Основные направления деятельности НАТО в Афганистане

Вооруженные силы НАТО в Афганистане представляют Международные силы содействия безопасности (МССБ), которые первоначально были созданы как самостоятельное военное объединение в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1386 от 20 декабря 2001 года на основе Боннских соглашений 2001 года.

Полномочия Международных сил в Афганистане определены резолюциями СБ ООН №№ 1386, 1413, 1444, 1510, 1563 и Военно-техническим соглашением между МССБ и правительством Афганистана от 9 декабря 2003 года. Смена командования МССБ происходит каждые шесть месяцев. Так, МССБ-I возглавлялись Великобританией, МССБ-II — Турцией, МССБ-III — Германией и Голландией.

Командование и координация деятельности Международных сил содействия безопасности (далее МССБ/НАТО) перешли к НАТО с августа 2003 года (МССБ-IV–VIII). Необходимо отметить, что миссия НАТО в Афганистане является первой миссией этого альянса за пределами его традиционной зоны ответственности. Первоначально район деятельности МССБ/НАТО в Афганистане был ограничен пределами столицы. В соответствии с резолюцией № 1510 СБ ООН от 13 октября 2003 года, зона ответственности МССБ/НАТО в стране была расширена за пределы Кабула.

Политическое руководство и координация миссией НАТО в Афганистане осуществляются Советом НАТО. Совет тесно сотрудничает со странами, не являющимися членами НАТО, но участвующими в афганской миротворческой миссии.

В январе 2004 года альянс назначил бывшего министра иностранных дел Турции Х. Четина своим военно-гражданским представителем в Афганистане. Во исполнение поставленных руководством альянса задач, он активно взаимодействует с командованием МССБ/НАТО и командованием коалиционных сил (КС), действующих под руководством США в рамках операции «Несокрушимая свобода», а также с правительством Афганистана, спецпредставителем генсекретаря ООН по Афганистану и другими международными структурами.

Целями миссии МССБ/НАТО в Афганистане являются оказание содействия кабульскому правительству в расширении и закреплении центральной власти на всей территории страны, поддержание безопасности в пределах зоны своей ответственности, создание условий для соблюдения законности и реализация восстановительных проектов.

МССБ/НАТО координирует деятельность структур по проектам гражданско-военного сотрудничества (CIMIC — Civil Military Cooperation project). Данные подразделения реализуют ряд программ по строительству и реконструкции социально-экономической инфраструктуры Афганистана, ведут мониторинг восстановительных проектов, финансируемых странами-донорами. В задачу этих подразделений входят также предоставление информации командующему МССБ/НАТО по различным аспектам жизнедеятельности государства (от экономики до военно-политической ситуации) и организация взаимодействия с афганскими властями, международными и местными неправительственными организациями.

При этом МССБ/НАТО выполняет ряд других задач, возникающих в процессе развития ситуации в стране. Так, Международные силы оказывали содействие правительству Афганистана в проведении Национальной ассамблеи — Лойя Джирги (14.12.2003 г. – 04.01.2004 г.), президентских выборов 9 октября 2004 года, выборов в парламент страны, уездные советы и органы местного самоуправления 18 сентября 2005 года. Кроме того, они обеспечивают деятельность Кабульского международного аэропорта, оказывают содействие афганскому руководству в строительстве Афганской национальной армии (AHA) и реформировании органов безопасности.

В структуру МССБ/НАТО входят:

Штаб-квартира МССБ/НАТО. Осуществляет планирование и координацию деятельности подразделений Кабульской многонациональной бригады в пределах зоны ее ответственности.

Кабульская многонациональная бригада. Тактическое подразделение МССБ/НАТО, ответственное за планирование и осуществление ежедневного патрулирования, а также за реализацию деятельности структуры по проектам гражданско-военного сотрудничества (CIMIC).

Кабульский международный аэропорт. МССБ/НАТО оказывает содействие министерству гражданской авиации и туризма Афганистана в организации работы Кабульского международного аэропорта, а также обеспечивает его безопасность.

Провинциально-восстановительные команды (ПВК). Команды организованы как гражданско-военные подразделения, размещающиеся в провинциях страны для обеспечения безопасности восстановительных проектов в пределах зоны их ответственности.

Первая ПВК НАТО была размещена в провинции Кундуз в январе 2004 года, возглавляется Германией. ПВК под командованием Великобритании в Мазари-Шарифе (провинция Балх) перешла от КС к НАТО 1 июля 2004 года. Натовские ПВК также размещены в Меймене (провинция Фарьяб), Файзабаде (Бадахшан), Пули-Хумри (Баглан), Герате (Герат), Фарахе (Фарах), Калайи-Нау (Бадгис) и Чагчаране (Гор), которые действуют под командованием, соответственно, Норвегии, Германии, Нидерландов, Италии, США, Испании и Литвы. Кроме того, НАТО располагает базой тылового обеспечения в окрестностях Мазари-Шарифа и системами «спутникового присутствия» в провинциях Сари-Пуль, Саманган и Шиберган. Всего по состоянию на начало 2006 года зона деятельности ПВК НАТО охватывает 10 из 34 провинций страны. Необходимо отметить, что, декларируя гражданскую направленность своей деятельности, эти команды в основном решают военные и разведывательные задачи. Данные обстоятельства вызывают серьезную озабоченность афганского руководства и местного населения, несмотря на то, что Командование МССБ/НАТО обозначает готовность придать своим ПВК реальные экономические функции.

