Арабские депутаты в израильском парламенте

В нынешнем, 16-м составе израильского парламента представлены 8 депутатов-арабов: Азми Бишара, Васил Таха, Джамаль Захалка — «Демократический национальный союз» (БАЛАД); Мохаммад Бараке, Исам Махуль, Ахмед Тиби — блок Хадаш-Таал; Абдул Малик Дехамше, Талаб Ас-Сана — «Объединенный арабский список».

* * *

Как отмечают израильские аналитики, в деятельности арабских депутатов кнесета прослеживаются весьма любопытные тенденции. Даже беглое изучение их выступлений за последние пятнадцать лет показывает, что глубоко укоренившаяся враждебность к еврейскому государству стала нормой среди израильских законодателей арабского происхождения. Причем ситуация продолжает неуклонно ухудшаться.

Надо признать, что так было не всегда. До первой интифады, начавшейся в декабре 1987 года, политика депутатов-арабов была менее радикальной и провоцирующей. Они так же гордились своей национальностью, беспокоились за судьбу своих соплеменников и критиковали политику Израиля, как и их преемники сегодня. Но при этом предыдущее поколение арабских депутатов в целом выражало лояльность государству и даже иногда проявляло понимание нужд еврейского большинства.

Например, депутат от коммунистической партии Тауфик Туби, проработавший в составе кнесета сорок лет, был известен как бескомпромиссный защитник прав арабского населения. Но при этом он сам называл себя патриотом Израиля и настаивал на том, что не существует никаких противоречий между его арабской национальностью и израильской гражданской идентичностью.

Где-то в 1980-х годах он говорил, что еще до создания Государства Израиль пришел к выводу, что отказ палестинского национального движения от предложенного в ноябре 1947 года плана раздела территорий приведет этот народ к национальной катастрофе. Его позиция была ярким примером взглядов, распространенных среди арабских лидеров в Израиле в течение длительного времени. Он считал, что будущее израильских арабов зависит от того, насколько они примут основные принципы проживания в еврейском государстве.

Но спустя двадцать лет на политической сцене появилось новое поколение арабских парламентариев. Они выросли в другом Израиле и восприняли иные политические идеи. В позициях таких известных арабских деятелей, как Азми Бишара, Ахмед Тиби, Мохаммад Бараке и Абдул Малик Дехамше, заметна готовность пропагандировать радикальные взгляды, несмотря на риск конфронтации с еврейским большинством.

Такой подход не является редкостью среди арабских парламентариев. Напротив, он служит отражением взглядов большинства арабских депутатов кнесета.

* * *

Лидер «Демократического национального союза» Азми Бишара родился в 1956 году в Назарете (Галилея). Его родители были арабами-христианами. Высшее образование получил в Университете Гумбольдта (ГДР). Работал лектором в палестинском университете Бир-Зейт, позже возглавил философский факультет этого учебного заведения. Сотрудничает с Институтом Ван-Лира (Иерусалим).

Политикой начал заниматься с 1974 года, когда стал председателем Национального комитета арабов — студентов высших учебных заведений, действовавшего в Хайфском и Иерусалимском университетах. В 1976-м вошел в Комитет по защите палестинских земель.

Бишара — один из основателей «Демократического национального союза», который был создан израильскими арабами в 1996 году. Эта организация, характеризующая себя как «демократическая и прогрессивная народная партия», выступает за отказ от «еврейского характера» государства, включая его официальную символику. «Союз» считает, что Израиль должен стать демократическим «государством всех его граждан», в котором арабы могли бы пользоваться культурной автономией и равными правами с другими этнорелигиозными группами. Во внешней политике БАЛАД призывает к созданию палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, практически полностью солидаризируется с «Организацией освобождения Палестины» (ООП), Сирией и радикальной шиитской группировкой «Хизбалла».

Бишара был депутатом кнесета 14-го, 15-го и 16-го созывов и намерен баллотироваться в кнесет 17-го созыва по единому арабскому списку.

