В последнее время в средствах массовой информации появились сведения, свидетельствующие о стремлении Израиля не только к более тесным отношениям с НАТО, но и даже о его вступлении в этот военно-политический блок. Сообщается, что в Иерусалиме идут дискуссии о том, каким образом строить отношения с североатлантическим альянсом.
* * *
Блок НАТО, в который входят 26 стран, был создан 4 апреля 1949 года в Вашингтоне. Сегодня его руководство претворяет в жизнь программу специального сотрудничества с семью средиземноморскими странами, не входящими в альянс (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис). Если основополагающие документы блока не будут изменены, эти страны никогда не смогут в него войти. Причина проста: страны, находящиеся вне Европы и Северной Америки, не смогут стать членами альянса. Например, Австралия и Новая Зеландия, идеологически и политически близкие к НАТО, никогда не смогут стать его членами именно по этой причине.
Кроме того, по мнению многих экспертов, НАТО представляет собой прежде всего военный и лишь потом политический альянс. Поэтому приглашения к вступлению должны направляться только в случае наличия серьезных оснований военного характера для приема новых членов и только при условии, что эти новые члены способны внести позитивный военный вклад в развитие и укрепление блока.
Любая страна, вступающая в НАТО, подпадает под защиту статьи 5 Устава альянса, в которой сказано: «Вооруженное нападение на одного или более чем одного из них в Европе или Северной Америке должно рассматриваться как нападение на всех». Эта гарантия безопасности представляет собой самое высокое обязательство из тех, которые только может взять на себя любая страна. Однако многие американцы не желают подвергать риску военнослужащих США и тратить деньги налогоплательщиков на защиту других стран, стремящихся вступить в НАТО, поскольку в большинстве случаев в военном отношении они крайне слабы. Поэтому популярно мнение, что массовый прием новых членов может превратить НАТО в неэффективную и нерешительную организацию.
Первой попыткой выйти из тупика стало предложение, сформулированное странами НАТО на встрече в Стамбуле, состоявшейся в конце июня 2004 года. Как сообщала израильская газета «Гаарец», лидеры альянса решили укрепить отношения с семью странами в рамках «Средиземноморского диалога». Учрежденный десять лет назад, он фактически бездействовал. Отныне взаимоотношения этих стран с НАТО именуются «партнерство», которое позволит этим странам укрепить свои военные отношения с блоком, а министры иностранных дел и обороны этих государств смогут принимать участие в его заседаниях. Подобная кооперация предусматривает, в частности, проведение совместных военно-морских учений, противодействие террористическим угрозам и военные реформы.
* * *
24 февраля 2005 года Израиль посетил генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Визит главы североатлантического альянса стал первым визитом за всю историю еврейского государства. Израильтяне особо отметили, что нынешний генсек в недавнем прошлом был главой МИДа Нидерландов. Это в Израиле посчитали хорошим знаком, так как Амстердам выступает за расширение участия блока в событиях, происходящих на Ближнем Востоке. Впрочем, пока НАТО воздерживается от проникновения в регион — у него хватает проблем в Европе.
Тем не менее Схеффер дал понять, что не исключает участия альянса в миротворческой операции в зоне израильско-палестинского конфликта. Правда, для этого необходим мирный договор между противоборствующими сторонами. Кроме того, он заявил о намерении альянса расширить военное сотрудничество с Израилем — прежде всего, в сфере разведки и борьбы с контрабандой оружия, а также в области морского патрулирования и охраны специальных объектов.
Между тем агентство Джуиш ньюс со ссылкой на высокопоставленный источник из администрации НАТО сообщило, что не афишируемой целью визита была предварительная проработка вопроса о возможности вступления Израиля в североатлантический союз. По его словам, решение предложить еврейскому государству план поэтапного вхождения в НАТО встало на повестку дня еще в 2002 году, после того как альянс пересмотрел свою стратегию в свете объявленной международным терроризмом войны Западу. В ходе кулуарных совещаний на стамбульском саммите НАТО в июне 2004 года было решено, что в существующих условиях жизненно важно интегрировать Израиль в единую трансатлантическую стратегию. По словам источника, вхождение в НАТО «усилит безопасность Израиля и облегчит ему достижение мира с палестинцами, другими странами региона и позволит преодолеть чувство изоляции в ООН».
Итогом визита стала договоренность о проведении нескольких учений НАТО при участии израильской армии. По мнению газеты «Гаарец», «даже если Схеффер не приведет Израиль в НАТО, он уже привел НАТО в Израиль».