Во время проведения президентских выборов 9 октября 2004 года контингент МССБ/НАТО увеличился с 6,5 до 10 тысяч человек. Дополнительные войска предоставили Франция, Германия, Испания, Италия, Бельгия и другие страны. США, Великобритания, Нидерланды направили средства воздушной поддержки. Была также усилена и группировка ВВС. Однако процесс расширения натовского присутствия в Афганистане проходил с определенными трудностями. Многие страны обусловили сроки пребывания в Афганистане своих дополнительных воинских подразделений только периодом выборов. Поэтому после окончания президентских выборов натовская группировка была сокращена до 8 тысяч человек. Накануне парламентских выборов, прошедших 18 сентября 2005 года, численность МССБ/НАТО вновь была увеличена и превысила 10 тысяч человек.

В настоящее время в состав Международных сил входят около 11 тысяч человек из 26 стран — членов НАТО, и около 300 человек из десяти стран, не входящих в Североатлантический альянс. Таким образом, в формировании МССБ/НАТО участвуют 36 государств: Албания, Австрия, Азербайджан, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония. Командование Международными силами с сентября 2005 года осуществляется Италией и весной 2006 года должно быть передано Великобритании.

13 октября 2004 года состоялась встреча министров обороны стран — членов НАТО в Пойяне Брашов (Румыния), на которой Франция и Германия выступили против предложенной США идеи слияния мандатов МССБ/НАТО и операции «Несокрушимая свобода», проводимой КС под руководством США. Вопрос об объединении также стал одним из ключевых на встрече министров обороны в Ницце (Франция) 9–10 февраля 2005 года.

8 декабря 2005 года на заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) НАТО решение об увеличении численного состава МССБ/НАТО и распространении зоны ее ответственности на южные провинции Афганистана (так называемая третья фаза расширения) получило формальное одобрение. Планируется, что расширение состоится в мае 2006 года, когда командование МССБ/НАТО перейдет по ротации к Великобритании.

Контингент Международных сил под эгидой НАТО в Афганистане предполагается расширить до 15–16 тысяч человек. В основном это планируется сделать за счет увеличения количества войск Великобритании (3300 военнослужащих), Канады (уже направили 2 тысячи военнослужащих), Нидерландов (1200 военнослужащих) и Австралии (200 военнослужащих). Под расширенную структуру создается новый оперативный штаб в Кабуле. Командование НАТО планирует, что к концу 2006 года МССБ/НАТО будет контролировать безопасность на 2/3 территории страны. Это вызывает серьезные сомнения, так как, по мнению экспертов, реальная ситуация в Афганистане имеет тенденцию к еще большей дестабилизации. Ухудшается отношение местного населения Афганистана к военнослужащим МССБ/НАТО. Основная причина в том, что афганцы переносят на них свою ненависть к американским войскам, действующим в составе международной коалиции. Показательный момент: голландцы изменили полевую форму своих солдат в МССБ/НАТО так, чтобы местные жители не путали их с американцами. Их примеру намерены последовать бельгийцы и другие натовские военнослужащие Международных сил.

Предложение американцев и англичан о частичной передаче МССБ/НАТО функций по непосредственной борьбе с «Аль-Каидой» и Движением талибов, а также по противодействию наркоиндустрии не нашло понимания у партнеров по альянсу. Исходя из стремления избежать повышения риска для личной безопасности натовских военнослужащих, Совет министров иностранных дел НАТО в Брюсселе вынес решение, подразумевающее сохранение самостоятельности операций МССБ/НАТО и «Несокрушимая свобода» с раздельным командованием. В ходе «третьей фазы» предполагается, что под командование альянса будут переданы ПВК, которые в настоящее время действуют под руководством КС на юге страны, где обстановка более напряженная по сравнению с северными и западными провинциями. В связи с этим натовцам потребуется обеспечить тесную координацию действий своих сил с подразделениями КС, мандат которых предусматривает возможность проведения активных наступательных антитеррористических операций.

Совет НАТО одобрил оперативный план и подтвердил в итоговом заявлении неизменность курса альянса в Афганистане, а также обозначил свои новые приоритеты:

— помощь афганским властям в установлении контроля над всей территорией страны;

— проведение операций по обеспечению безопасности в зоне ответственности НАТО в сотрудничестве с афганскими силовыми структурами;

— поддержка Афганской национальной армии, содействие в усилении ее боеготовности;

— поддержка программ афганского правительства по разоружению незаконных формирований;

— обеспечение работы и безопасности Кабульского аэропорта;

— содействие в обучении офицеров национальной полиции Афганистана, а также в обеспечении их взаимодействия с армией;

— поддержка усилий правительства Афганистана по борьбе с наркотиками;

— оказание экспертной помощи и поддержки афганского правительства в вопросах организации пограничного контроля;

— оказание помощи в других вопросах, связанных с реформой сектора безопасности в тесном сотрудничестве со странами «восьмерки».

Таким образом, ясно просматривается стремление США передать в будущем от КС миссии МССБ/НАТО части функций по непосредственному ведению боевых действий против боевиков «Аль-Каиды» и Движения талибов.

Однако, по мнению экспертов, увеличение контингента военнослужащих НАТО в Афганистане и повышение активности МССБ/НАТО могут спровоцировать рост недовольства местного населения и обострение обстановки в стране, что приведет к увеличению потерь среди натовцев.

62.86MB | MySQL:102 | 0,504sec