразделений, формирований ливанского движения «Хизбалла» и других шиитских группировок из южной зоны деэскалации в Сирии.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов в ряде провинций страны.

На северо-востоке провинции Хама сирийские войска в боях с формированиями ИГ 4 февраля установили контроль над деревнями Абу аль-Косур, Талихан, Абу аль-Касур, Таль Талихан и Маасаран.

Там же в боях против формирований ИГ сирийские военные к 6 февраля выбили джихадистов из 10 деревень. К исходу 7 февраля ИГ контролировало в Хаме участок местности площадью 250 кв. км на северо-востоке провинции и маленький анклав на юго-западе провинции.

9 февраля командование сирийской армии объявило о полном изгнании боевиков ИГ из провинций Хама и Алеппо.

В течение недели развивалась турецкая операция «Оливковая ветвь» против курдского кантона Африн на севере провинции Алеппо, начатая 20 января.

4 февраля турецкий Генштаб объявил об уничтожении 900 курдских бойцов в ходе операции. 5 февраля он же признал самые большие турецкие потери.

В боях за курдский кантон Африн 6 февраля курды нанесли артиллерийский удар по турецким солдатам, обустраивавшим блок-пост. В результате удара погиб 1 турецкий военнослужащий, 6 получили ранения.

Там же 6 – 7 февраля шли ожесточенные бои между курдскими и протурецкими формированиями, в ходе которых ряд деревень по несколько раз переходил из рук в руки.

8 февраля курдские формирования атаковали протурецкие отряды в районе Болбол, восстановив некоторые из утраченных ранее позиций. Тем не менее в том же районе турецким войскам и протурецким формированиям удалось установить контроль над высотой Аль-Хавез. К этому времени, согласно турецким данным, курдские формирования потеряли убитыми 1028 человек.

9 февраля курды распространили видеоролик уничтожения очередного турецкого танка. Танк М-60 был уничтожен с помощью ПТУР.

9 февраля протурецкие силы взяли деревни Насрия и Дакан.

10 февраля курдам удалось сбить турецкий вертолет. Двое находившихся на его борту пилотов погибли. Всего за 10 февраля погибли 11 турецких военнослужащих.

В провинции Дамаск в Восточной Гуте 6 февраля сирийские войска отбили атаку боевиков группировок «Тахрир аш-Шам» и «Ахрар аш-Шам» на свои позиции между Харастой и Арбином. Затем они перешли в быструю контратаку, в результате которой овладели несколькими позициями боевиков в Арбине.

В провинции Идлиб 4 февраля сирийские войска перерезали основную автодорогу, по которой осуществлялось снабжение боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» в городе Саракиб.

На юге провинции 6 февраля сирийские войска выбили боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» из деревень Кайтал, Хирбет Морадиш, Расм Машааль, Албу Товейша и Казила.

6 февраля отмечено прибытие российских военных на авиабазу «Абу Духур» с целью ее подготовки к использованию по предназначению. В районе авиабазы примерно в это же время боевики группировок «Тахрир аш-Шам» и «Исламской партии Туркестана» предприняли массированную атаку на позиции сирийских войск и даже взяли город Аджаз близ Синджара. После того, как к месту прорыва были направлены подкрепления, контроль над Аджазом был восстановлен.

К 8 февраля стало очевидно, что сирийским войскам удалось отразить наступление боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» на авиабазу «Абу Духур».

На востоке провинции Хомс в районе Аль-Моайзалия близ границы с провинцией Дейр эз-Зор 9 февраля шли ожесточенные бои между правительственными силами и формированиями ИГ, ранее отступившими в этот район из Дейр эз-Зора.

7 февраля резко обострилась ситуация в провинции Дейр эз-Зор.

8 февраля Центральное командование Пентагона сообщило, что днем ранее сирийские проправительственные силы атаковали штаб формирований Сил демократической Сирии» (СДС), находившийся в 8 км от согласованной линии предотвращения конфликтов по реке Евфрат. В момент атаки при штабе находились военнослужащие международной коалиции. «Для защиты коалиционных и партнерских сил коалиция нанесла удары по атакующим силам, чтобы отразить акт агрессии против партнеров, участвующих в борьбе с ИГ», — отмечалось в сообщении. В результате ударов погибли до 100 бойцов проправительственных сил. Удары  были прекращены после того, как проправительственные силы вернулись на свою сторону к западу от линии разграничения.

По американской версии, Пентагон предупредил российскую сторону о готовившихся ударах по проправительственным формированиям.

8 февраля Минобороны РФ сообщило, что сирийские ополченцы, попавшие под удар коалиции, не согласовали свою операцию с российским командованием в Сирии.

На западе провинции Дераа в районе Хавз аль-Ярмук 9 февраля отмечались ожесточенные бои между формированиями ИГ и Свободной сирийской армии (ССА), в которых стороны потеряли до 30 человек убитыми.

В горных районах на севере провинции Латакия в течение 8 и 9 февраля шли ожесточенные бои между правительственными силами и отрядами туркоманов, примкнувших к группировке «Тахрир аш-Шам».

Главным итогом недели стало уничтожение последних оплотов ИГ в провинциях Хама и Алеппо, куда джихадисты просочились после поражения в провинции Дейр эз-Зор, воспользовавшись тем, что основные правительственные силы были брошены в провинцию Идлиб для борьбы против «Тахрир аш-Шам». Как представляется, на очереди другой оплот ИГ, находящийся в пустынной местности на границе провинций Хомс и Дейр эз-Зор.

52.19MB | MySQL:103 | 0,567sec