Сирийская тема на министерской встрече стран-членов G7

США полагают, что на восстановление районов в Сирии, контролируемых правительственными войсками президента страны Башара Асада, не надо направлять какую-либо помощь. Об этом в воскресенье журналистам заявил представитель американской администрации высокого ранга по итогам прошедшей в Торонто министерской встречи стран-членов «Группы семи» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония). «Соединенные Штаты не считают, что какая-либо помощь по восстановлению должна направляться в районы, контролируемые режимом Асада», — сказал чиновник, стенограмму высказываний которого распространила пресс-служба Госдепартамента. По его словам, участники встречи напомнили, что Россия выступила гарантом уничтожения химического оружия в республике и якобы не выполнила своих обязательств. При этом в «семерке» убеждены, что мирное урегулирование конфликта должно проходить посредством женевского процесса под эгидой ООН. «Когда мы рассматриваем и взвешиваем дальнейшие действия, мы не хотим, чтобы финансирование поступало в районы, которые контролируются правительством Асада, — уточнил он. — Мы не хотим восстанавливать зоны, которые находятся под властью режима Асада». При этом в Вашингтоне полагают, что это даст ускорение «политическому процессу» передачи власти в стране. То есть идея-фикс отстранения президента САР Башара Асада от власти никуда не далась, а это делает все попытки каких-то разговоров с западными странами о будущем политическом устройстве страны бессмысленными.  Представитель американской администрации рассказал, что на министерской встрече была подчеркнута важность нанесенного ранее удара по объектам на сирийской территории для уничтожения находившегося там, по утверждению Запада, химического оружия. Вот из этих  перечисленных факторов  и складывается нынешняя коллективная позиция Запада по отношению к сирийскому досье, а не только позиция самих США. Ее можно охарактеризовать следующими аспектами, что следует из совместного заявления.

1.Установление контроля над северными районами Сирии, и особенно в регионе восточнее Евфрата с созданием там лояльной себе социальной-экономической суннитско-курдской автономии. При этом с учетом того, что на этих территориях находится 70 процентов всех нефтяных полей Сирии, то предполагается, что передача их в фактическое  пользование местных суннитов: а) позволит их перевести в большей части на самофинансирование, то есть повторить   в принципе успешный алгоритм действия на этом направлении «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), и тем самым создать основной принцип лояльности и оппозиции Дамаску; б) не позволить самому Дамаску использовать эти нефтяные поля для восстановления социально-экономической инфраструктуры страны, что должно перманентно поддерживать уровень недовольства населения и заставлять ту же Россию и Иран тратить значительные средства на поддержку режима Асада. Эта стратегия собственно была выработана уже сравнительно давно, и именно ее реализация заставляет США отказываться от идеи установления стратегического альянса на сирийском направлении с Турцией.

