Российско-израильские отношения после ракетного удара по Сирии

На протяжении довольно продолжительного, учитывая динамику ситуации на Ближнем Востоке, да и в мире в целом, промежутка времени Иерусалиму удавалось сохранять определенный нейтралитет в конфликте Москвы с Западом. Так, Израиль  не поддержал сначала информационную, а затем дипломатическую войну против России по т.н. «делу Скрипалей», четко ответив Великобритании на её попытки втянуть ближневосточное государство в противостояние. Также в начале апреля получили развитие два важных аспекта российско-израильского сотрудничества. Во-первых, во время телемоста между Кнессетом и Советом Федерации  11 апреля посольство РФ в Израиле подтвердило, что со стороны Иерусалима получено заверение поддержать российскую позицию в вопросе участия в международном проекте реконструкции мемориального комплекса на месте лагеря смерти Собибор, что ранее вызвало споры между государствами. Также в начале апреля посол Израиля в Москве Г.Корен на встрече с представителями Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека заявил, что стороны готовят соглашение об исключении двойного призыва в армию для лиц, обладающих двойным гражданством.

Казалось бы, указанные обстоятельства свидетельствовали о позитивном развитии российско-израильского взаимодействия, в котором, наконец, нашлось место не только ближневосточной повестке дня, но и двусторонней проблематике. Однако напряженность в Сирии вновь обострила сотрудничество Иерусалима и Москвы. Сначала Россия возложила на Израиль ответственность за атаку на сирийскую авиабазу Т-4, после чего посол Израиля в Москве был вызван в МИД для консультаций. О переговорах израильского дипломата и спецпредставителя президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки М.Л.Богданова известно мало. Российский МИД по итогам их беседы отметил лишь очевидное, что главной темой была сирийская ситуация. Впрочем, надо сказать, что те обстоятельства до конца не воспринимались как свидетельство нарастания противоречий, поскольку в экспертном сообществе присутствовала и точка зрения, в соответствии с которой Иерусалим в некотором смысле уберег своих главных глобальных партнеров – Москву и Вашингтон – от открытого столкновения, наказав сирийский режим за применение химического оружия и приняв удар обвинений за это на себя.

Последующие действия США, Великобритании и Франции усугубили ситуацию, заставив израильские власти четче артикулировать, чью сторону они предпочитает. В воскресенье на еженедельном заседании кабинета министров глава правительства страны Б.Нетаньяху сообщил: «Израиль полностью поддерживает решение президента Трампа действовать против использования химического оружия в Сирии и приветствует решение премьер-министра Великобритании Терезы Мей и президента Франции Эммануэля Макрона присоединиться к этим действиям». Свою логику премьер-министр объяснил тем, что только таким способом можно, цитируя его, продемонстрировать «нетерпимость к использованию неконвенционального оружия», а также помешать террористическим государствам обзавестись ядерным потенциалом. Солидаризация с линией Вашингтона на фоне боязни, что США отстраняться от сирийских дел, заставив тем самым страну бороться с растущим влиянием Ирана в одиночку, ясны, однако, не вызывает сомнений и то, что это безусловно осложняет отношения с Россией.

Следующим свидетельством нарастающих противоречий стала попавшая в израильские СМИ информация о предупреждении относительно нарушения Кремлем «красных линий». Резкое недовольство ближневосточного государства вызвало заявление Москвы о намерении поставить в САР зенитно-ракетные комплексы С-300. При этом, как отметил начальник Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России генерал-полковник С.Ф.Рудской, этот вопрос рассматривается, цитируя его, «не только в отношении Сирии, но и других государств».

Сообщившая эту информацию в воскресенье со ссылкой на неназванные источники израильская медиа-сеть Arutz Sheva также отмечает, что не исключается обсуждение с Ираном поставок российских систем С-400, к чему Тегеран уже продемонстрировал свой интерес. Совершенствование вооружений враждебных режимов в сочетании с риском потери свободы действий составляет сейчас с точки зрения оборонных кругов ближневосточного государства основную опасность для Израиля в сложившихся обстоятельствах. При этом страну явно не покидает ощущение, что действовать против обозначенных угроз ей придется самостоятельно, поскольку США не могут определиться со своей стратегией по Сирии, а если и действуют, то в своих, а не израильских интересах. Мало того, перевооружение Сирии будет означать ограничения действий ЦАХАЛа на всем северном фронте.

Журналисты Arutz Sheva сомневаются в возможности Иерусалима действительно повлиять на Кремль такими обращениями. Впрочем, как пишут их коллеги из газеты Haaretz, и отказаться от этой возможности страна не может. Израильское руководство пока, на их взгляд, не испытывает алармистских настроений по поводу разлада с Москвой, не считая его серьезным, т.к. механизм координации действий по-прежнему сохраняется. В этой связи правительству важно давать понять, что от своих «красных линий» оно не отступит, поскольку посылать аналогичные сообщения после стабилизации сирийского режима во главе с Б.Асадом и ухода оттуда США может оказаться попросту невозможно. С таким подходом соглашаются и некоторые эксперты. Так, специалист по международным отношениям из Университета Хайфы, профессор А.Бен-Цви полагает, что действия США не были направлены на конфронтацию с Россией, что доказало проведение, как он считает, ограниченной в масштабах военной операции. Следовательно, из его рассуждений вытекает, что речь идет не о конфликте, а о демонстрации своих претензий, чем занимается также и Иерусалим.

Таким образом, Израиль вновь вынужден балансировать между действиями США и России, рискуя остаться один на один с угрозами собственной национальной безопасности. С одной стороны, несмотря на имеющиеся противоречия, о серьезном разладе с Москвой говорить пока нельзя, а значит диалог с ней по-прежнему будет продолжен. С другой стороны, если у Иерусалима и есть путь к решению своих проблем через усилия внерегиональных сил, что проходит он через Вашингтон и его союзников, поскольку Кремль на ограничение влияния Ирана и давление на Б.Асада в текущих условиях точно не пойдет.

52.15MB | MySQL:103 | 0,465sec