Об обострении в Алжире «туарегского вопроса»

В свете актуализации в АНДР национального вопроса, напрямую затронувшего берберов (главным образом, кабилов и мозабитов), наблюдается явное повышение градуса и в отношении «туарегского вопроса».

По данным разных источников, общая численность туарегов в Алжире составляет от 70 до 200 тысяч человек, которые преимущественно проживают в отдаленных юго-восточных приграничных районах с Ливией, Мали и Нигером.

Сферой деятельности большинства из них является традиционно скотоводство, грузоперевозки (в том числе караванные) и мелкая торговля.

Часть туарегов, отлично знающих местность, также промышляет контрабандой товаров из соседних стран, не считая это преступлением, поскольку караванную трансграничную торговлю они расценивают своим естественным «национальным» промыслом, возникшим еще задолго до появления алжирского государства.

По данным же алжирских силовиков, особое беспокойство у них вызывает тот факт, что с 2011 г., когда ливийские туареги активно участвовали в гражданской войне в Ливии на стороне сил Муаммара Каддафи, в ассортименте контрабандных товаров все чаще появляются оружие, боеприпасы, наркотики, «живой» товар (в том числе в виде нелегальных мигрантов).

Соответственно, некоторых из них представители алжирских властей подозревают в связях с сепаратистскими туарегскими группировками Мали и с террористическими организациями, что сами туареги категорически отрицают.

И если ранее руководство АНДР нередко закрывало на такую торговлю глаза, то теперь оно демонстрирует желание с ней покончить.

В этой связи показателен инцидент, произошедший в ночь с 25 на 26 февраля текущего года в провинции Таманрассет на границе с Нигером, где военные задержали с применением силы караван из нескольких грузовиков, по версии самих туарегов-кочевников, перевозивших продукты питания в населенный пункт Гуэззам «для собственного потребления».

При аресте каравана между военными и туарегами произошло вооруженное столкновение, в ходе которого пострадали как минимум два человека (по версии пострадавшей стороны, оба они были смертельно ранены, тогда как по другим источникам они тяжело ранены), в то время как военные источники это категорически отрицают.

По их информации, водители машин задержанного каравана вызвали к месту происшествия по спутниковой связи членов своих семей и родственников, которые начали забрасывать военных камнями и другими подручными предметами, пытаясь отбить арестованные машины.

Отразить эту попытку удалось лишь после предупредительной стрельбы в воздух, когда толпа была вынуждена отступить, не выполнив задуманного.

По версии военных, задержанный караван принадлежал контрабандистам: «Все знают, что граница является военной зоной. Этот товар везли участники сети наркоторговцев и террористов. Транспортные средства были изъяты, их владельцы были против и даже пытались вернуть их силой», — так говорится в кратком пресс-релизе, выпущенном военными в связи со случившимся.

По словам жителей Гуэззама, «Задержанные транспортные средства принадлежат пастухам, которые расположились на ночлег недалеко от границы. Все найденные принадлежат им и предназначалось для собственного потребления. Когда они услышали выстрелы, они бросились бежать, не зная, что это стреляют военные и думая, что это бандиты. Они были в гневе и пытались вернуть свое добро».

Между тем, согласно заявлению самих туарегов, ситуация остается «наэлектризованной» уже давно: «Власти решили закрыть границы и усиливают давление на пастухов с целью воспрепятствовать их передвижению в пограничной полосе, забывая, что многие семьи живут поочередно между Алжиром и Нигером.

Если они решили лишить бедуинов Сахары единственных источников доходов, следует ожидать очень плохого развития ситуации. Мы осознаем важность безопасности наших границ. Но, не следует, чтобы оно обеспечивается за счет местного населения. Здесь особенно остро ощущается безработица среди молодых людей, которые выживают лишь за счет бартерной торговли с соседними странами.

И это не контрабанда, поскольку туареги не переправляют такие грузы на перепродажу, а для потребления у них самих. Контрабандистов же редко перехватывают. Они покупают себе пропуск на дорогах и их караваны проходят в полной безопасности».

Ввиду этого племенные лидеры туарегов охарактеризовали случившееся как «необъяснимые провокации».

Официальные же власти назвали действия военных «операцией в рамках борьбы против организованной преступности, проведенной в соответствии с законом и позволившей не допустить нелегального попадания в Алжир значительного количества продовольствия, топлива и генераторных (газовых и дизельных – авт.) установок и последствия этого инцидента будут устранены в ближайшее время».

Вместе с тем, как представляется, это явно неоправданный оптимизм. Так, буквально менее чем за сутки до приграничного инцидента туарегские вожди во главе со своим старейшиной Мухаммедом Ахамухом, больше известном как «старейшина Аменокаль», распространили ультиматум, адресованный алжирским властям.

В этом документе они заявили, что если в течение ближайшей недели руководство АНДР не изменит своего дискриминационного отношения к туарегам, то сам Аменокаль и его ближайшие помощники сложат с себя лидерские полномочия и передадут их радикальной молодежи, добивающейся предоставления туарегам равных прав наряду с другими алжирцами, и призывающей к акциям гражданской неповиновения.

Это касается сфер занятости (по словам Мухаммеда Ахамуха, «иностранные мигранты являются более привилегированными по отношению к нашей молодежи»), досуга, тяжелы условий жизни, участия в управлении провинциями проживания туарегов и др.

Своего рода «спусковым крючком» или, по словам Аменокаля, «последней соломинкой, сломавшей спину верблюда» для такого протеста стало неприглашение туарегских вождей представителями властей на празднование 22 февраля – Дня мученика, что было воспринято туарегскими вождями как оскорбление, поскольку «именно туареги сыграли важнейшую роль в борьбе против французских колонизаторов и заплатили за это очень большими жертвами».

То, что произошло в ночь с 25 на 26 февраля, следует расценивать как ответ на этот ультиматум – «если вы будете качать права, мы лишим вас последних источников доходов».

Однако тем самым власти автоматически переводят еще одну и достаточно сплоченную национальную группу в разряд убежденных своих противников. И это может сыграть свою роль в последующих событиях.

52.18MB | MySQL:103 | 0,620sec