  1. Создание на этой базе устойчивого блока оппонентов Дамаска, который должен играть основную роль на переговорах в Женеве при полном забвении всех остальных переговорных форматов, которые были инициированы Москвой и Тегераном. То есть сделать переговоры в Женеве безусловно безальтернативным вариантом. Эта схема в принципе поддерживается спецпредставителем ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой, который все время после проведения Конгресса сирийского национального диалога в Сочи фактически саботировал работу своего аппарата, прежде всего в рамках создания конституционной комиссии. Он ждал итогов давления Запада на Москву, и собственно ничего реального в этой связи не дождался. И в этой ситуации решил по итогам переговоров с российским министром обороны РФ С. Шойгу и министром иностранных дел С.Лавровым несколько отыграть назад.  Стаффан де Мистура заявил о важности сочинского и астанинского форматов урегулирования ситуации в Сирии при подключении к этому процессу и площадки в Женеве. «Я рассматриваю именно эти две силы (Сочи и Астану — прим. ТАСС) для того, чтобы успешно развивать сирийский диалог. Но, прежде всего, нужно обратить внимание на то, что надо поддерживать все три формата. Поскольку именно совместно они будут выполнять наибольший объем задач», — сказал де Мистура журналистам в пятницу по итогам встречи с министром обороны РФ Сергеем Шойгу. По словам спецпосланника, он ожидает, что переговорные процессы в Астане и Сочи будут содействовать поиску урегулирования на межсирийских дискуссиях в Женеве. «Я ожидаю, что как Астана, так и Сочи действительно внесут вклад в женевский процесс», — сказал эмиссар, добавив, что в итоге это единый международно признанный процесс по урегулированию ситуации в арабской стране. «Поэтому мы нуждаемся в оживлении всех трех [процессов]: сделать астанинский [процесс] более последовательным в деэскалации, сделать так, чтобы сочинский с его обещаниями стал реальностью, а женевский все это использовал», — резюмировал де Мистура. То есть в «сухом остатке» —  переговоры в Астане и Конгресс сирийского национального диалога создают необходимую базу для успеха переговоров в Женеве. То есть, констатировано именно то, о чем мы  говорили ранее: женевский формат является заключительной частью мирного процесса, а не первой его фазой. Этому, кстати, очень серьезно оппонируют и США, и ЕС. Заметим, что основной сдвиг в позиции спецпосланника произошел после встречи с российскими военными, а не с дипломатами. Именно по той причине, что сейчас в Сирии прежде всего работают инструменты не классической, а военной дипломатии. С учетом жесткого противостояния сторон роль классической дипломатии в зонах локальных региональных конфликтов самым серьезным образом сейчас  нивелировалась. Это прекрасным образом видно на примере тех же США, в которых роль Госдепартамента в принципе минимизирована до минимального уровня за всю новейшую историю. Главными в Вашингтоне сейчас являются военные, которые и определяют стратегию страны на том или ином региональном направлении. То же самое происходит сейчас, конечно не такими темпами, и в России. Дипломатии фактически невозможно работать в полном объеме при нежелании  Вашингтона и Брюсселя договариваться, время классических дипломатов наступает только в случае, если такое обоюдное желание присутствует у руководства двух сторон. Без этого условия дипломатия превращается в еще один пропагандистский рупор.
  2. Важным моментом, который определяет стратегию коллективного Запада, это отход от мотивировки борьбы с ИГ, которая становится все более и более неубедительной, к вопросу послевоенного обустройства Сирии по своим лекалам. Президент Франции Эмманюэль Макрон полагает, что после завершения войны с террористической группировкой «Исламское государство» в Сирии Париж, Вашингтон и их союзники должны будут иметь ключевое влияние в этой ближневосточной стране. Такую точку зрения французский лидер выразил перед визитом в США в интервью американскому телеканалу «Фокс ньюс», которое было опубликовано в воскресенье. Макрону был задан вопрос о том, убедил ли он президента США Дональда Трампа сохранить американское военное присутствие в Сирии после поражения ИГ. «Это не обязательно американские силы, но это американская дипломатия и ваше [американское] присутствие», — сказал французский лидер. «После этого нам придется построить новую Сирию, — добавил он. — Вот почему я считаю роль США очень важной». «В тот день, когда мы закончим эту войну против ИГ, если мы уйдем полностью и точно, даже с политической точки зрения, мы уступим ключевые позиции иранскому режиму, [президенту Сирии] Башару Асаду и другим. И они подготовят новую войну, они поддержат новых террористов», — добавил Макрон. Сразу отметим оговорку про «иранский режим», чего ранее французский президент старался избегать. В данном случае мы явно видим колебания Парижа по вопросу сделки по иранской ядерной программе (ИЯП) и стремления усидеть на «двух стульях»: не поссорится с США, и одновременно сохранить Францию в рамках единой позиции ЕС по этому вопросу. «С моей точки зрения, даже после войны с ИГ США, Франция, наши союзники, все страны региона, даже Россия и Турция, должны будут сыграть очень важную роль в создании новой Сирии и в том, чтобы гарантировать, что сирийцы будут определять свое будущее». Особо отметим «даже Россия и Турция». Вот в этой пренебрежительной оговорке французского президента кроется главная ошибка западных политиков, поскольку расшить сирийской узел без Москвы, Тегерана и  Анкары просто не получится. Как бы французский президент и не старался бы таскать каштаны американскими руками, так как само присутствие Парижа в бывшей своей подмандатной территории конечно является мизерным с точки зрения реальных возможностей влиять на ситуацию.
  3. Использование точечных военных ударов для сдерживания наступления сирийских правительственных сил и их союзников на зоны контроля Запада или радикальной вооруженной оппозиции. И сейчас основное усилие по этому вопросу будет сосредоточен на юге Сирии, где следует ожидать широкомасштабного наступления правительственных сил в ближайшее время. В этой связи важно констатировать, что определение солидарной стратегии на сирийском направлении стало одним из главных итогов заседаний G7.
52.22MB | MySQL:103 | 0,508sec