ХАМАС-ФАТХ: коалиция под вопросом

Палестинские и арабские СМИ (израильские, разумеется, тоже) полны противоречивых сообщений относительно состава будущего правительства, которое формирует радикальное исламское движение ХАМАС. Одни информируют читателей о том, что организация ФАТХ, правившая до недавнего времени на палестинских территориях, согласна войти в будущий кабинет. Другие утверждают, что ее лидеры категорически против вхождения в коалицию. Как обстоят дела в действительности?

* * *

Сразу после оглашения итогов выборов в Законодательный совет (палестинский парламент), убедительную победу на которых одержало движение ХАМАС, руководство ФАТХа отказалось от участия в правительстве. По словам одного из его лидеров Набиля Шаата, многие его соратники не приветствуют союз с победителями, поскольку бывшей правящей организации нужно время на перестройку после неожиданного поражения.

Позднее лидеры ФАТХа согласились на вхождение в коалиционное правительство. «Намерение и принципиальное согласие имеются, — заявил глава (уже бывшей) парламентской фракции Аззам аль-Ахмад. — Однако, мы должны сначала договориться о программе».

21 февраля председатель Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас (Абу-Мазен) заявил после встречи с новым премьер-министром Исмаилом Ханией, что ФАТХ «войдет в коалиционное правительство, если будет достигнуто взаимопонимание».

Казалось бы, вопрос решен…

И вот на днях депутат Законодательного собрания Мухаммед Дахлан объявил, что ФАТХ отказывается (!) от вхождения в правительство. Он сообщил, что это решение было принято парламентской фракцией, Революционным советом ФАТХа и Центральным комитетом с согласия Аббаса.

Очевидно, достигнуть взаимопонимания пока не удалось…

Почему?

Во внешней политике ФАТХ стремится к разделению Израиля на «две страны для двух народов». Движение настаивает на возвращении к границам 1967 года, создании независимого Палестинского государства со столицей в Иерусалиме, принятии закона о возвращении беженцев. ФАТХ готов продолжить (!) мирные переговоры с Израилем

ХАМАС также обещает создать независимое Палестинское государство от Средиземного моря до реки Иордан. Но это государство, по замыслу победителей, будет жить по законам шариата и станет частью ближневосточных исламских стран. Также как и соперники, ХАМАС настаивает на возвращении палестинских беженцев. Считает, что они имеют право на возвращение, а жители территорий – на борьбу с «оккупантами», то есть, с израильтянами. В отличие от ФАТХа ХАМАС не признает права на существование еврейского государства. Больше того, лидеры движения отвергают любой намек (!) на то, что они могут признать право Израиля на существование. Даже, несмотря на жесткие санкции, наложенные на палестинскую администрацию после прихода ХАМАСа к власти.

Во внутренней политике ФАТХ обещает избирателям прекращение анархии, организационную реформу власти и защиту прав женщин в обществе. ХАМАС в свою очередь намерен ввести систему образования, основанной на исламских ценностях. Лидеры движения обещают сохранение статуса женщины с правами, записанными в Коране.

Правительство Исмаила Хании собирается пересмотреть все договоры, заключенные ПНА с Израилем. Оно будет соблюдать только те из них, которые идут на пользу палестинскому народу и гарантируют создание палестинского государства со столицей в Иерусалиме в границах, существовавших до войны 1967 года.

Как сообщает египетская газета «Аль-Ахрам» (ее информацию подтверждает и палестинская «Аль-Хаят аль-джадида»), не так давно Каир посетили представители ФАТХа Мухаммед Дахлан и Самир Машрауи. Их пригласили для обсуждения вопроса об участии организации в коалиционном правительстве. После этого визита Египет дал понять, что «дело налаживается и есть основания для оптимизма».

Уместно заметить, что большинство голосов в парламенте позволяет ХАМАСу сформировать собственный кабинет министров. Но создание правительства национального единства повлияло бы на отношение международной общественности к палестинской администрации и обеспечило перемирие между сторонниками движений.

