Израильские оценки численности евреев в мире

Лидер не представленной в Кнессете правой религиозной партии «Яхад», бывший депутат Кнессета от сефардской ультраортодоксальной религиозной партии ШАС (занимал этот пост в 2006-2012 гг.) раввин Хаим Амсалем выступил в среду с заявлением по поводу отчета, подготовленного комиссией, назначенной министром по делам диаспоры Нафтали Беннетом (лидер религиозно-сионистской партии «Еврейский дом», является одновременно министром образования) для выяснения численности лиц еврейского происхождения в мире. По словам, раввина Хаима Амсалема, согласно данным, фигурирующим в неопубликованном до сих пор отчете упомянутой комиссии, в мире насчитывается порядка 60 миллионов человек, связанных с еврейством и с Израилем.

В данном контексте уместно напомнить о том, что численность евреев как таковых в наше время обычно оценивается в 13 миллионов человек, примерно половина из которых проживает на сегодняшний день в Израиле. До Холокоста численность евреев в мире оценивалась в 16 миллионов. Вместе с тем известно, что численность ассимилированных потомков евреев (как правило, этнически смешанных) значительно больше. Часть из них, например, дети еврейских отцов от нееврейских матерей или внуки еврейских дедов рассматриваются демографами в качестве части «расширенной еврейской популяции», поскольку на них распространяется израильский Закон о Возвращении и, соответственно, их связь с еврейством имеет определенное сугубо практической, а в определенном смысле даже политическое содержание. Данная ситуация весьма характерна для постсоветского пространства. Существует и такое явление, как «поиски своих корней» ассимилированным потомками евреев, документальные подтверждения еврейства которых отсутствуют или сомнительны. Так, например, в нынешней Польше, еврейское население которой оценивается менее, чем в 5 тысяч человек, имеются десятки тысяч так называемых «потерянных евреев», проявляющих в последние годы все большую активность. Имеются и весьма многочисленные потомки насильственно обращенных сотни лет назад в христианство испанских и португальских евреев, известных под названием марранов. Часть из них сохраняет память о своем еврейском происхождении. Имеются и другие примеры такого рода.

В интервью поселенческому новостному интернет-сайту «Седьмой канал» раввин Хаим Амсалем в частности сказал по данному поводу: «Я выступил перед комиссией Министерства по делам диаспоры около двух лет назад. (…) Мне известно, что год назад эта комиссия подвела итог своей работе, но по какой-то причине задержалась с опубликованием своих выводов. И я не удивлен этим. Выводы комиссии пугают Государство Израиль. У нас имеется от 60 до 100 миллионов человек, идентифицирующих себя в качестве людей, связанных с еврейским народом. Только в Южной Америке, по моей оценке, есть 30 миллионов.  Речь не идет о потерянных коленах (имеются в виду потомки десяти колен Израилевы, уведенных, согласно Библии, в VIII в. до н.э. в изгнание ассирийскими завоевателями – В.Ч.) или о потомках колена Менаше (имеется в виду группа, возникшая в последние поколения в монголоидном народе куки, проживающем на востоке Индии. Они возводят свою родословную к колену Менаше/Манассии. Несколько тысяч членов этой группы официально перешли в иудаизм и репатриировались в Израиль). Речь идет о людях, которые еще 150 лет назад хранили свое еврейство и, согласно всем проверкам, они происходят от семени Израилева. Не все они хотят проходить гиюр (религиозная процедура перехода в иудаизм – В.Ч.), но они хотят дружеской связи с еврейским народом,  и очень важное дело – приближать их (к еврейскому народу – В.Ч.)».

На вопрос корреспондента «Седьмого канала», чего опасается комиссия Министерства по делам диаспоры, раввин Хаим Амсалем ответил: «Есть известный лозунг, согласно которому «иудаизм  это не миссионерская религия». А я говорю, что иудаизм обязывает помогать всякому, кто хочет вернуться к народу Израиля. Это собирание отверженных Израиля. Родители и деды многих из них отдали жизни за свое еврейство».

«Разве это обязанность Государства Израиль, или же каждый раввин за границей должен нести ответственность за гиюры этих людей, связанных, с еврейством и Израилем?» — спросил корреспондент. На это раввин Хаим Амсалем ответил: «Государство Израиль и Главный Раввинат уже давно не выполняют своих (религиозных – В.Ч.) обязанностей. Я чуть не сказал, что они завершили свою историческую миссию. У нас здесь в Государстве Израиль есть сотни тысяч, которые ассимилируются день за днем, а Главный Раввинат не готов поднять перчатку». Необходимо пояснить, что под «ассимиляцией» раввин подразумевает в данном случае браки евреев с лицами, не определяемыми в качестве евреев с точки зрения Галахи – религиозного еврейского права, например, с дочерьми еврейских отцов от нееврейских матерей.

Бывший депутат Кнессета подчеркнул особо, что, по его мнению, для решения проблемы необходимо существенно упростить процедуру гиюра. «Если хотеть, можно найти решения, — сказал он в частности, — И речь не идет о гиюре, который делается моментально. К сожалению, у раввинов общин (в диаспоре – В.Ч.) недостаточно широкие плечи. Они смотрят на то, что делает Главный Раввинат Израиля – а Главный Раввинат не делает ничего. Главный Раввинат Израиля давно потерял свой путь, превратился в несионистский, превратился в склонный к (религиозным – В.Ч.) крайностям и превратился в политический. У меня нет никаких ожиданий от них. Сегодня через интернет те потомки марранов со всего мира и главным образом из Южной Америки сами находят свой путь к еврейству, они приходят в раввинские суды готовыми к гиюру, и многие из них постепенно возвращаются (к иудаизму – В.Ч.)».

Далее он обрушился с крайне жесткой критикой в адрес Главного Раввината Израиля: «Есть известная формула, согласно которой всякий, кто проявляет строгость в гиюре, способствует ассимиляции. (…) Вместо того, чтобы приближать, от каждого, кто хочет сейчас пройти гиюр просят выполнения почти невозможных условий. Все знают, что гиюры Раввината равны частным гиюрам и что все политика и целая индустрия, получения денег». Необходимо пояснить, что под «частными гиюрами», подразумеваются гиюры, проводимые раввинскими судами, находящимися вне рамок Главного Раввината. Нельзя не признать, что с точки зрения религиозного права, раввин Хаим Амсалем в данном случае безусловно прав.

В заключение следует отметить, что Главный Раввинат и Министерство по делам диаспоры предпочли не отвечать на процитированное выше заявление раввина Хаима Амсалема и на выдвинутые им обвинения.

52.34MB | MySQL:103 | 0,602sec