К вопросу о визите делегации ХАМАСа в Москву

Заявление российского президента о том, что Москва готова принять лидеров ХАМАСа, получило широкий резонанс, но еще большее внимание международной общественности вызвало его заявление о том, что Россия никогда не считала ХАМАС террористической организацией. «Наша позиция в отношении ХАМАСа отличается от американской и от западноевропейской. Министерство иностранных дел Российской Федерации никогда не признавало ХАМАС в качестве террористической организации. Но это не значит, что мы одобряем и поддерживаем все, что делает ХАМАС, и все заявления, которые в последнее время звучат», — заявил В.В. Путин на ежегодной пресс-конференции для российских и иностранных журналистов 31 января 2006 года. На пресс-конференции по итогам российско-испанских переговоров 9 февраля российский лидер объяснил, что непризнание ХАМАСа как террористической организации было осознанной тактикой с целью «не сжигать мосты в политике».

Говорить о том, что непризнание ХАМАСа террористической организацией было стратегическим планом российской стороны, на самом деле, не приходится. Дело скорее в особенностях российского законодательства. Федеральный закон о борьбе с терроризмом от 1998 года определяет террористическую организацию как «организацию, созданную в целях осуществления террористической деятельности или признающую возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации». Однако по российскому законодательству признать организацию террористической может лишь суд. На сегодняшний день в России террористическими по решению Верховного суда от 14 февраля 2003 года признаны 15 организаций, и ХАМАС в этот список действительно не входит. Это «де-юре» и позволяет президенту начать переговоры с организацией, которую международное сообщество считает террористической.

Политика президента была поддержана как российскими парламентариями, так и МИДом России. В сообщении МИДа для печати от 11 февраля 2006 года было сказано: «По убеждению российской стороны, в интересах обеспечения перспективы для восстановления процесса палестино-израильского урегулирования на основе «Дорожной карты» необходимо, не затягивая, начинать разговор с ХАМАСом как влиятельной силой палестинского общества».

Очевидно, что данные шаги российского лидера продиктованы желанием играть большую роль в ближневосточном мирном процессе и в регионе в целом, компенсируя ситуацию последних лет, когда Россия в лучшем случае играла роль свадебного генерала.

Позиция США

Не случайно на пресс-конференции с российскими и иностранными журналистами российский лидер подчеркнул, что победа ХАМАСа на выборах в Законодательный совет ПА — «это большой удар, сильный удар по американским усилиям на Ближнем Востоке, очень серьезный удар». Действительно, после заявлений американской стороны о том, что переговоры с ХАМАСом невозможны до тех пор, пока эта организация не выполнит ряд требований, США не может продолжать мирный процесс, который «так успешно шел под их руководством». По логике, прежде чем вступить в переговоры с ХАМАСом, эта группировка должна быть вычеркнута из списка террористических организаций Соединенных Штатов. Это в определенной степени связывает США руки. Видимо, с этим связана чрезвычайно сдержанная реакция США на предложение российского президента принять ХАМАС в Москве. Несмотря на то, что, по некоторым данным, заявление Москвы было для партнеров по «квартету» неожиданным, США сочли необходимым лишь удостовериться, что Россия потребует от ХАМАСа признания Израиля и разоружения.

Позиция Европейского союза

Что же касается Европейского союза, то были обнародованы лишь заявления отдельных его стран. Так, Франция высказалась в поддержку намерений России: «Это может способствовать продвижению наших позиций». Одновременно лидеры европейских стран (Франции, Германии и Испании) отметили необходимость принятия ХАМАСом трех условий — признания государства Израиль, отказа от террора и принятия всех предыдущих соглашений.

Так или иначе, страны Европейского союза находятся в еще более щекотливой ситуации, нежели США. В отличие от США, Европейский союз вынужден прислушиваться к арабским общинам стран-участников. Так, несмотря на то, что ЕС признал ХАМАС террористической организацией, на протяжении 2005 года периодически появлялась информация об усилении контактов между ними. Неоднократно Израиль заявлял официальные протесты по поводу интенсификации таких контактов.

Таким образом, Европейский союз пытается сделать два дела сразу: объявить о борьбе с террористическими организациями (ЕС «заморозил» финансирование ПА в этом году и заявил о необходимости выполнения ХАМАСом ряда условий) и продолжать мирный процесс руками своих российских коллег по «квартету» (сдержанно отреагировав на возможный визит представителей ХАМАСа в Москву).

Позиция Израиля

Убедительная победа ХАМАСа на выборах в Законодательный совет стала для Израиля не то чтобы неожиданной, скорее — несвоевременной. То, что ХАМАС получит значительное количество голосов в Законодательном собрании (по разным оценкам, до 40%) практически никто не сомневался. Но ситуация, когда ХАМАС получает абсолютное большинство, при котором он может сформировать собственное правительство, застала Израиль врасплох. И все бы ничего, если бы не выборы в израильский парламент, которые должны состояться менее чем через два месяца. Израильские политики оказались перед непростой задачей: сохранить электорат можно, лишь продумывая каждый шаг, каждое слово в отношении ХАМАСа в том числе.

После победы ХАМАСа на парламентских выборах израильским политикам пришлось всерьез задуматься о дальнейших отношениях с неспокойным соседом. В кнесете даже прозвучала идея, что именно ХАМАС — тот единственный партнер, с которым Израилю удастся окончательно обо всем договориться. Тем не менее это скорее маргинальная позиция, ведь даже самые умеренные лидеры ХАМАСа не обещают Израилю ничего, кроме более длительного перемирия (да и то лишь после ухода последнего к границам 1967 года).

Именно со стороны Израиля последовала самая эмоциональная реакция на предложение Владимира Путина. Один из членов правительства, министр транспорта Меир Шитрит обвинил Россию в том, что она «ударила Израиль в спину».