* * *
Западные военные эксперты считают, что Израиль подходит блоку по всем параметрам. Это — демократическая страна, имеющая рыночную экономику и способная внести ощутимый вклад в общую оборону. В отличие от некоторых новых членов НАТО Израиль только усилит альянс, обладая развитой инфраструктурой, первоклассным офицерским корпусом и отличной армией, готовой действовать при любых условиях военного противостояния.
Израиль тратит почти 10% своего ВВП на оборону, его действующие вооруженные силы насчитывают 167 тысяч мужчин и женщин, а корпус резервистов — 358 тысяч. В его распоряжении ядерный потенциал (правда, официально не признаваемый) в 200 ядерных боеголовок, прекрасно экипированные ВМС и ВВС.
Разведывательные возможности Израиля жизненно важны для ведения глобальной войны с террором, ибо мало кто разбирается так же хорошо в этом вопросе. История заставила Израиль стать государством-воином. Поэтому его присоединение к НАТО только повысит потенциал блока.
«В настоящее время израильское правительство и официальные представители НАТО совместно рассматривают возможности расширения партнерства», — отмечает глава израильского Института политики и стратегии Узи Арад. Со своей стороны, натовцы сообщили, что в феврале нынешнего года Израиль представил целый ряд предложений, направленных на расширение сотрудничества с альянсом, которые включают борьбу с терроризмом, с распространением оружия массового уничтожения, военную подготовку и развитие различных систем оружия.
В переговорах с НАТО активно участвует израильский посол в Европейском союзе Одед Эран. «Мы считаем, что находимся в ненормальной и даже в абсурдной ситуации, — подчеркнул он. — Мы являемся членами ООН, Всемирного банка и Международного валютного фонда. Однако Израиль не входит ни в какую региональную или военную организацию. Поэтому вступление в НАТО создаст для него некоторое психологическое ощущение безопасности».
По сообщениям израильских СМИ, Всемирный еврейский конгресс намерен обратиться к руководству НАТО с просьбой предоставить еврейскому государству статус ассоциированного члена. По мнению председателя конгресса Исраэля Зингера, присоединение к блоку даст израильтянам гарантии безопасности. «В этом случае все миротворческие усилия Израиля будут рассматриваться более внимательно, — заявил он. — А весь арабский мир посмотрит на нас другими глазами». Кроме того, как считает Зингер, вступление в НАТО станет связующим звеном между нациями Европы и Ближнего Востока.
В начале марта в конгресс США была внесена резолюция, в которой выражена поддержка вступлению Израиля в НАТО. В преамбуле говорится, что конгресс выступает за повышение уровня взаимоотношений еврейского государства с НАТО до статуса ведущего члена «Программы индивидуального партнерства» с альянсом в качестве первого шага к включению Израиля в состав НАТО в качестве полного члена со всеми соответствующими правами, привилегиями и кругом ответственности.
* * *
В Израиле стратегическими исследованиями по отношениям с НАТО занимается Междисциплинарный центр в Герцлии. Тамошние аналитики предлагают несколько путей для быстрого сближения с альянсом. Согласно одному из них, Израиль должен пойти по «шведской модели» — вступить в Североатлантический совет по партнерству, который позволит активно участвовать в деятельности НАТО, но без членства в альянсе.
Есть и другой вариант. Он подразумевает, что в рамках плана израильско-палестинского урегулирования «Дорожная карта» мировое сообщество должно гарантировать не только создание палестинского государства, но и безопасность Израиля. Для этого вступление Израиля в НАТО должно быть вписано в последний этап плана наряду с созданием независимого палестинского государства.
Впрочем, некоторые израильские аналитики считают, что независимость в принятии стратегических решений, которой пользуется Израиль сегодня, гарантирует большую безопасность, чем партнерство с НАТО. К тому же после того как Израиль станет лишь одной из стран — членов альянса, есть опасность потерять особый характер контактов с Вашингтоном.
Надо признать, что кое-кто из руководителей НАТО к израильским инициативам относится с определенной осторожностью. Многие члены альянса, связанные статьей устава НАТО о коллективной безопасности, не хотят видеть в своих рядах страну, которая фактически находится в состоянии войны. Политические позиции ряда членов блока и реакция, которую вызовет подобный шаг в арабском мире, тоже могут в обозримом будущем помешать состояться военному союзу Израиль–НАТО.
И все-таки большинство экспертов считают, что вступление Израиля в НАТО может сослужить добрую службу и самому блоку. По их мнению, его структуры громоздки и неповоротливы, их переориентация на борьбу с терроризмом может занять много драгоценного времени, да и опыта антитеррористической деятельности у НАТО, по большому счету, не много. Кроме того, североатлантический альянс, помимо терроризма, борется с распространением ядерного оружия, других видов ОМП, прочими «не конвенциональными» угрозами. Так что Израилю и НАТО есть, что предложить друг другу.