Между тем, многие арабские аналитики отмечают, что лидеры ФАТХа не смирилась с поражением на парламентских выборах. Если верить израильским спецслужбам, они разрабатывают план мести движению ХАМАС.

По словам Насера Джурмы, командира подразделения «Бригады мучеников Аль-Акса» (военное крыло ФАТХ) на Западном берегу реки Иордан (Иудея и Самария), его боевики будут разжигать насилие с целью вызвать анархию на палестинских территориях, а затем нанести удар по Израилю. Лидеры ФАТХа не скрывают, что цель подобных действий – расшатать будущее палестинское правительство, которое сформирует ХАМАС. Еще одна задача – показать международному сообществу, что это движение не способно контролировать ситуацию на палестинских территориях.

Особое раздражение у лидеров ФАТХа вызывает то обстоятельство, что ХАМАС получит полномочия распределять посты и контролировать большинство из 58 тысяч должностей в палестинских силах безопасности, которые сейчас занимают в основном члены ФАТХ. Так как после победы ХАМАСа посты в палестинской администрации и финансирование оказались под угрозой, подчеркивают палестинские аналитики, движение ФАТХ распирает от внутреннего давления. Судя по всему, скоро в этой организации начнутся внутренние разборки.

Как сообщает израильская газета «Ха-Арец», на днях в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан прошли демонстрации протеста против возможного союза ФАТХа и ХАМАСа. «Бригады мучеников Аль-Акса» обнародовали заявление, в котором угрожают «ликвидировать» лидеров ФАТХа, если они войдут в коалицию с ХАМАСом.

Другая израильская газета «Джерузалем пост» сообщила, что Дахлан со сторонниками начали собирать оружие с баз палестинских сил безопасности в секторе Газа, чтобы оно не попало в руки ХАМАСа. По данным газеты, тысячи автоматов АК-47 были розданы боевикам ФАТХа, получившим от Дахлана приказ, находиться в состоянии повышенной боеготовности и сорвать все попытки ХАМАСа, взять под свой контроль вооруженные силы.

Тем не менее, недавно Махмуд Аббас заявил, что готов передать правительству ХАМАСа обширные полномочия в вопросах национальной безопасности, в том числе контроль над силовыми структурами.

Речь идет о самом крупном инструменте власти. В силах безопасности, которые можно назвать палестинской армией, служит более 25.000 человек.

Кроме того, ХАМАС будет контролировать специальные подразделения и полицию. Абу-Мазен сообщил, что единственное ведомство которое не отойдет под контроль нового правительства, – это разведка под руководством Тауфика Тирауи.

«Я не собираюсь лишать ХАМАС того, о чем в свое время просил у Ясира Арафата для себя», — сказал он.

ХАМАС заявил о согласии с решением Махмуда Аббаса. Его лидеры объявили, что не хотят полного влияния на ведомства внешней политики и национальной безопасности, однако хотят получить частичный контроль над ними.

* * *

Итак, сумеет ли Исмаил Хания сформировать коалиционное правительство?

Однозначного ответа на этот вопрос не дает никто. Ни аналитики, ни журналисты. Даже лидеры ХАМАСа и ФАТХа уклоняются от определенного ответа.

Ведь основной конфликт между движениями лежит в политической плоскости, поскольку ХАМАС считает неверными шаги, сделанные ранее его политическим оппонентом навстречу Израилю. Представитель ХАМАСа отметил, что движение питает слабую надежду на способность ФАТХа полноценно сотрудничать по всем спорным вопросам. Вместе с тем, оно по-прежнему видит необходимость в участии его представителей в правительстве.

Как стало известно, ХАМАС продолжает вести консультации о вхождении в будущее правительство и с представителями других палестинских движений. В частности, с «Народным фронтом освобождения Палестины», «Демократическим фронтом освобождения Палестины». Идут переговоры и с «Исламским джихадом», несмотря на то, что это движение отказалось от участия в правительстве.

Число министров, которые войдут в новое правительство, в зависимости от результатов переговоров, может составить от 19 до 24 человек.

62.85MB | MySQL:102 | 0,649sec