О военной ситуации в Сирии (3 — 10 марта 2018 г.)

По данным российской и турецкой частей представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 141 нарушение режима прекращения огня. Это практически соответствует высокому показателю предыдущей недели (148), хотя он несколько ниже показателя двумя неделями ранее (169). Российская сторона активно фиксировала случаи нарушений соглашения о прекращении огня в провинциях Алеппо, Дамаск, Латакия, турецкая – главным образом в провинции Дамаск, явно преследуя свои интересы, а также интересы группировок, к которым она имеет самое непосредственное отношение.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра»/ «Джебхат Фатх аш-Шам»/ «Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Хама, Дамаск.

6 марта при посадке на авиабазу «Хмеймим» потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-26 ВКС России. Погибли 39 человек, все — военнослужащие. По данным Минобороны РФ, огневого воздействия на самолет не было. Самолет вылетел с одного из аэродромов в провинции Алеппо.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Хама, Дамаск.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

В течение недели развивалась турецкая военная операция «Оливковая ветвь» против курдского кантона Африн на севере провинции Алеппо, начатая 20 января.

4 марта турецкие войска и их союзники овладели деревней Бааданли на западе кантона,  деревнями Джаман, Шаманли, Керкинли (регион Шера), Ар-Рамадия, Джамлик (регион Джандарис). К 5 марта, по данным турецкого Генштаба, в боях были убиты или взяты в плен свыше 2770 курдских бойцов.

6 марта командование «Сил демократической Сирии» (СДС) приняло решение перебросить 1700 своих бойцов из районов боев против ИГ в провинции Дейр эз-Зор в курдский кантон Африн с целью защиты его от турецкого наступления. «Мы приняли трудное решение вывести бойцов из предместий Дейр эз-Зора и с фронтов боевых действий против ИГ и переместить их в Африн. Наши родственники в Африне представляют собой больший приоритет для нас и их защита для нас более важна, чем выполнение решений, принятых международной коалицией», — заявил один из военных руководителей СДС Абу Умар аль-Идлиби (боевой псевдоним).

Тем временем турецкие войска и союзные с ними формирования 6 марта захватили деревни Аль-Яджи (регион Шейх Хороз) и Большак (регион Шера).

8 марта турецкие войска и их союзники полностью овладели городом Джандарис и вышли на рубеж в 10 км от г.Африн. 10 марта они были в 4 км от Африна и контролировали по состоянию на тот день 60% территории кантона.

10 марта стало известно, что сирийские и российские военные в связи с турецким наступлением покинули район Таль Рифаат.

Стоит отметить, что турецкий Генштаб примерно в 10 раз увеличивал объявлявшиеся потери курдов. Так, по данным независимых источников, за время операции «Оливковая ветвь» погибли свыше 370 курдских бойцов, 340 бойцов протурецких и турецких формирований. Турецкий генштаб признал гибель 42 турецких солдат.

В провинции Дамаск в ходе боев за Восточную Гуту 4 марта правительственные силы вышли на рубеж в 3 км от г.Дума. К исходу дня они контролировали четверть территории Восточной Гуты, ранее удерживаемой боевиками. 5 марта сирийские войска находились в 2 км от Думы.

К исходу 7 марта правительственные силы контролировали более 50% территории, ранее занимавшейся боевиками в Восточной Гуте. К этому времени они полностью контролировали восточную и юго-восточные части повстанческого анклава.

В Восточной Гуте (операцию по полному освобождению которой сирийские войска начали 18 февраля) группировка «Джейш аль-Ислам», союзная с близкой к «Аль-Каиде» группировке «Тахрир аш-Шам», объявила 9 марта о предстоящем выводе «первой группы» джихадистов из района боев в провинцию Идлиб, единственную, пока находящуюся вне контроля Дамаска. Понятно, что такой вывод был бы неосуществим без соответствующей договоренности с противоположной стороной. В тот же день сирийские официальные СМИ сообщили о начале эвакуации боевиков, не уточнив их групповую принадлежность. По их данным, эвакуация осуществлялась по коридору в районе населенного пункта Аль-Вафидин. По данным независимых источников, в первую группу эвакуированных  вошли 13 боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» и члены их семей.

Понятно, что эвакуация боевиков «Тахрир аш-Шам» усилит позиции этой группировки в провинции Идлиб, где ей противостоит ряд других «повстанческих» группировок, и в первую очередь – «Сирийский фронт освобождения».

Там же к 8 марта сирийские войска выбили боевиков группировки «Фейлак ар-Рахман» из города Аль-Мухаммадия. В тот же день был освобожден г.Бейт Сава. 9 марта освобождены населенные пункты Хавш аль-Ашаари и Хавш аль-Кабиба.

К 10 марта город Дума был полностью блокирован. К этому же дню территории, контролируемые «повстанцами» в Восточной Гуте, оказались разъединены на три части – город Дума и его окрестности на севере региона, г.Хараста на западе и небольшой район на его юге.

10 марта был освобожден г.Месраба.

В провинции Латакия 6 марта отражена массированная атака боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» на позиции правительственных сил в районе административной границы между провинциями Латакия и Хама.

В провинции Ракка наметилось противостояние между контролирующими часть провинции в основном курдскими СДС, которые пользуются поддержкой международной коалиции, и вооруженными формированиями местных арабских племен, соорганизовавшихся в альянсе «Народное сопротивление Раки».

В провинции Хомс 9  марта правительственные силы нанесли удар по отрядам ИГ в районе Биир Атшан, находящемся внутри объявленной США зоны безопасности в районе Эт-Танф. Похоже, именно после этого инцидента или в связи с ним вновь возникла тема «сирийского химического оружия» как предлог для «наказания» сирийских военных. Туда же в течение недели были дополнительно переброшены до 200 американских солдат.

6 марта глава Национальной разведки США Дэн Коутс заявил, что вооруженная оппозиция Сирии за 7 лет вооруженного конфликта (15 марта исполнится 7 лет со времени его начала — авт.) растратила свои возможности и теперь не в состоянии свергнуть сирийского президента Башара Асада. При этом он подчеркнул, что Б.Асад, вероятно, не пойдет на переговоры, если они могут привести к ослаблению его власти в стране. «Москва, вероятно, не сможет заставить Б.Асада согласиться на такое политическое урегулирование конфликта, которое, как он  считает, его ослабит, если только Россия сама не захочет силой свергнуть Б.Асада», — отмечалось в докладе Д.Коутса. Он же спрогнозировал, что боевики ИГ продолжат нападения в 2018 году, несмотря на существенные потери территорий.

Как представляется исходя из логики развития событий, в ближайшее время, несмотря на вопли «правозащитников» и противников Дамаска в лице западных столиц, операция в Восточной Гуте должна быть успешно завершена. В то же время вызревает новый очаг напряженности, на сей раз – на юго-востоке провинции Хомс в районе объявленной американцами зоны безопасности близ Эт-Танфа. Не исключено, что там каким-то образом будет дан «ответ» за то, что случилось 7 февраля в провинции Дейр эз-Зор.

52.28MB | MySQL:103 | 0,535sec