Он решительно игнорирует постановление МВД, запрещающее гражданам страны посещать враждебные Израилю государства. Так, Бишара постоянно посещает традиционную ежегодную ярмарку арабской книги, проводимую в Ливане. В марте 2005 года он, несмотря на протесты МВД, выехал в Бейрут, чтобы, по его словам, «выразить поддержку ливанскому народу» в связи с убийством бывшего премьер-министра этой страны Рафика Харири.

Профессор политологии Дан Шифтан (старший научный сотрудник иерусалимского института «Шалем» и Исследовательского центра по национальной безопасности в Хайфском университете) напоминает, что в июне 2000 года, после одностороннего вывода израильских войск из Ливана, на севере Израиля в арабском городе Умм эль-Фахм состоялся фестиваль победы «Хизбалла». В нем приняли участие более пятисот граждан Израиля арабского происхождения. Участвовал в этом мероприятии и депутат кнесета Бишара. Стоя на фоне палестинских флагов, он заявил: «Хизбалла» победила. Впервые с 1967 года мы ощутили вкус победы. Эта организация имеет полное право гордиться своими заслугами и смеяться над еврейским государством… Израиль терпел поражение за поражением и был вынужден оставить южный Ливан. Такова правда…

В июне 2001 года Бишара сделал еще одно заявление. На этот раз перед аудиторией из нескольких сотен арабских руководителей и высокопоставленных лиц, включая генерального секретаря «Хизбаллы» Хасана Насраллу и иранского вице-президента Хасана Хабиби. Они собрались в сирийском городе Кардаха на мемориальную службу в память о скончавшемся президенте Сирии Хафезе Асаде. Бишара вновь призвал своих слушателей возобновить и усилить «сопротивление» Израилю, чтобы тот не смог воспользоваться слабостью арабов и начать полномасштабные боевые действия с целью навязать арабскому миру свои условия.

Позднее он неоднократно выступал (и продолжает выступать) с антиизраильскими заявлениями и публикациями. В частности, он писал о героизме боевиков ливанской террористической организации «Хизбалла», призывал арабские страны продолжать террор против евреев. В интервью каирской «Аль-Ахрам» он заявил, что «палестинский народ не должен поддаваться на требования Израиля, а должен проявить единство и продолжить вооруженную борьбу».

Скандальные высказывания Бишары уже не раз вызывали возмущение в Израиле. В результате государственной прокуратурой против него было открыто дело по обвинению в поддержке террористической организации.

Профессор Шифтан убежден, что поведение Бишары в любой другой стране тотчас окрестили бы предательством, а движение, которое такой человек представляет, могло бы поплатиться из-за своего члена самым суровым образом. Поступок Бишары — это еще и образ мысли и поведения тех, кто готов за дешевую популярность среди своего электората пойти на любую низость.

Он также считает, что действия Бишары таят в себе еще один страшный заряд, на который ни политики, ни СМИ не обращают особого внимания. Он вбивает клин в отношения между евреями и арабами Израиля. Теперь, как выясняется, чтобы завоевать популярность среди израильских арабов, надо прежде всего занять активную антиизраильскую позицию. И Бишара это прекрасно понял.

В одном из последних номеров уже упоминавшейся «Аль-Ахрам» была опубликована его статья под заголовком «Реабилитация чудовища», посвященная премьер-министру Израиля Ариэлю Шарону. В ней Бишара иронизирует по поводу «карнавала», который устроили медики, журналисты и политики вокруг болезни главы правительства. Когда он доходит до внешних раздражителей, с помощью которых Шарона пытаются «разбудить», то предлагает «более эффективную» методологию: звуки «взрывов снарядов, автоматных очередей, свиста ракет, воплей сирот и криков жертв резни в Сабре и Шатиле». Далее он пишет: «Один из самых кровожадных военных авантюристов и печально известных военных преступников второй половины двадцатого столетия вдруг превратился в человека мира — так же, как Серый волк превратился в бабушку Красной Шапочки, проглотив ее и поспешно натянув на себя ее одежду».

В одном из писем, направленных в кнесет, Бишара признается: «Я не израильский патриот. Я — палестинец, сын народа, трагедия которого не закончилась в 1948 году. Не просите меня, например, ликовать по поводу израильских побед на поле боя или отмечать День независимости. Я — араб и палестинец. Израильская победа для меня — трагедия».

