С тех пор как иранская ядерная программа оказалась включена в разряд актуальных вопросов современной мировой политики, повышенный интерес стала представлять институциональная структура атомно-энергетического комплекса ИРИ.
Как известно, развитие атомной энергетики вошло в число приоритетных задач иранского руководства еще при шахском режиме (до 1979 г.). Значительное экономическое развитие Ирана в 1960–1970 гг., обусловленное осуществлением структурных реформ и индустриализации экономической системы, названных впоследствии «белой революцией», стимулировало создание и совершенствование мощной энергетической системы, на базе которой можно было бы развивать основные отрасли промышленного производства. В этом контексте в 1973 г. в Иране началась реализация программы использования атомной энергии в мирных целях. Была поставлена задача создания в стране 23 блоков атомных электростанций и получения атомной энергии. Для этого в 1974 г. была создана Организация атомной энергии Ирана (ОАЭИ), основной задачей которой являлось заключение контрактов с иностранными компаниями, экспортирующими технологии для ядерной энергетики. В 1970-е гг. Ирану удалось заключить контракты на строительство атомных электростанций с Германией (в 1974 г. был заключен договор с компанией Kraftwerk Union по сооружению двух атомных энергоблоков водного типа мощностью по 1190 мВт) и Францией (в 1976 г. Иран выступил заказчиком шести блоков, а компанией Framatome были подписаны договоренности о строительстве двух АЭС на легководных реакторах мощностью по 930 мВт). Были подписаны предварительные договоренности и с США: в 1968 г. США, Иран и МАГАТЭ заключили трехсторонний договор о создании с американской помощью реактора (5 мВт), а в 1975 г. ОАЭИ начала переговоры с рядом американских компаний о закупке шести–восьми блоков АЭС, а также о заключении контрактов на поставку в Иран ядерного топлива.
После исламской революции 1979 г. все достигнутые с европейскими и американскими партнерами договоренности были аннулированы. ОАЭИ вступила в переговоры с другими компаниями — TUF (Германия), «Сиате» (Испания) и «Мотокром» (Швейцария) — для осуществления консервации построенных и смонтированных частей АЭС, но и они отказались от сотрудничества под нажимом США. В 1992 г. началось российско-иранское сотрудничество по сооружению атомного реактора в Бушере.
Необходимо отметить, что на тот период Тегеран занимал конструктивную позицию в плане соблюдения международного законодательства в области нераспространения ОМУ. С 1958 г. Иран является членом МАГАТЭ. В 1969 г. он присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который был ратифицирован в 1970 г. Иранское руководство неоднократно заявляло о стремлении использовать атомные технологии исключительно в мирных целях. С 1992 г. оно предоставило агентству возможность инспектировать свои любые объекты. В 2003 г. Тегеран подписал Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ (этот документ до сих пор не ратифицирован в парламенте). Следует подчеркнуть, что до настоящего времени многочисленные проверки МАГАТЭ не выявили никаких нарушений, позволяющих трактовать развитие иранской ядерной энергетики как немирной, преследующей цели создания ОМУ в Иране.
Сегодняшняя ядерная программа Ирана, по утверждению руководства страны, преследует исключительно мирные цели и направлена на диверсификацию энергетических источников с учетом расширяющихся потребностей иранской экономики в новых мощностях. Кроме того, иранская ядерная программа, рассматриваемая государством и обществом в качестве общенационального проекта, призвана стимулировать сокращение нефтяной зависимости в структуре энергопотребления, а также создать условия для экспорта в обозримой перспективе ядерного топлива в другие страны. Планы иранского руководства по развитию атомной энергетики в нынешнем их виде являются довольно амбициозными. В соответствии с законом, принятым в 2005 г. парламентом ИРИ, правительство Ирана обязано развивать полный ядерный топливный цикл, в течение 25 лет обеспечить производство в стране 20 тысяч мегаватт электроэнергии и построить 20 атомных энергоблоков. По словам руководителя Организации атомной энергии ИРИ в ранге вице-президента Г. Агазаде, к настоящему моменту «уже имеются разработки в отношении производства 2 тысяч мегаватт».