Довольно резко высказался и президент Государства Израиль, заявив, что он не одобряет приглашения в Россию делегации радикального палестинского движения ХАМАС: «Это решение абсурдно и нанесет политический ущерб, поскольку он (ХАМАС) теперь окопается на своих нынешних позициях», — заявил Моше Кацав.

Более сдержанно отреагировал исполняющий обязанности премьер-министра Эхуд Ольмерт. Он назвал российскую инициативу ошибкой: «По моему мнению, российская позиция дезинформирована, и я ясно дал понять это российской стороне. Мнение международного сообщества было также решительно против этой инициативы».

Очевидно, в подтверждение ошибочности российской позиции был опубликован отчет Израильского информационного центра изучения терроризма при Центре специальных исследований о связях ХАМАСа с террористическими группировками на территории Чечни. Представитель правительства Израиля пояснил в интервью газете The Jerusalem Post, что этот документ обнародован для того, чтобы люди «поняли истинную природу ХАМАСа — что ХАМАС поддерживал терроризм в других частях света и цели радикального джихада не только против Израиля, но и по всему свету, в частности, в России». В отчете отмечается, что «ХАМАС является враждебной по отношению к России организацией из-за своей солидарности с чеченскими сепаратистами (и признания их частью мирового джихада) и проводимыми ими террористическими действиями».

Министр обороны Шауль Мофаз отметил, что его российский коллега Сергей Иванов разъяснил ему, что приглашение Путина было предназначено для давления на ХАМАС через прямой диалог, а не через публичные заявления.

Накануне встречи двух министров еще один представитель правящей партии Кадима Цахи Анегби заявил о смягчении позиции относительно приглашения ХАМАСа в Москву: «Я не думаю, что надо принимать шаги по обострению отношений с Россией, это дружественная нам страна, с которой у нас много связей. Такие вопросы надо решать при помощи диалога».

Позиция ХАМАСа

Хамас добился власти. Он, как никогда, близок к конечной цели — полной легитимации. Де-факто он ее практически получил, ведь при всех прочих «но» международное сообщество признает, что власть группировка ХАМАС получила абсолютно законным и, что более важно, демократическим путем.

С самого начала не вызывало сомнений, что ХАМАС будет стремиться к переговорам с Израилем — нехотя, как бы делая одолжение, со множеством «если». Дело вовсе не в том, что ХАМАС из террористической организации вдруг превратился в «движение за мир с евреями». Лидеры ХАМАСа прекрасно понимают, что признание международным сообществом и получение от них финансовой поддержки невозможно без иллюзии мирного палестино-израильского диалога. Именно поэтому лидеры ХАМАСа с удовольствием откликнулись на предложение российского президента посетить Москву.

Позиция арабских стран

После того как ХАМАС одержал победу на выборах в Законодательное собрание, его лидеры незамедлительно попытались получить поддержку арабских стран. Лидеры ХАМАСа посетили Судан и Турцию. Турецкие власти с энтузиазмом приняли на себя посреднические функции. Перед визитом ХАМАСа в Анкару министр иностранных дел Турции Абдалла Гюль заявил, что Турция приложит все усилия, чтобы стать посредником в мирных переговорах, которые должны быть основаны на «Дорожной карте».

Египетские власти весьма негативно отнеслись к решению Москвы и Турции принять лидеров ХАМАСа. Подобная реакция Египта понятна, ведь он традиционно позиционирует себя в качестве наиболее приемлемого для сторон посредника палестино-израильских переговоров. Так, после победы ХАМАСа на выборах Египет поспешил заверить Израиль, что ХАМАС примет условия для ведения дальнейших переговоров. В этом смысле визит лидеров ХАМАСа в Москву для Каира крайне нежелателен.

Есть все основания полагать, что пустые возмущения и искусственная шумиха при полном (де-факто) согласии сторон, каждая из которых преследует свои цели, позволит осуществить визит ХАМАСа в Москву, что называется, «под шумок».

Далее в интересах ХАМАСа развитие по типу «Арафат». Ситуация, которая сложилась в палестино-израильских отношениях, отнюдь не нова. Все это уже было в начале 90-х годов. ООП тогда считалась террористической организацией, с которой Израиль не хотел иметь никаких отношений. Затем были тайные палестино-израильские переговоры, письмо Арафата от 9 сентября 1993 года тогдашнему премьер-министру Ицхаку Рабину, в котором он признавал право Израиля на существование, брал обязательства изменить Устав ООП и остановить террор. Арафат тогда легитимизировал ООП, боевые группировки которого продолжали (и продолжают) бороться с «сионистским врагом». Именно такая схема наиболее выгодна ХАМАСу для достижения его целей. Этому будут способствовать и арабские страны. Стремление Израиля положить конец палестино-израильскому противостоянию и нынешние умеренные настроения в израильском обществе также работают на этот вариант развития событий.

Однако в преддверии предстоящих выборов в кнесет вступать в какие-либо переговоры с ХАМАСом крайне опасно, да и относительное «единство» израильского общества вряд ли будет длиться долго. Абсолютно очевидно, что ХАМАС не имеет планов на долгосрочное сотрудничество. Предложенное перемирие возможно лишь в случае отхода Израиля к границам 1967 года, признания прав палестинских беженцев и их потомков, пересмотра палестино-израильских соглашений. Принятие всех этих условий, особенно условия передачи Восточного Иерусалима (!), маловероятно, даже если Кадима придет к власти. Несмотря на это, Израиль, очевидно, вступит в переговоры с ХАМАСом (возможно, тайные или через посредников). Не исключено, что визит в Москву станет пробным шаром подобных контактов на пути к очередному Осло.

53.32MB | MySQL:103 | 0,548sec