Используя витиеватые формулы, Бишара критикует всех. Говоря о нынешних палестинских борцах с коррупцией, он задает вопрос: «Если вы против коррупции, то откуда у вас такое богатство?» Он указывает на недопустимость вовлечения в политику руководителей силовых ведомств. При этом он признает, что борьба с коррупцией внутри Палестинской национальной администрации (ПНА) чревата немалыми опасностями, поскольку на территориях царит «катастрофический беспорядок», связанный с деятельностью не контролируемых никем вооруженных группировок.

Говоря о стремлении некоторых палестинских политиков к примирению с Израилем, Бишара цитирует известный принцип халифа Изида Ибн Муавии: «Если есть хоть волосок между тобой и твоим врагом, не дай ему сломаться». Он критикует различные мирные инициативы, давая понять, однако, что (стратегически) хоть какие-то шансы на реализацию имели соглашения Осло, прочие лишь приводили к внутренним распрям среди палестинцев.

Бишара подчеркивает, что ему видится единственный путь разрешения палестинской проблемы «через политическую формулу, которая создает условия для однородной стратегии политики и сопротивления». При этом он подводит к мысли, что руководство ПНА ответственно прежде всего за «внутреннюю безопасность», а не за безопасность израильтян.

Надо сказать, что Бишара не одинок в своих нападках на Израиль. Льющаяся из его уст цветистая восточная речь — всего лишь продолжение общей линии, которой придерживаются и Ахмед Тиби, и Мохаммад Бараке, и Абдель Малик Дехамше, и другие арабские депутаты. В их позициях заметна не только растущая самоуверенность, но и готовность пропагандировать радикальные взгляды, несмотря на риск конфронтации с еврейским большинством.

* * *

Доктор-гинеколог Ахмед Тиби долгое время был официальным советником покойного палестинского лидера Ясира Арафата. Больше того, он полностью поддерживал главу Палестинской администрации, который вел ожесточенную борьбу с Израилем даже после подписания соглашений в Осло в 1993 году. Несмотря на то, что он принес клятву верности еврейскому государству в качестве депутата кнесета, Тиби заявил газете «Вашингтон пост»: «Арафат — настоящий джентльмен. Я был очень близок с ним в течение двенадцати лет. Все, что я делал, делалось по его указаниям. Он верил в меня, и я старался оправдать его доверие».

Тиби не скрывает своей неприязни к политике еврейского государства. Он известен своими радикальными антиизраильскими взглядами.

Тиби — непременный гость всех телевизионных ток-шоу и вообще всех популярных израильских телепрограмм. Не только дискуссионных, но и развлекательных. В прямом эфире он чувствует себя на редкость уверенно, держится раскованно, перебивает собеседников и неизменно требует, чтобы его называли «доктор».

Надо признать, что Тиби отнюдь не корифей науки, а лишь оставивший медицинскую практику ради политики гинеколог. Однако ведущие программ его требование исполняют беспрекословно. Теле- и радиожурналисты в бесчисленных интервью обращаются к нему с неизмеримо большим пиететом, чем к главе правительства.

На вопросы он отвечает на безукоризненном иврите с чуть заметным акцентом. Себя он считает одновременно израильтянином и палестинцем.

Он убежден, что оптимальное решение арабо-израильского конфликта — это два создание двух государств: Израиля в границах «зеленой линии» и палестинского государства на всех территориях, оккупированных в ходе Шестидневной войны, начавшейся в июне 1967 года.

Тиби считает, что признание «права на возвращение» является непременным условием исторического примирения арабов и евреев в регионе. Он утверждает, что, на самом деле, лишь незначительное количество из миллионного числа беженцев воспользуются этим правом, но у них все же должно быть право на выбор.

Говоря о терроре, он постоянно подчеркивает, что террор — это ответ на израильскую оккупацию. Он исчезнет, когда прекратится оккупация палестинских территорий.

