О последствиях выхода США из СВПД для экономических отношений ЕС с Ираном

Евросоюз должен быть готов к негативным последствиям выхода США из ядерной сделки с Ираном. Об этом заявил в среду глава Евросовета Дональд Туск на пресс-конференции в Софии в преддверии саммита ЕС — Западные Балканы. «Мы рассматриваем способы защиты европейских компаний от негативных последствий выхода США. Я хочу, чтобы Еврокомиссия получила зеленый свет и была готова действовать, если европейские интересы пострадают», — сказал он. По словам Туска, «Евросоюзу необходим объединенный фронт» в отношении иранской сделки. «Я хочу, чтобы лидеры подтвердили, что ЕС будет поддерживать соглашение с Ираном до тех пор, пока Иран будет его выполнять. Это соглашение полезно как для европейской, так и для глобальной безопасности, и именно поэтому мы его поддерживаем», — подчеркнул глава Евросовета. В отличие от Соединенных Штатов, озабоченность Европейского союза в отношении Ирана ограничивается ядерной программой Ирана, а не его более широкой региональной деятельностью. Соответственно, Брюссель готов сотрудничать с Тегераном для продолжения СВПД, несмотря на выход Вашингтона, если сделка заблокирует   ядерную программу Ирана. В конце концов, подписание ядерного соглашения в 2015 году способствовало активизации экономических связей между ЕС и Ираном. В настоящее время Европейский союз закупает примерно 700 000 баррелей иранской нефти в день, и хотя неопределенность в отношении намерений  США после прихода Д.Трампа к власти сдерживала   развитие торговли, европейские компании планировали осуществить ряд очень серьезных инвестиций в Иран, которые включали в себя энергетические, автомобильные и железнодорожные сделки, а также соглашение Airbus о продаже 100 самолетов. В этой связи американские эксперты полагают, что Иран не может в настоящее время выйти из сделки и возобновить обогащение урана: Тегеран будет ждать результатов практических шагов европейцев в рамках достигнутых на днях итогов двусторонних консультаций. Решительная риторика Туска в принципе говорит о том, что он получил обнадеживающий и безапелляционный сигнал от лидеров «европейской тройки» (ФРГ, Великобритания, Франция), без этого обстоятельства он бы такие заявления делать бы не стал. Это означает также то, что европейцы не теряют надежды на то, чтобы убедить американцев в необходимости допустить определенные исключения из правил для европейских компаний. Если откровенно, то этот вариант выглядит маловероятно с точки зрения и американских экспертов, и обыкновенной логики: в таком варианте весь ход действий США является в многом бесполезным. По мнению американских экономистов, иранские официальные лица заявили, что хотели бы, чтобы Брюссель предоставил гарантии Тегерану в течение 45 дней — двух месяцев, но масштабы новых санкций осложняют любые надежды на то, что Европа и Иран смогут найти какую-то вариант к 7 августу. Особенно если учесть, что  Вашингтон, в дополнение к другим мерам, запретит любой иностранной компании продавать гражданские самолеты Ирану или инвестировать в автомобильный сектор страны под угрозой запрещения бизнеса в Соединенных Штатах. Этот шаг безусловно в первую очередь бьет по французским автопроизводителям «Ситроен» и «Рено». Кроме того, убытки безусловно понесут и немецкие автомобилестроители. К 4 ноября  Вашингтон должен ввести аналогичные запреты на любую иностранную компанию, инвестирующую или торгующую с энергетическим сектором Ирана, наряду с другими санкциями.  Обе эти меры серьезно ограничат как общеевропейские инвестиции и торговлю с Ираном, а также  экспорт иранской нефти в страны ЕС.

