Сирия: что стоит за возвращением СДС на восточный берег Евфрата

Некоторые отряды курдов из «Сил демократической Сирии» (СДС) начали возвращаться с северо-запада Сирии в долину реки Евфрат для продолжения борьбы с боевиками группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). Об этом сообщил во вторник журналистам на брифинге полковник американских Сухопутных войск Райан Диллон, официальный представитель штаба операции Inherent Resolve («Непоколебимая решимость»), которая осуществляется в Ираке и Сирии группой стран во главе с США. «Мы видим, что все больше курдских бойцов возвращаются в долину реки Евфрат для продолжения борьбы с боевиками ИГ. Как вы помните, несколько недель назад пришлось приостановить операции в данном районе, поскольку отряды [курдов из СДС] были отвлечены [на решение других задач]», — отметил он. Трансляция брифинга, который Диллон проводил из Багдада, велась на сайте Пентагона. В начале марта представителям Пентагона пришлось признать, что наземная операция против ИГ была приостановлена еще в феврале, потому что часть курдов из СДС, сражавшихся в долине Евфрата, направилась воевать с турками на северо-запад Сирии — в Африн. Как тогда подчеркнул майор Эдриан Рэнкайн-Гэллоуэй, это означает, что отвоевывать захваченную боевиками ИГ территорию получится не так быстро, как предполагалось. «Возвращение отрядов СДС, безусловно, поможет в ликвидации последних очагов сопротивления боевиков», — заметил Диллон. Он отказался уточнить, о какой численности курдских бойцов идет речь. Генштаб турецких ВС объявил 20 января о начале операции «Оливковая ветвь» против курдских отрядов «Сил народной самообороны» (входят в СДС) и партии «Демократический союз» в Африне, где на тот момент проживали порядка 1,5 млн курдов и беженцев из других областей Сирии. Эти организации Анкара считает террористическими. Турецкие войска вошли в город Африн 18 марта, вытеснив оттуда курдские отряды, а 24 марта Генштаб заявил о взятии под контроль всего района. Вашингтон, в том числе министр обороны Джеймс Мэттис, уже неоднократно выражал «обеспокоенность» действиями Турции в Африне, подчеркивая, что они «отвлекают внимание от борьбы с ИГ». Из этого сообщения следует несколько принципиальных выводов.

  1. Как мы и предполагали ранее, турки не решились продолжать свою операцию по выдавливанию курдов с северных районов Сирии. Более того, они уперлись даже не сколько в Манбидж, в котором демонстративно были дислоцированы американские и французские военные, сколько в попытке поставить под свой контроль даже Телль-Рифаат. Причем в последнем случае речь уже идет о сирийских правительственных силах и их союзниках в лице РФ и Ирана. То есть, президент Турции Р.Т.Эрдоган логически завершил военную операцию в Африне путем в основном откровенных уступок Москве и Тегерану в рамках содействия процессу эвакуации боевиков из Восточной Гуты. И вся эта операция затевалась собственно ради только одного — подготовки необходимого фона внутри Турции в рамках объявления досрочных парламентских и президентских выборов, итог которых сейчас вызывает серьезное сомнение с точки зрения сохранения Р.Т.Эрдоганом абсолютного большинства. С учетом резкого оттока сторонников и электоральной базы из рядов главного союзника турецкого президента в правительственной коалиции в лице националистов он решил сыграть именно на этом сегменте турецкого населения путем операции в Африне. При этом изначально операция была задумана «как маленькая победоносная война», и, когда она начала буксовать, Р.Т.Эрдогану пришлось идти на серьезные уступки Москве и Тегерану.
  2. Главными бенефициарами этой ситуации помимо Москвы стали американцы. Напомним, что отток курдов на защиту Манбиджа, а перед этим Африна, создал серьезный вакуум силы в регионе восточнее Евфрата. США еще не успели создать там альтернативную суннитскую структуру власти (Трамп еще только выбивает деньги из своих аравийских союзников на эти цели), и возвращение курдов в этот район обусловлено прежде всего тем, что надо сдерживать возможную экспансию проправительственных сил в этот регион, а не борьбой с ИГ. И озабоченность американцев тем более стала возрастать, чем активнее в приграничном районе с Ираком начали работать иракские ВВС и проиранские подразделения «Аль-Хашд аш-Шааби». Тем более, что курды ушли в том числе и из приграничных районов, чем тут же воспользовались проиранские группы с иракского направления.

Ирак продолжит преследовать боевиков террористической группировки «Исламское государство» и наносить по ним воздушные удары в Сирии, однако не собирается вмешиваться во внутренние дела соседней страны. Об этом заявил во вторник на еженедельной пресс-конференции в Багдаде иракский премьер Хейдар аль-Абади, выдержки из которой приводит его канцелярия.  «Мы отдали приказ нанести болезненные удары по «Даиш» (арабское название ИГ — прим. ТАСС) на сирийской территории на основе разведывательных данных и застали их врасплох точечной воздушной операцией, которая поразила их лидеров и боевиков, — отметил он. — И эти атаки продолжатся, мы будем преследовать их в любом месте и не позволим находиться на земле Ирака». По словам Х.аль-Абади, группировка ИГ «возникла в Сирии, пересекла границу и вошла на территорию Ирака, захватив его города». Это сильный ход, поскольку дело обстояло ровно наоборот, и этот момент настораживает, поскольку демонстрирует неготовность Багдада идти на серьезные уступки суннитской общине Ирака в рамках ее инкорпорирования в реальную власть.  «Когда они пришли к нам, мы заплатили погибшими, — сказал он — Однако нам пришлось принести еще большие жертвы, приняв решение освободить нашу землю, поэтому мы не готовы к тому, чтобы они вновь вернулись, и не допустим этого. Мы не только не прекратим авиаудары по террористам, но и сделаем против тех из них, кто остается за пределами Ирака, еще больше». Что именно, премьер не пояснил. 19 апреля ВВС Ирака по приказу Х.аль-Абади нанесли серию ударов по объектам боевиков на сирийско-иракской границе. Как заявили в Багдаде, операция проводилась в тесной координации с Дамаском и при согласовании с Ираном и РФ. Целями налетов, в которых были уничтожены 36 боевиков, стали расположения террористов в окрестностях пограничного с Ираком города Бу-Кемаль. Позднее телеканал «Ас-Сумария» со ссылкой на иракскую разведку сообщала, что в результате рейдов был ликвидирован один из заместителей главаря ИГ Абу Бакра аль-Багдади, известный как Абу Лакман ас-Сури, ответственный за вербовку и переброску террористов-смертников в Ирак. То есть налицо резкое усиление совместных операций по зачистке от сторонников ИГ приграничных районов Сирии и Ирака, что безусловно крайне тревожно для США. Отсюда и резкая активизация усилий по возвращению курдских отрядов в этот регион. При этом надо отметить, что само по себе это может  реанимировать риски суннитско-курдского противостояния, но факт в другом — в Сирии США не подготовили до сих пор альтернативу курдам в качестве своей основой опоры «на земле». И это диктует необходимость возобновления усилий Москвы и Тегерана после проведения выборов в Турции в рамках стимулирования Р.Т.Эрдогана на движение вперед на Манбидж или в направлении на иные подконтрольные курдам районы на севере Сирии.

52.19MB | MySQL:103 | 0,495sec