Для реализации вышеозначенных планов Иран обладает солидной базой: по оценкам специалистов, общее число построенных и сооружаемых объектов ядерной инфраструктуры страны в совокупности может достигать 20. Все они находятся в ведении Организации атомной энергии Ирана. Среди наиболее крупных и известных проектов, реализуемых в рамках национальных ядерных программ, известны следующие.
1. Центр ядерных исследований и производства топлива в Исфагане. Был основан в 1974 г. в целях обеспечения научно-технической поддержки национальной программы мирного атома. До 1979 г. с помощью французской «Текникатом» на территории объекта были построены временные лаборатории, а также создана общая инфраструктура (дорожная, коммуникационная, энергетическая). Работа центра возобновилась в 1981 г. благодаря содействию китайских специалистов: Пекин помог оборудовать центр ядерных исследований, для него в 1997 г. был закуплен китайский исследовательский реактор MNSR (миниатюризированный источник нейтронов) мощностью 27 мегаватт. Данный реактор квалифицируется как мини-реактор нулевой мощности на тяжелой воде. Центр обслуживают иранские физики, прошедшие подготовку в Китае. В настоящее время центр специализируется на совершенствовании инженерно-технических и научных возможностей по формированию промышленных объектов, относящихся к атомной энергетике.
Считается, что в Исфаганском центре ведется часть главных разработок Ирана в области атомной энергетики. Центр специализируется на конверсии урана (UCF). Это позволяет осуществлять процесс переработки исходного сырьевого материала U3O8 (концентрат урановой руды, известный как «желтый кег») в форму, необходимую для различных предприятий ядерного топливного цикла. Завод UCF в Исфагане предназначен, в частности, для получения диоксида урана UO2. В дальнейшем из диоксида урана формируются таблетки, которые помещаются в оболочку из циркониевого сплава. Полученное изделие и является, собственно, твэлом — тепловыделяющим элементом ядерного реактора.
Кроме того, в Исфагане функционируют радиохимический завод и завод по производству циркониевых трубок для ТВЭЛов.
2. Центр по обогащению урана в Натанзе. Ядерный центр по обогащению урана в Натанзе, который находится в горной местности севернее Исфагана, занимает площадь 1400 гектаров. В 2002 г. был построен туннельный вход в подземную часть, в которой располагаются три здания — одной полностью под землей, а два — частично. Предприятие оснащено 160 современными газовыми центрифугами (правда, в феврале 2003 г. Иран заявил об установке 100 центрифуг). В соседних помещениях находятся компоненты еще 1000 таких устройств, всего же производство рассчитано на 5000. В 2004 г. была окончательно сформирована сеть из двух с лишним десятков защитных позиций, которая составляет восьмикилометровый периметр безопасности.
О существовании объекта в Натанзе мировая общественность узнала только в 2002 гг. В 2003 г. последовало заявление гендиректора МАГАТЭ М. аль-Барадеи о том, что инспекторы агентства обнаружили в Натанзе следы высокообогащенного урана. Он назвал данный объект «критической точкой контроля МАГАТЭ в Иране», который вызывает наиболее серьезное беспокойство. Во время перерыва в ядерных исследованиях в 2003–2005 гг., вызванного добровольным мораторием Тегерана в рамках переговорного процесса с «евротройкой», иранские власти втайне расширили завод в Натанзе, построив семь новых зданий возле замаскированных центрифуг. На сегодняшний день на ядерном объекте в Натанзе продолжаются подготовительные работы по созданию обогатительного комбината с комплексом газовых центрифуг для нужд иранского ядерного топливного цикла. 9 января с.г. Иран заявил о снятии пломб МАГАТЭ с объекта в Натанзе, а 14 февраля — о возобновлении обогащения урана в промышленных масштабах.
