Израиль возвращается в ЮНЕСКО или делает акцент на ОЭСР

Конец прошлого года ознаменовался, в числе прочего, объявлением Израиля о намерении покинуть Организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Поводов для разногласий у сторон, действительно, накопилось достаточно. Израильское правительство неоднократно подчеркивало, что считает это специализированное учреждение ООН одним из самых враждебных. Главным поводом для противоречий оказалась, разумеется, активность ЮНЕСКО, направленная на закрепление арабского наследия Иерусалима и старательное умалчивание его тесной взаимосвязи с историей Израиля и еврейского народа. Впрочем, многие обвинили израильские власти в слепом подражании США, ранее заявившим о выходе из организации. Дипломаты двух стран в прессе наперебой заявляли об отсутствии каких-либо заранее имевшихся договоренностей, однако, представитель Израиля при ЮНЕСКО К.Шама ха-Коэн сказал: «Суть в том, что Соединенные Штаты выходят из ЮНЕСКО из-за Государства Израиль, и наш моральный долг состоит в том, чтобы они не делали этого в одиночку».

На определенный момент дискуссии по поводу израильского членства в ЮНЕСКО стихли, сохранившись лишь в определенном сегменте медиа-пространства и экспертного сообщества, где точки зрения разделились. К примеру, колумнист газеты Haaretz Г.Леви отмечал, что даже если США и Израиль оказываются противопоставлены всему миру, это лучше, чем быть членами этого клуба и иметь друзей, которые ведут себя хуже, чем враги. В то время как Институт исследования национальной безопасности в одном из своих обзоров пришел к выводу, что сотрудничество с ЮНЕСКО имеет больше плюсов, чем минусов. Так, касается это сохранения памяти о Холокосте, что особенно актуально в свете польско-израильских разногласий. С перспективой позитивных сдвигов по отношению к Израилю связывали и приход нового генерального директора О.Азулай, обошедшей явно настроенных против Израиля кандидатов.

С новой силой о возможности остаться в ЮНЕСКО  заговорили после того, как в МИД появилась информация о смене постоянного представителя Израиля при организации. Впервые эти сведения были опубликованы в израильских СМИ в конце февраля. Тогда было сообщено, что должность первоначально была выставлена на внутренний конкурс среди карьерных дипломатов израильского МИДа, хотя, газета Haaretz  не исключала, что в последний момент премьер-министр Б.Нетаньяху может решить отправить в ЮНЕСКО своего политического назначенца. Предположение, вероятно, строилось по аналогии с нынешним послом К.Шама ха-Коэном, в прошлом являвшимся депутатом от партии Ликуд в Кнессете 18-го и 19-го созывов, а также успевшим побывать на посту вице-спикера израильского парламента.

Как и в случаях с другими политическими фигурами, оказавшимися на дипломатической работе, которых в Израиле, надо сказать, достаточно, этот факт биографии стал одним из поводов для критики работы К.Шама ха-Коэна, обвиненного в некоторой несдержанности, которая, якобы происходила от недостатка дипломатического опыта. В этой связи новость о готовящемся новом назначении породила слухи, что Иерусалим может и передумать. Данная мысль лишь укрепилась после того, как в конце минувшей недели была объявлена кандидатура нового посла, которым стал карьерный дипломат, ныне возглавляющий сектор экономических отношений со странами Европы Э.Лев.

Впрочем, сделанные перестановки, как кажется, были продиктованы более прозаичными причинами. Во-первых, подходит к концу срок пребывания в должности нынешнего посла, и без того продленный на год. Если анонсированная в конце прошлой недели кандидатура Э.Лева получит одобрение, он приступит к своим обязанностям уже летом. Во-вторых, даже в случае завершения выхода Израиля из состава организации Иерусалим планирует оставить за собой статус государства-наблюдателя, что также по объективным причинам требует иметь в Париже своего представителя, отличного от израильского посла во Франции, но не обязательно  сигнализирует о намерениях отступить от ранее принятого решения.

Наконец, пожалуй, самое важное. Одновременно с  должностью посла при ЮНЕСКО Э.Лев станет представителем Израиля при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), своему статусу в которой страна уделяет большое внимание. Издание Times of Israel в этой связи написало о намерении государства сместить акценты с работы с ЮНЕСКО. Мало того, опыт, имеющийся у предложенного кандидата, соответствует, прежде всего, данной должности. Сегодня отношения с этой организацией у Израиля также несколько осложнились. С одной стороны, с момента своего вступления в ОЭСР в 2010 г. власти поставили перед собой задачу вырваться на лидирующие позиции среди стран-членов этой организации в различных рейтингах, однако, идти к этой цели пока приходится с трудом.

С другой стороны, Израиль серьезно подпортил свою репутацию т.н. «законом Милчана» или поправкой 168 к налоговому кодексу. Суть ее заключается в освобождении от налогов на доходы за рубежом на 10-летний срок для новых репатриантов и ряда вернувшихся граждан, проживавших вне Израиля более 10 лет, а также 10-летнего освобождения от обязанности декларировать эти доходы. Она была подписана еще при Э.Ольмерте, однако, Б.Нетаньяху в интересах двух бизнесменов А.Милчана и Д.Пэкера продвигал расширение льгот на 20-летний срок. Эта поправка имела противоречивые оценки. Как отмечает эксперт по экономике из Университета Бар-Илан А.Снир, идея была направлена на поощрение алии, однако, имела целью привлечение именно состоятельных граждан, превращая Израиль в налоговый рай. Таким образом, мера, направленная на борьбу с экономическим кризисом способствовала росту теневого сектора экономики.

Это поставило страну на грань введения санкций Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а также неоднократно вызывало критику ОЭСР, поскольку мера не вписывалась в политику организации по борьбе с отмыванием денег. Сегодня этот инцидент является одним из пунктов обвинений в адрес Б.Нетаньяху в рамках его коррупционного дела, что требует особой гибкости в отношениях страны с ОЭСР. На несоответствие государственной экономики сегодня намекает и оппозиция. К примеру, как указывает Yedioth Ahronoth, делая предположения об ориентирах возможного нового правительства, с этой целью используются отчеты ОЭСР, отмечающие серьезные показатели неравенства граждан в Израиле.

Таким образом, судя по имеющимся сейчас данным с высокой долей вероятности Израиль не отступит от намерения покинуть ЮНЕСКО, продолжая таким способом демонстрировать свое несогласие с проводимой организацией линией. Явно политический шаг в полной мере соответствует таким же политическим маневрам ЮНЕСКО, где все принятые антиизраильские резолюции, по сути своей, ставят конечной целью укрепление палестинских притязаний на Иерусалим и собственную государственность в удобных им границах, а не защиту культурного наследия. Многие скептики настаивают, что своим шагом Израиль теряет представительство в важной международной структуре, позволяя палестинцам совершать там свои односторонние действия. Впрочем, для страны количественный показатель в вопросе дипломатии никогда не был определяющим. Своим решением государство в полной мере не утрачивает связь со специализированным учреждением ООН, а высвободившиеся ресурсы может направить на работу на других, более важных для себя направлениях.

52.2MB | MySQL:103 | 0,620sec