Израиль: изменение в порядке утверждения планов строительства в еврейских поселениях

Как известно, контролируемые Государством Израиль на протяжении вот уже более полувека территории  Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) не были им аннексированы и не являются на сегодняшний день частью его суверенной территории. Соответственно с этим в качестве суверена на этих территорий со времен Шестидневной войны 1967 года остается ЦАХАЛ, выбивший с этих территорий иорданскую армию и взявших их под контроль в ходе упомянутой войны. Для управления жизнью гражданского населения на этих территориях ЦАХАЛом было создано и до сих пор сохраняется структурное подразделение, именуемое Гражданской администрацией. В прошлом Гражданская администрация действовала также на Голанских высотах (до их официального включения в состав суверенной территории Государства Израиль в декабре 1981 года, на Синайском полуострове (до ликвидации на полуострове еврейских поселений и его полного возвращения под контроль Египта в 1982 году) и в секторе Газа (до реализации программы «Размежевание», ликвидации еврейских поселений этого района и вывода из него израильских войск в сентябре 2005 года).

Юридической основой управления гражданской жизнью населения Иудеи и Самарии остаются иорданские законы (а в прошлом на Голанских высотах, на Синайском полуострове и в секторе Газа – соответственно сирийские и египетские законы), отчасти корректируемые специальными законодательными распоряжениями командующего Центральным военным округом ЦАХАЛа, под управлением которого находятся упомянутые территории.

После подписания Норвежских соглашений и создания Палестинской национальной администрации (ПНА) в середине 1990-х годов подавляющее большинство арабского населения Иудеи и Самарии оказалось под контролем ПНА (так называемые зоны А и В). Соответственно полномочия израильской Гражданской администрации в отношении этого населения свелись к выдаче разрешений на работу в еврейских поселениях и на суверенной территории Государства Израиль и к другим, отнюдь не повседневным бюрократическим актам. Арабское население зон С, оставшихся под полным израильским контролем, сравнительно малочисленно. Что касается жителей еврейских поселений, которые все без исключения сосредоточены в зонах С, до их внутренняя жизнь по большей части регулируется израильскими законами. Однако остается, по меньшей мере, одна принципиально важная для развития еврейского поселенчества в Иудее и Самарии сфера, в которой оно по-прежнему практически целиком зависит от Гражданской администрации и от иорданского законодательства. Речь идет о земельном праве, в соответствии с которым Гражданская администрация выдает израильтянам разрешения на строительство в Иудее и Самарии.

В частности до сих пор в этом отношении в Иудее и Самарии действовал иорданский закон, согласно которому, когда израильская Гражданская администрация намеревалась обнародовать планы строительства в еврейских поселениях или планы строительства нового поселения, она обязана была сделать это в как минимум двух газетах на арабском языке. Номинально предполагается, что данный пункт закона дает возможность тем, чьи экономические права могут пострадать от реализации конкретных планов, своевременно узнать о них и подать протест, замечание, требование изменить планы. Однако в реальности упомянутый пункт закона неоднократно служил на протяжении последних лет в качестве оружия, направленного против еврейского поселенчества, поскольку газеты, связанные с ПНА (наибольшее распространение в ПНА имеют издающаяся в Восточном Иерусалиме газета «Аль-Кудс» и издающаяся в Рамалле газета «Аль-Аям», а также официальный орган властей ПНА газета «Аль-Хаят аль-Джадида»), отказывались принимать объявления о планах строительства в еврейских поселениях в попытке помешать тому, что власти ПНА именует «расширением израильской оккупации». Таким образом, властям ПНА удавалось ощутимо тормозить процесс утверждения строительства в еврейских поселениях Иудеи и Самарии.

Чтобы найти решение это проблемы заместитель министра обороны Израиля раввин Эли Бен-Дахан, являющийся членом тесно связанной с поселенческим движением религиозно-сионистской партии «Еврейский дом» (во главе нее стоит министр просвещения Нафтали Беннет), в течение длительного времени добивался (следует помнить о том, что реальная сила в Министерстве обороны Израиля сосредоточена в руках министра Авигдора Либермана, представляющего партию «Наш дом – Израиль») издания специального распоряжения командующим Центрального военного округа, согласно которому публикация планов строительства в еврейских поселениях Иудеи и Самарии может осуществлять не только в газетах ПНА на арабском языке, но и в альтернативных СМИ, например, на ивритоязычных интернет-сайтах самой израильской Гражданской администрации.

И вот, наконец, усилия раввина Эли Бен-Дахана увенчались успехом. Командующий Центральным военным округом ЦАХАЛа генерал-лейтенант Шай Падан подписал распоряжение, позволяющее продвижение планов строительства в еврейских поселениях Иудеи и Самарии без необходимости опубликовывать их предварительно в газетах ПНА на арабском языке. Заместитель министра обороны раввин Эли Бен-Дахан заявил в субботу вечером в связи изданием упомянутого распоряжения командующим Центрального военного округа: «Один из путей, пользуясь которым, палестинцы могли до сих пор мешать (еврейскому – В.Ч.) строительству в Иудее и Самарии, был отказ публиковать объявления о (еврейском – В.Ч.) строительстве в Иудее и Самарии. Больше этого не будет. По моему указанию юридический советник территориальной дивизии Иудеи и Самарии подготовил предписание командующего военным округом, позволяющее публикацию, в том числе и на ивритоязычных интернет-сайтах, и я рад, что командующий Центральным военным округом подписал это распоряжение. Таким образом, я удалил существенное препятствие, мешавшее осуществлению решений правительства Израиля о строительстве (в еврейских поселениях – В.Ч.) в Иудее и Самарии».

Проживая на протяжении более четверти века в Иудее и Самарии и принимая на протяжение многих лет участие в работе местных органов власти еврейских поселений, автор может на основании личного опыта утверждать, что, вопреки кажущейся минорности упомянутого нововведения, оно неизбежно будет самым серьезным образом способствовать ускорению темпов реализации планов строительства – прежде всего, жилищного строительства – в еврейских поселениях Иудеи и Самарии. Следует помнить о том, что такое строительство ведет к быстрому росту абсолютной численности и удельного веса еврейского населения данных районов, окончательный политический статус которых еще не определен. Не приходится сомневаться в том, что именно от этих цифровых показателей будут зависеть решения об их включении в состав суверенной территории Государства Израиль.

52.2MB | MySQL:103 | 0,513sec