3. Завод по производству тяжелой воды в Араке. Завод по производству тяжелой воды в Араке с момента его обнаружения в 2002 г. (до этого он был засекречен) находится под пристальным наблюдением американских спецслужб. Тяжелая вода будет использоваться иранской стороной в качестве теплоносителя и замедлителя в иранском исследовательском реакторе IR-40, строительство которого началось в июне 2004 г. в том же Араке. Утверждается, что для запуска этого реактора Ирану потребуется от 80 до 90 тонн D2O. Завод в Араке будет выдавать по 8 тонн воды в год, однако это количество может быть удвоено в случае реализации проекта по расширению завода. Реактор IR-40 нужен Ирану в качестве замены морально устаревшего реактора TRR в Тегеранском центре ядерных исследований (был поставлен американцами в 1968 г). Основной задачей установки станет производство радиоизотопов для медицинских и промышленных нужд.
Необходимо иметь в виду, что строительство как завода по производству D2O, так и реактора IR-40 не нарушает международно-правовые нормы. В соответствии с положениями Соглашения о гарантиях с МАГАТЭ, декларации и допуска инспекторов на установки по производству тяжелой воды не требуется. Однако, как известно, реакторы на тяжелой воде можно использовать для переработки урана в плутоний, используемый в ядерных вооружениях, без дальнейшего обогащения. По оценке разведслужб США, на объекте в Араке Иран может ежегодно производить столько плутония, сколько требуется для создания трех ядерных бомб.
4. Тегеранский центр ядерных исследований. Начал работу в 1968 г. после установки исследовательского реактора IR-40 мощностью 5 мегаватт (он был поставлен из США и сейчас находится под гарантиями МАГАТЭ). Топливо для него было закуплено в 1980-е гг. в Аргентине. Кроме того, в центре функционирует установка для производства радиоизотопов молибдена, йода и ксенона MIX. Имеется также установка по производству концентрата урановой руды (или «желтого кега»), но в нерабочем состоянии. С 1992 г. введен в строй исследовательский корпус Jabr Ibn Hayan Multipurpose Labs Laboratories, в котором расположена лаборатория лазерной техники.
5. Ядерный исследовательский центр для сельского хозяйства и медицины в Кередже. Строительство объекта пока продолжается. Построены две лаборатории — дозиметрическая и сельскохозяйственной радиохимии. В 1995 г. завершено строительство циклотрона. У КНР закуплен электромагнитный сепаратор для выделения нерадиоактивных (стабильных) изотопов. Его задача — получение материалов для мишеней, которые планируется облучать нейтронными потоками.
6. Отделение (департамент) ядерных исследований в г. Йезд. Его основная специализация — геофизические и геологические исследования уранового месторождения ИРИ, расположенного близ г. Сагенд (в 165 км от Йезда). В настоящее время ведется добыча урановой руды. Запасы данного месторождения оцениваются в 3–4 тысячи по эквиваленту окиси урана (U3O8). Содержание урана-235 очень низкое и составляет от 0,08 до 1%. Инспекторы МАГАТЭ не выявили никаких незаконных отклонений в деятельности данного объекта.
7. Объект Моаллем Калайе. Находится в процессе строительства. Расположен в горной местности в районе г. Казвин (к северо-западу от Тегерана). Повышенная сейсмичность района не позволяет разместить там реактор для наработки плутония. Объект подозревался в проведении незаявленной ядерной деятельности без контроля со стороны МАГАТЭ, но проверки инспекторами МАГАТЭ в 1992 г. никаких нарушений не зафиксировали. Известно также, что в 1991 г. в рамках ирано-индийских переговоров обсуждался вопрос о поставке на данный объект исследовательского реактора мощностью 10 мегаватт. Сделка не состоялась из-за сильнейшего нажима на Индию со стороны Вашингтона.
