Ирак: репатриация беженцев набирает обороты

Судя по последним докладам работающих в Ираке международных гуманитарных организаций, процесс репатриации беженцев – как внутренне перемещенных лиц, так и мигрантов – постепенно набирает обороты. С февраля 2018 года можно констатировать коренной перелом, когда впервые с начала иракского гуманитарного кризиса в 2013 году количество вернувшихся в места постоянного проживания иракцев превысило число внутренне перемещенных лиц.

Так, по данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) и Международной организации миграции (МОМ), на конец января текущего года число репатриантов достигло рекордных 3.2 млн человек. При этом, количество внутренне перемещенных лиц в Ираке составляет 2.6 млн человек. Основные перемещения, разумеется, зафиксированы в недавно освобожденных от Исламского государства провинциях Анбар, Найнава и Салах эд-Дин, куда вернулось 82% всех репатриантов. В этих трех провинциях базируется 86% всех внутренне перемещенных лиц. Как подчеркивает правительство Ирака в специально выпущенном бюллетене от 11 января, репатриация носит исключительно добровольный характер. Это, действительно, подтверждается мониторинговыми службами гуманитарных организаций, работающих в поле. По их оценкам, главным мотивирующим фактором для начавшейся на старте 2018 года массовой репатриации стало существенное улучшение условий безопасности и налаживание базовых коммунальных услуг и централизованных функций, позволяющих населению восстановить социально-экономическую активность и основные источники дохода.

В то же время, эксперты ООН констатируют, что репатриация не везде проходит гладко и носит безопасный характер. В некоторых освобожденных от «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) районах Ирака по-прежнему имеются заминированные участки, представляющие угрозу жизни, а в других до сих пор не восстановлены базовые коммунальные службы. Также следует учитывать фактор привязанности внутренне перемещенных лиц на протяжении нескольких лет к местам временного проживания, в том числе с учетом дотационной составляющей. Не все беженцы настроены на возвращение, особенно уязвимая категория (женщины, дети), рассчитывая на устойчивое продолжение такого статуса, предусматривающего безвозмездную гуманитарную помощь от государства и международных организаций. Кроме того, в ряде случаев – в контексте чувствительного этнического фактора и хрупкого на сегодня баланса в политической сфере – беженцы сопротивляются возвращению в прежние районы проживания. В частности, речь идет о курдско-арабских противоречиях и условиях пребывания арабского населения в Иракском Курдистане. Например, с учетом большой группы находящихся в этом регионе внутренне перемещенных лиц арабского происхождения, которых федеральное правительство в Багдаде желает в целях консолидации переселить оттуда в более лояльные регионы. В этой связи, в целях оказания на них дополнительного давления, федеральное правительство Ирака в лице Министерства образования распорядилось в конце января с.г. закрыть навсегда в курдском регионе все школы на арабском языке для внутренне перемещенных лиц (160 тысяч школьников и 8 тысяч преподавателей в 416 школах). Это решение может повлиять на массовое переселение из курдских районов внутренне перемещенных лиц арабского происхождения. ООН и неправительственные организации предпринимают попытки уговорить федеральные власти пересмотреть такой вердикт, указывая Багдаду на важность сохранения международных гуманитарных принципов, в том числе принципа добровольной репатриации.

Отдельного внимания требует ситуация в провинции Хавиджа, где после завершения в январе с.г. контртеррористической операции против остатков ИГ гуманитарный доступ был снова открыт и была также зафиксирована массовая репатриация беженцев. Несмотря на возобновление гуманитарной интервенции и поставок с конца января значительных грузов с продовольствием, медикаментами и питьевой водой, ситуация в сфере безопасности остается серьезной и наличие мин и других взрывных веществ является серьезным препятствием, блокирующим возвращение населения в эту провинцию.

Думается, правительство в Багдаде твердо настроено на продолжение наметившегося в начале года тренда массовой репатриации беженцев, в целях демонстрации нарастающей стабилизации в гуманитарной сфере. Декларируя принципы добровольной и безопасной репатриации, Багдад тем не менее готов бросить все средства и возможности для стопроцентного выполнения поставленного плана репатриации и возвращения беженцев в районы проживания до общенациональных парламентских выборов, намеченных на май 2018 года. Ставка высока и ожидаемые от репатриации дивиденды Багдад намерен использовать в пропагандистских целях, как на внутреннем фронте, так и для внешней аудитории.  В то же время, несмотря на столь очевидный вектор на добровольную репатриацию, администрация в Багдаде продолжает «закручивать гайки» в отношении курдской автономии, в том числе на гуманитарном фронте, ужесточая условия регистрации и работы в анклаве международных и неправительственных гуманитарных организаций. В частности, речь идет о новом требовании для гуманитарного персонала, обязывающего работников гуманитарных неправительственных организаций оформлять иракскую визу в Багдаде для работы в Иракском Курдистане.

В целом, взятый иракским правительством курс на массовую репатриацию внутренне перемещенных лиц должен к середине года принести ожидаемые плоды. Такую уверенность внушают и устойчивые показатели донорской поддержки гуманитарных операций ООН в Ираке. В прошлом году, например, гуманитарный призыв ООН в Ираке был профинансировал на 91% и смог мобилизовать 892 млн долларов, которые были направлены на гуманитарное содействие 6.2 млн человек. С учетом стабилизации военно-политической ситуации и начала массовой репатриации граждан, гуманитарные потребности в 2018 году будут существенно снижены. Именно этот сигнал, всецело поддерживаемый донорским сообществом, иракское правительство направляет своему электорату. Согласно плану чрезвычайного реагирования в Ираке на текущий год гуманитарные потребности составят лишь 3.4 млн человек, а общий бюджет предлагается в размере 569 млн долларов США, что составляет лишь 58% от оригинального бюджета 2017 года. Ожидается, что новый План чрезвычайного реагирования-2018 будет запущен во второй половине февраля. В основе его приоритетов будет процесс репатриации и возвращения беженцев. Гуманитарное сообщество сфокусирует при этом свои усилия на обеспечении добровольного и безопасного характера этого процесса и защите все еще уязвимого населения, проживающего во временных лагерях и зависимого от социальных дотаций и гуманитарной помощи.

62.9MB | MySQL:105 | 0,725sec