Кстати сказать, среди арабских депутатов Тиби развил самую активную законотворческую деятельность. Ему удалось довести до принятия во втором и третьем чтениях три законопроекта.

Одним из важнейших показателей активности депутатов являются предложения по повестке дня. Здесь безусловным лидером стал депутат Мохаммад Бараке. Он внес 70 таких предложений.

Другой арабский депутат, Талаб ас-Сана, выступает за реализацию права палестинцев на самоопределение и создание собственного независимого государства со столицей в Иерусалиме. Кроме того, он призывает к ликвидации поселений и предоставлению палестинским беженцам права на возвращение. В то же время он требует обеспечить равенство евреев и арабских граждан, проживающих на территории Израиля.

Ас-Сана внес законопроект об учреждении в Израиле поста вице-президента. Согласно законопроекту, этот пост должен занимать этнический араб — «до тех пор, пока президентом является еврей». Если же президентом Израиля станет араб, то в этом случае законопроект разрешает сделать вице-президентом еврея.

21 ноября прошлого года он выступил с призывом к объединению всех партий, представляющих интересы арабского электората. «В свете последних политических событий и исходя из чувства национальной ответственности, я призываю к объединению усилий, — говорится в послании, направленном в Высший координационный комитет арабов Израиля и главам арабских партий. — Необходимо начать серьезные переговоры по созданию предвыборного союза всех арабских партий Израиля».

Ас-Сана уверен, что единый арабский список станет третьей по величине фракцией в кнесете и сможет более эффективно защищать интересы арабского населения, а также влиять на процесс политического урегулирования.

Абдул Малик Дехамше является особенно последовательным апологетом яростной борьбы против Израиля. В 1997 году во время визита в Сирию он заявил: «Арабский народ одержит победу с мечом в руках на пути к славе и к победе, и мы вернемся на свою землю с высоко поднятой головой. Мы добьемся победы благодаря джихаду всего арабского народа».

В июле 2000 года он посетил мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме. Там он заявил о своей готовности «возглавить шахидов, защищающих Аль-Акса». В октябре 2000 года он присутствовал на собрании Верховного наблюдательного совета израильских арабов и открыто призывал к нападениям на израильских полицейских, выполняющих свой служебный долг. «Мы переломаем руки и ноги любому полицейскому, который разрушит дом араба, — сказал он. — Мы находимся на грани новой, массовой народной интифады израильских арабов».

Дехамше произнес рекордное количество речей. С начала работы кнесета 16-го созыва он поднимался на трибуну 569 раз.

* * *

Комментируя деятельность арабских депутатов, израильские аналитики подчеркивают, что она временами наводит на мысль, что парламентарии-арабы идентифицируют себя практически с любыми группировками, движениями или странами, которые выступают против Израиля с оружием в руках. Они могут не поддерживать всех врагов Израиля в равной мере, но при желании можно обнаружить проявление симпатий или даже полного одобрения в адрес практически любого лидера или организации, находящихся в состоянии войны с Израилем.

Здесь снова необходимо подчеркнуть, что солидарность арабских депутатов с группировками и странами, ведущими вооруженную борьбу против Израиля, не ограничивается неприятием «оккупации» 1967 года или израильского военного присутствия в Ливане в 1982–2000 годах. Они оказывают поддержку организациям и отдельным лицам, чьи взгляды далеки от их собственных, и это еще раз доказывает, что в основе этой солидарности лежит не политическая и идеологическая общность, а твердое намерение подорвать основы существования еврейского государства.

Поддержка, которую арабские депутаты кнесета оказывают борьбе против Израиля, довольно часто включает выражение понимания и даже сочувствия актам жестокости, направленным против Израиля, в том числе и тем, которые без колебаний можно отнести к террористическим. Арабские депутаты неоднократно поощряли проявления палестинского насилия против Израиля путем завуалированных выражений поддержки и даже открытых призывов к совершению террористических актов.

Перед тем как депутат кнесета приступает к своим обязанностям, он присягает на верность государству. Как в случае с Бишарой и другими его соплеменниками следует истолковывать понятие «клятва»?

62.97MB | MySQL:105 | 0,676sec