8. Ядерные исследовательские центры в Бонабе и Рамсаре. Оба являются относительно новыми, первый из них специализируется на применении радиоактивных изотопов для сохранения пищевых продуктов, второй осуществляет исследовательские работы по естественной радиоактивности выше среднего уровня. Объект в Бонабе расположен в горах в 80 км от Тебриза (северо-запад Ирана). Объект в Рамсаре располагается на побережье Каспийского моря к северу от Тегерана. После визита в 1997 г. в оба центра гендиректора МАГАТЭ Х. Бликса последовало заявление агентства о том, что на них не обнаружено какой-либо незаявленной либо скрытой ядерной деятельности.
9. Объект в Эрдекане. В районе Эрдекана (200 км от Исфагана) расположены урановые шахты, на базе которых построен завод по отделению руды от пустой породы. По оценкам специалистов, запасы урановой руды в Иране не очень велики. Кроме того, весьма высока себестоимость их добычи (причины: низкое содержание урана, горный способ добычи), которая может достигать 100–120 долларов за килограмм.
10. Лашкар-Абад. В 2002 г. там заработала опытная установка по лазерному обогащению урана по программе AVLIS (такое обогащение не требует громоздких центрифуг). Инспекции МАГАТЭ в 2004 г. подтвердили достоверность сведений, переданных Ираном, о демонтаже лазерной установки на объекте, способной производить в ограниченных количествах обогащенный уран.
11. Компании «Фараянд техник» (Фараянд), «Калайе электрик» (г. Тегеран), «Парс Тараш». В 2003-2004 гг. инспекторы МАГАТЭ обнаружили в районе Фараянд на территории компании «Фараянд техник» новые зоны заражения высокообогащенным ураном U-235 (до 36%, что намного выше 2–3%-ного уровня, необходимого для АЭС), а также полученные из Пакистана центрифуги для обогащения урана. Что касается объекта «Калайе электрик» (часовой завод в Тегеране), то там в 2003 г. в ходе полномасштабной проверки инспекторы также обнаружили следы обогащенного урана и зафиксировали факт полной реконструкции одного из помещений. Ранее, в 2000–2001 гг., Тегеран отказал агентству в просьбе о посещении объекта и показал инспекторам лишь некоторые здания. Компания «Парс Тараш» также подвергалась инспекциям МАГАТЭ на предмет производства комплектующих для центрифуг.
12. Полоний-210. В начале 2004 г. в перчаточных боксах в Исфагане инспекторы МАГАТЭ обнаружили следы полония-210, о котором Тегеран никогда не информировал агентство. Иран настаивает на том, что подобные эксперименты проводились 12–16 лет тому назад. Эксперты агентства полагают, что возраст плутония, найденного в образцах, составляет меньшее число лет. Расследование данного вопроса продолжается. Ситуация не совсем ясная. Известно, что теоретически полоний-210 в сочетании с бериллием может быть использован для военных целей, в частности, для создания нейтронных инициаторов для ядерного оружия. В то же время существует и мирный вариант его применения для космических программ.
13. Физико-исследовательский центр Лавизан Шияне (район Тегерана). Был основан в 1989 г. Основной задачей центра была «подготовка к ведению боевых действий и нейтрализация боевых потерь в случае нанесения ядерного удара или аварии на ядерном объекте, а также проведение исследовательских работ в интересах министерства обороны». Иран допустил на объект инспекторов МАГАТЭ в 2004 г., указал 11 направлений проводимых в центре работ, позволил осмотреть ранее установленные на объекте два спектрометра излучения человека, однако отказался предоставить полный список оборудования. По заявлению иранской стороны, на объекте не было ядерных материалов и не проводились работы, связанные с ядерным топливным циклом.
14. Кум. В районе г. Кум располагается хранилище радиоактивных отходов.
15. Объекты Фас и Даркховин. О них известно не многое. Второй из них является ядерным исследовательским центром, функционирующим под контролем Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
16. Бендер-Аббас. В районе г. Бендер-Аббас (побережье Персидского залива) строится новый объект по производству урана.