Как полагают американские аналитики, связанные с Министерством торговли США,   у Брюсселя мало вариантов, если он хочет обойти санкции США в отношении неэнергетической торговли. Среди ввариантов следующий набор опций.  Европейский союз может ввести «блокирующие» правила, чтобы препятствовать введению санкций США на территории ЕС, запрещая европейским компаниям выполнять американские санкции. То есть вывести деятельность европейских компаний под чистую юрисдикцию ЕС. Брюссель в свое время рассматривал аналогичные положения, в том числе замораживание американских активов, в 1990-х годах для защиты европейских компаний, ведущих бизнес с Кубой и Ираном, от  санкций США, которые Брюссель рассматривал как экстерриториальное применение закона США по подрыву европейского суверенитета. И надо отметить, что в отношении Кубы этот вариант сработал. При этом иранская тема  в то время не стояла так остро на повестке дня, поскольку Европейский союз заключил тогда с Соединенными Штатами соглашение об освобождении от ответственности за инвестиции в энергетический сектор Ирана. Однако на этот раз, по оценке американских экспертов,  Соединенные Штаты вряд ли будут столь же любезны. Сейчас европейцы обсуждают вероятность создание центра обмена информацией, который позволил  бы осуществлять сделки с Ираном в области энергетики в евро в качестве альтернативы долларовым займам. Тем не менее, любые европейские компании, занимающиеся таким бизнесом, по-прежнему будут подвергаться санкциям Вашингтона, если они будут активны в Соединенных Штатах. По сути, европейские компании будут сталкиваться с выбором между ведением бизнеса с Ираном или с Соединенными Штатами, но для большинства многонациональных европейских компаний может быть только один ответ: Соединенные Штаты. Первым звонком стала реакция французской нефтегазовой корпорации  Total, которая намерена выйти из иранского проекта «Южный Парс» в связи с санкциями США. Об этом говорится в заявлении компании, распространенном в среду. В нем указывается, что в связи с санкциями, принимаемыми США, компания «не сможет продолжать участвовать в проекте «Южный Парс. Фаза 11» и вынуждена будет прекратить все операции, которые с этим связаны, до 4 ноября 2018 года». Корпорация сделает это, «если не получит специального разрешения [освобождающего от режима санкций] от властей США при поддержке французских и европейских органов власти». «Это разрешение должно включать положения о защите компании от применения в отношении ее любых вторичных санкций по законодательству США», — говорится в сообщении. «Корпорация Total всегда заявляла, что не может позволить себе оказаться под действием любых вторичных американских санкций, которые могут привести к потере долларового финансирования международных операций банками США, (их уровень участия равен 90% в финансовых операциях Total). А также привести к потере американских акционеров, (на которых приходится более 30% владельцев акций). Или же к невозможности продолжать работу в США (компания владеет активами в США на более чем 10 млрд долларов)», — отмечается в сообщении. В нем сообщается, что «в подобной ситуации Total более не берет на себя обязательства по реализации проекта «Южный Парс» и, в соответствии с положениями контракта, регулирующими обязательства в отношениях с властями Ирана, изучит возможность получения разрешения на работу по проекту с представителями Франции и США».

Таким образом, по европейцам начинает бить их чрезмерная завязанность на американский  бизнес и доллар, как средство платежа в рамках осуществления операций по продаже углеводородов. В этой ситуации американцы забывают только о том, что эта завязанность имеет  обоюдный характер. В этой связи сомнительно, что американские держатели акций европейских углеводородных компаний будут сильно рады блокированию или обесцениванию их средств. В этой ситуации ряд экспертов говорят о том, что одним из алгоритмов решения может стать планомерное насыщение активов европейских компаний фондами европейских финансовых институтов. Таким, как ЕБРР, например. Но самый очевидный путь на сегодня для Брюсселя — это переговоры с американцами об исключениях для европейских компаний. В этой связи общее мнение американского политологического сообщества  состоит в том, что Соединенные Штаты вряд ли согласятся на исключения, если только Европейский союз не предложит полноправно участвовать в общих санкциях в рамках блокирования развития ракетной программы ИРИ и сдерживания «подрывной деятельности Ирана в региональном масштабе».  В конечном счете, у ЕС есть от трех до шести месяцев, чтобы попытаться спасти сделку — период, который Иран будет внимательно наблюдать, прежде чем принимать какое-либо решение в отношении своей ядерной программы. При этом пессимистичные настроения в Тегеране в отношении степени стойкости ЕС в общем-то сильны. Советник духовного лидера ИРИ (рахбара) Али Хаменеи по международным вопросам Али Акбар Велаяти усомнился в целесообразности переговоров с Европейским союзом по иранской ядерной программе. Об этом в среду сообщило агентство Фарс. «Я заранее знаю, что не стоит чего-либо ожидать от переговоров с европейцами, — заявил Велаяти. — Мы надеемся прийти к решению, но как долго мы должны ждать снятия американских санкций?» В этом заявлении, которое определено можно считать мнением самого рахбара аятоллы Хаменеи, есть конечно определенное лукавство. Прежде всего с точки зрения дипломатического давления на Брюссель. Но при этом иранцы похоже четко понимают, что европейцы могут предлагать такие компромиссные решения, которые их априори не устроят. Это собственно следует из последнего заявления по итогам саммита лидеров ЕС в Болгарии. По словам президента Франции Э.