Об аудиообращении пресс-секретаря «Исламского государства» и его значении. Часть 1

Террористическая организация «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) 22 апреля опубликовала в приложении Telegram 49-минутное аудиообращение своего спикера Абу аль-Хасана Мухаджира под названием «Следуя указаниям». Примечательно, что запись не так сложно найти в приложении Telegram, но сейчас речь не об этом. Аудиозапись стала первым большим выступлением  лидеров  ИГ за долгий период — почти за год. Спикер террористов заявил, что «халифат» не потерпел поражения, а борьба с немусульманами и отступниками только начинается. Важнейшим нововведением стал призыв к боевикам сфокусировать внимание на арабских государствах Ближнего Востока, а не совершать одиночные теракты на Западе. Таким образом, лидеры террористов заявили о начале «новой фазы джихада». В обращении пресс-секретарь «Исламского государства» призвал «перенаправить праведный гнев на власти арабских государств, которые являются отступниками.  После этого Мухаджир заявил, что «нет никакой разницы» между борьбой с властями Саудовской Аравии, Египта, Ирана и палестинцами и их союзниками на Западе, американскими или русскими крестоносцами». Спикер ИГ добавил, что «арабы заслуживают более жесткого обращение, так как их отношение к исламу более бесчеловечное».

Смена стратегии ИГ говорит о полном поражении основных идеологических догм, на которых зиждилась вся суть организации, которая еще 2-3 года назад представляла собой квазигосударственное образование. Речь идет кончено о призыве атаковать арабские государства региона, а не заниматься захватом и удержание обширных территорий. К слову, в предыдущем обращении, в июне 2017 года, звучал призыв сосредоточиться на организации терактов в Европе, США и России. К тому же тогда отмечалось, что следует использовать «волков-одиночек» из числа мусульман, проживающих в западных странах. Сейчас, как мы видим, ИГ меняет подходы и методы борьбы. Возникает вопрос: зачем? На самом деле, смена стратегии и основных идеологических догм ИГ была ожидаема. Это не стало чем-то уникальным и неожиданным. ИГ потерпел полное поражение, как в Сирии, так и в Ираке. Террористы потеряли контроль над такими важными городами, как: Рамади, Синджар, Фаллуджа в Ираке, Пальмира в Сирии, а также Сирт в Ливии. Боевики потеряли 95% территорий, которые ранее находились под их контролем. Международной коалицией по борьбе с ИГ во главе с США были отбиты две «столицы» квазигосударства – Ракка в Сирии и Мосул в Ираке. Благодаря деятельности российских ВКС был нанесен ощутимый урон логистическим путям, благодаря которым ИГ  пополняло казну путем экспорта сырой нефти через Турцию. Все это привело к значительному ослаблению группировки.

Фиксировался серьезный раскол в ряжах боевиков. Некоторые сторонники ИГ вернулись «домой», еще большее число террористов просто было уничтожено. Началось брожение  в рядах джихадистских группировок в Сирии и Ираке. Значительное число боевиков ушли в ряды многочисленных организаций, близких к «Братьям-мусульманам» (запрещено в РФ). Этому была простая причина: у таких организаций было и есть какое-никакое будущее, против них не направлены армии США и России, их не бомбят днем и ночью, у них есть респектабельные спонсоры, в Лондоне, и в арабских странах Залива. Одним словом, ИГ потерпело полное поражение. Следовательно, лидеры организации начали судорожно искать пути решения своих проблем в попытке продлить жизнь группировке. Смена акцента на арабские государства региона – почти беспроигрышный вариант. Арабская улица подержит данный шаг. Кроме того, с технической точки зрения организовать теракт в странах региона куда легче, чем в далекой Европе и тем более в России или США.

Что же касается идеологических догм группировки, то здесь стоит остановиться подробнее. Для ИГ идея контроля территорий и формирование государственных институтов являлась идеей фикс. В этом была ее отличительная черта и конкурентное преимущество по отношению к другим террористическим организациям исламского мира. Идеологи ИГ в своем журнале Dabiq (позже Rumiyah) много рассуждали о необходимости контроля территорий. Без этого, по их мнению, невозможна «салафия», то есть подражание «праведным предкам», невозможен «халифат». Ведь праведные халифы средневековья, рассуждают они, контролировали территорию, что позволяло им устанавливать порядки, по которым должен жить исламский мир. Радикалы, разумеется, переиначивая в своих интересах жизнь средневекового Арабского халифата, пришли к выводу: чтобы вернуть былое величие, нужно контролировать земли. И нынешнее состоянии е– тотальное поражение идеологии и самой сути ИГ.

Наличие якобы «государства» давало им возможность претендовать на главную роль в иерархии террористов. «У «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) были победы ( 11 сентября 2001 г.), но она не способна установить «праведную «исламскую» практику», так как у нее нет земли». Это почти прямая цитата из журнала Dabiq. По мнению лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири, нужно атаковать «дальнего врага» – страны Запада (к которой он, кстати, причислял и Россию). Но иракская «Аль-Каида» пошла по иному пути и начала атаковать «ближнего врага». Ее основной мишенью стали местные мусульмане, не поддерживающие радикальную идеологию, и в особенности шииты. Позже из этого ответвления родилось ИГ. Нынешнее обращение является символом поражения организации. Группировка, которая еще три года назад являлась квазигосударством, чеканила свою собственную монету и имела «губернаторов», превратилась в классическую террористическую организацию, коих в мире сотни и тысячи.

52.26MB | MySQL:103 | 0,488sec