Макрона, на этом саммите было принят пакет решений по защите европейских компаний от действий США, но при этом есть необходимость расширить условия ядерной сделки вопросам ракетном программы Ирана и иранской деятельности в регионе. При этом очень принципиальна сама постановка этого вопроса. Суть проблемы в том, чтобы вести переговоры о достижении компромисса по ракетам и иным вопросам сепаратно от вопросов собственно СВПД. Такой вариант полностью не устраивает США. Дополнение этими вопросами собственно самого СВПД категорически не устраивает иранцев. Так что европейцам придется рано или поздно выбирать. И они похоже уже выбрали, и в этой связи очевиден некий раскол в их рядах. Прежде всего по линии Париж-Берлин. Европейский союз полагает, что соглашение по иранскому атому (СВПД), несмотря на недостатки, должно остаться в силе. Об этом заявила в четверг в Софии канцлер Германии Ангела Меркель на саммите ЕС — Западные Балканы. «Все в ЕС разделяют мнение, что оно не совершенно, но нам следует оставаться в нем и на этом основании вести переговоры с Ираном по другим темам, например по баллистической программе», — отметила немецкий канцлер. Это очень существенно дополняет высказывание французского лидера. Но в данном случае надо учитывать, что оговорки иранцев «о слабости ЕС» имеет и еще одну задачу. Тем самым Брюссель предупреждается о невозможности для Тегерана варианта формального сохранения сделки без какого-то реального подтверждения со стороны ЕС гарантий дальнейшего экономического сотрудничества. То есть от реализации того вариант, который сейчас вырисовывается на примере той же Total. Европейские компании свою деятельность в Иране сворачивают, а Брюссель при этом говорит о своей приверженности сделке, а действия своих компаний объясняет их частным характером. Такой вариант Тегеран не устраивает категорически, и он требует гарантий. А это только пакет конкретных действий в рамках купирования американских санкций.  Соединенные Штаты тщательно продумали свои последние по времени санкции в рамках своего подхода «кнута и пряника», с тем чтобы «нагнуть» ЕС в рамках своей политики.  В соответствии с новыми правилами власти США закроют существующие счета в США  или запретят открытие любых новых счетов, принадлежащих любому иностранному банку, который обрабатывает платежи через Центральный банк Ирана по любой сделке, а не только по нефтяным сделкам. (Для иностранных центральных банков, новые США меры будут применяться только к сделкам, связанным с энергетикой.) Конечная цель Вашингтона-ударить по корреспондентской банковской системе, которая лежит в основе международных финансовых операций и включает два банка в разных странах, открывающих счета друг с другом для облегчения глобальных денежных переводов. Для европейских банков, имеющих корреспондентские банковские отношения с Соединенными Штатами, потеря этого доступа  является очень болезненным вариантом. Тем не менее Соединенные Штаты могли бы предложить некоторые механизмы исключений, с тем чтобы обеспечить единство позиции с европейцами.  Если страна значительно сократит импорт нефти из Ирана, Соединенные Штаты могут отказаться от санкций, чтобы позволить банкам этой страны поддерживать отношения с Центральным банком Ирана. Этот процесс отказа может побудить страны присоединиться к давлению США на сокращение импорта нефти из Ирана, поскольку их кредиторы будут по-прежнему свободны проводить другие сделки с иранским Центральным банком. Европейский союз пока эту опцию не обсуждал, но американские эксперты уверены, что европейские компании, скорее всего, начнут сокращать импорт из Ирана до вступления санкций в силу 4 ноября.  Согласно руководству Управления по контролю за иностранными активами (ОФАК) Министерства финансов по санкциям, Государственный департамент будет принимать решения о возможных исключениях на основе темпов сокращения объемов импорта, прекращения импортных контрактов и других связанных с этим признаков того, что страна пытается существенно сократить свой импорт иранской нефти. Предыдущий президент США Барак Обама установил показатель такого сокращения примерно на 18 процентов, но нынешняя администрация может установить планку значительно выше, чтобы нанести более серьезный ущерб Ирану. Более того, каждое такое исключение  будет длиться всего 180 дней, а это означает, что страны должны существенно сокращать свой импорт нефти из Ирана каждые шесть месяцев, чтобы продолжить квалификацию для своих потенциальных исключений. И поскольку Саудовская Аравия, один из крупнейших региональных конкурентов Ирана, может вмешаться, чтобы заменить весь экспорт иранской нефти в Европу в случае необходимости, Белый дом может решить не выдавать никаких исключений в принципе.

52.25MB | MySQL:103 | 0,473sec